8
Технологическая карта урока 27
Тема урока | СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА |
Тип урока | Изучение нового материала (урок-исследование) |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Презентация «Социальные права» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sch4.clan.su/load/ prezentacija_po_obshhestvoznaniju_na_temu_quot_socialnye_prava_cheloveka_quot/17-1-0-227 |
План урока | 1. Социальная политика государства. 2. Право на жилище. 3. Право на социальное обеспечение. 4. Здоровье под охраной закона. 5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах |
Цель урока | Содействовать формированию представлений о социальных правах гражданина |
Методы и формы обучения | Методы: проблемного изучения в обучении. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Основные понятия | Социальная политика государства |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно- компетентностного опыта/ приобретенная компетентность |
Научатся: определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что означает понятие «социальное государство»; каковы основные направления социальной политики нашего государства; что предусматривает право на охрану здоровья; кто имеет право на социальное обеспечение. Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение, работать с книгой; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Вре-мя (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимо-действия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Организационный момент | 3 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, само-стоятельно формулируют цель | Фрон- тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | | | и проблему урока | | | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Социальные права» | Вопросы: – Что включает в себя социальная сфера жизни общества? – Как связаны между собой социальные и экономические вопросы в жизни общества? | Высказывают свое мнение, проводят срав- нительный анализ, приводят доказательства | Фрон- тальная | Коммуникативние: применяют правила делового сотруд-ничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – находят дополнительную информацию, анали-зируют, делают выводы | Устный опрос |
III. Изу- чение нового мате- риала | 17 | 1. Презентация «Социальные права». 2. Работа с текстом учебника, с. 182–190, и документом: Конституция РФ (см. При- ложение). | 1. Комментирует информацию пре- зентации. 2. Формулирует задание, организует беседу по вопросам: – Какими социальными правами согласно Конституции РФ обладает гражданин? – Что означает понятие «социальное госу- дарство»? | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Знакомятся с текстом учеб- ника и материалами документа, анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. | 1. Индивидуальная. 2. Работа в парах. | Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных правоотношениях. Коммуникативные: обмени- ваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, | 1. Записи в тетради. 2. Записи в тетради, устные ответы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | 3. Выполнение заданий в рабочей тетради: № 2, 3, с. 92–93 | – Кто, согласно нашим законам, имеет право на социальное обес- печение? 3. Конкретизирует задания, выполняемые учащимися, проводит индивидуальный контроль | 3. Самостоятельно выполняют задания | 3. Индивидуальная | согласовывают действия с партнером. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: применяют правила делового сотрудничества; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | 3. Задания в рабочей тетради |
IV. Первичное осмыс- ление и закрепление | 5 | Выполнение задания в рабочей тетради: № 4, с. 95–96 | Конкретизирует задание, выполняемое учащимися | Самостоятельно выполняют задание | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу. Познавательные: общеучебные – ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий | Задание в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фрон- тальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
VI. Домашнее задание | 3 | § 21. Выполнение заданий в рабочей тетради: № 6–8, с. 97 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | |
Приложение
Конституция Российской Федерации
(фрагмент)
Статья 25.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 27.
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания
и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 34.
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35.
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36.
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 37.
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39.
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.