Этапы урока/ Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Эмоциональный настрой, ситуации взаимодействия, создание положи-тельной мотивации, атмосферы заинтере-сованности. | Здравствуйте! Прошу садится. Посмотрели на меня. Улыбнулись мне, а теперь соседу по парте. Настроены на работу? Посмотрите на доску, прочитайте слово ТРУД. Все ли у вас на парте есть, что соответствует этому слову? Спасибо. Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Урок- путешествие. Любите путешествовать? СЛАЙД 2 Кто-нибудь читал роман Жюль Верна «Дети капитана Гранта»? Путешествовали по Южной Америке через Патагонию. Так вот, Жюль Верн путешествовал по Южной Америке, сидя за столом и писав свой роман. Нам тоже необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой учебник, иллюстрации, материал дополнительной литературы. | Оценивают свою готов-ность, настрой на работу. | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные УУД Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им. |
II. Актуализация опорных знаний Актуализация знаний учащихся, необходимых для усвоения новогома-териала; мотивация к предстоящейдея-тельности на уроке. | А сейчас мы проверим ваши знания по предыдущим темам. Дети 1ряд (ОВЗ) работают отдельно по маршрутному листу. Остальные со мной. У карты рассказать географическое положение Ю.А. Дан текст с пропусками. Заполнить пропуски. СЛАЙД 3 Даны климатограммы. Посмотреть и сказать к какому климатическому поясу соответствуют. СЛАЙД 4 Ребята прошли по маршруту? Нашли короткий путь? Вместе со всеми детьми проверяем. Физминутка на глаза Ребята, я вам принесла овощи: картофель, томаты, перец. Кстати, их завез в Россию из Европы Петр 1.Почему? Как это относится к нашему уроку? | Отвечают на вопрос учителя. | Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний, с помощью учителя прово-дить сравнение, устанав-ливать причинно-след-ственные связи. Коммуникативные УУД Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Личностные УУД Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
III.Формулирование темы и определение целей урока Обеспечение понима-ния учащимися целей учебно-познаватель-ной деятельности, которые служат планом урока. | - Какая тема урока? Открыли тетради, записали число и тему урока. - Каковы цели урока? | Формулируют тему урока. Определяют цели урока, опираясь на материал учебника рубрики «Вы узнаете» на с. 88. | Регулятивные УУД Уметь определять и фор-мулировать цель урока Познавательные УУД: - Формировать умение устанавливать аналогии; Коммуникативные УУД: - Участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной проблемы; - Формировать умение строить речевое выска-зывание в соответствии с поставленными задачами; Личностные: - проявление интереса к изучаемому материалу. |
IV.«Открытие» новых знаний Организовать и на-править к цели познавательную деятельность учащихся. | 1. Вступительное слово учителя. Южная Америка отличается удивительным разнообразием природных зон. В связи с преобладанием влажного климата на материке широко распространены леса и сравнительно мало полупустыни и пустыни. Большая часть экваториальных лесов, которые принято считать легкими планеты, находятся именно на этом континенте. Прежде чем познакомимся с особенностями природных зон материка Южная Америка, проведем небольшое исследование. Откройте форзац учебника. Посмотрим какие природные зоны есть в Ю.А. 2. Повторение понятия «природная зона». – Вспомните, что называется природной зоной? - Как вы думаете, какая природная зона Южной Америки и почему обладает наибольшим видовым разнообразием растительного и животного мира? 4. Характеристика природных зон Южной Америки. Работа в парах. Выполнение практической работы «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в природных зонах материка с использованием текста учебника и карт атласа». Группа №1 – влажные экваториальные леса Группа №2 – саванны и редколесья Группа №3 – степи Группа №4 – полупустыни и пустыни Пользуясь текстом учебника параграфа 36, дайте характеристику природной зоны по плану, заполнив таблицу «Природные зоны Южной Америки». Природная зона | Климат | Почвы | Растительный мир | Животный мир | | | | | | | | | | | Образцы таблиц (листы опроса), также демонстрирует ее на экране. 7. Обобщение. Подведение итогов работы в группах. Заслушиваю ответы учащихся, дополняю, обобщаю, помогаю делать выводы. По ходу выступления обучающихся демонстрирую слайды презентации: - Сельва – СЛАЙД 5,6,7 - Саванны – СЛАЙД 9 - Пампа – СЛАЙД 9 - Патагония – СЛАЙД 10 | 1. Слушают учителя. 2.Формулируют определение понятия «природная зона». 3. Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои мысли. 4. Работают в группах. Составляют характеристику приро-дных зон, пользуясь текстом учебника, кар-тами атласа, матери-алом дополнительной литературы. Заполняют таблицу. 5. Отчитываются о проделанной работе в группах, обобщают, делают выводы. Учащиеся других групп слушают и заполняют соответствующие графы таблицы. | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учению, проявлять интерес к новому учебному материалу. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить и выделять нужную информацию, осуществлять смысловое чтение; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассужде-ния об объекте, обобщать. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь составлять план действий по достижению поставленной цели. |
| Физкультминутка Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых | | Личностные УУД Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
V. Обобщение и закрепление знаний Проверить глубину понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы. | Ну а теперь посмотрим, все ли вы запомнили. Закрепление. Работаем в группах. Можно встать и подойти к первым партам. Я вам раздам пустые листы, сверху название природной зоны. А также понятия. Вам надо правильно внести понятия, которые относятся именно к вашей природной зоне. Пожалуйста начинаем. Кроссворд. 1) Многие месяцы жарко и сухо. Искривленные низкорослые деревья и кустарники. Обитают мелкие олени, свиньи-пекари, броненосцы, муравьеды, страус нанду. Саванны. (льянос) 2) Климат влажный субтропический, плодородные красновато-черные почвы. Из растительности преобладают ковыли и дикое прос. Субтропические степи. (пампа) 3) Жарко и влажно в течение года. Почвы красно-желтые ферраллитные. Многоярусные леса. Животные приспособлены к жизни на деревьях. Вечнозеленые леса. (сельва) 4) Дерево. Высота до 80 см. Ствол весь в шипах. (Сейба) 5) Любимое лакомство детей, сделано из плодов этого дерева. (какао) | 1. Самостоятельно выполняют задание (индивидуальная работа). 2. Определяют по описанию природную зону материка Южная Америка (групповая работа). | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учению, проявлять инте-рес к новому учебному материалу. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассужде-ния об объекте, обобщать. Коммуникативные УУД учиться формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Оценивать качество и уровень усвоениямате-риала урока, результатов работы. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Высказывания детей. Оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. | Ребята, мы закончили совместное путешествие по Южной Америке. Посмотрели, насколько разнообразна ее природа. Вам понравилось? Вернемся к проблеме, поставленной в начале урока: какая природная зона Южной Америки и почему обладает наибольшим видовым разнообразием растительного и животного мира? Предлагаюзакончить следующие предложения. 1 ряд «Сегодня на уроке я … (научился, узнал)»; 2 ряд «Полученная информация позволила мне сделать вывод, что…»; 3 ряд «На сегодняшнем уроке для меня наиболее важным открытием было …» Наш урок подошел к концу, надеюсь, что наше путешествие по природным зонам Южной Америки не оставило вас равнодушными. Благодарю всех за работу. | Высказывают свои мысли, делают выводы по уроку. Работают над решением проблемы, поставленной в начале урока. | Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД Уметь давать оценку выполненной работы по заранее намеченному плану. |
VII. Домашнее задание. Закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. | Записываю и поясняю: параграф 36, индивидуальные задания. | Записывают домашнее задание. | |
Приложение.