.
.Развивающие: развивать самостоятельность, внимание, мышление.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
1.Самоопределение к деятельности, мотивация. Организационный момент. | Учитель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем теплей…». (Слайд 2) - (Психологический настрой на работу) У вас на партах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которая отражает ваше эмоциональное настроение именно сейчас: красный цвет: вы полны энергии, готовы активно работать; зелёный цвет: вы спокойны; синий цвет: вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. (Слайд 3) - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А теперь перейдём к работе. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и «классная работа». | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности. | (Слайд 4) - Прочитайте слова: смотреть, веселый, тридцать, гвозди, свежий, кукла, деревянный, позвать, двенадцать, зима, снежный, клеить, картина, пять, умножить, шестой. -По каким грамматическим признакам можно разделить эти слова? ( На части речи – существительные, прилагательные, глаголы) - Я предлагаю каждой группе выполнить это задание: 1 группа выпишет имена существительные; 2 группа – выпишите имена прилагательные; 3 группа – выпишите глаголы. Проверка по эталону. (Слайд 5 ) - Докажите, что эти слова являются именами существительными. - По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным? -Почему вы решили отнести данные слова к группе: глагол? -Какие сова остались? слова тридцать, двенадцать, пять, шестой? Почему? (Они не подходят к этим частям речи ни по одному морфологическому признаку). -Может, кто-то знает, что это за слова? (Это имена числительные) | Предметные УУД: умение определять часть речи. Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
3.Постановка учебной задачи. | -Что вы можете сказать об этой части речи? (Мы с этой частью речи не знакомы). -Так над чем мы сегодня будем работать? Давайте попробуем сформулировать тему урока (Имя числительное как часть речи). (Слайд 6) -Запишите тему нашего занятия в тетради. -Итак, мы знакомы с именами существительными, прилагательными, знаем, на какие вопросы они отвечают, какими грамматическими признаками обладают. Что мы можем сказать о числительном как грамматической категории? (Мы не знаем ничего). -Сформулируйте цель сегодняшнего урока.(Мы попытаемся узнать, какая часть речи называется именем числительным и каковы грамматические признаки этой части речи.) | Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Познавательные УУД: самостоятельное называние частей речи, формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. Регулятивные УУД: способность к определению учебной задачи |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | -Отгадайте загадки. При повторном чтении найдите имена числительные, задайте к ним вопрос (слайд 7) -Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят (Колеса) (Сколько? четыре) -Два братца купаются, а третий – насмехается. (Ведра и коромысло). (Сколько? два; Какой? третий). -Восемь ног, как восемь рук, Вышивают мухам круг. (Паук). (Сколько? Восемь, Сколько? Восемь). -Итак, на какие же вопросы отвечают числительные? Что они обозначают? -Количество предметов, отвечают на вопрос сколько? -Порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой? -Как можно назвать эти числительные? (Количественные и порядковые). - Попробуйте просклонять числительные. -Сделайте выводы. -Какими членами предложения могут быть числительные? Сделаем вывод.(слайд 8) - Итак, обобщим наши знания об имени числительном в форме кластера. (Слайд 9) - Прочитайте опорную схему. Что у нас получилось? (определение числительного) - Сравним определение, которое получилось у нас с определением в учебнике с.44. - Но числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить числительные от них? (Числительное - единственная часть речи, которую можно записать и числом, и прописью). | Предметные УУД: умение определять морфологические и синтаксические признаки имени числительного. Познавательные УУД: умение составлять модель ответа. Коммуникативные УУД: при необходимости планирование учебного сотрудничества с соседом по парте Регулятивные УУД: выстраивание своих действий в определённой последовательности. |
5. Физкультминутка | (слайд 10) Раз – мы топаем ногами, Два – мы хлопаем руками, Три – качаем головой. Руки к небу поднимаем, Опускаем руки вниз. В сторону их разведем И опять шагать начнем. | |
6.Первичное закрепление во внешней речи. | - Давайте ещё проговорим наше правило. Выполним упр. 355 учебника устно. Читаем предложения, находим числительные, задаём к ним вопросы, определяем их разряд. | Предметные УУД : применять правило на практике. Познавательные УУД: применение выведенного алгоритма на практике. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в группах. 1 группа. Вставьте пропущенные числительные во фразеологизмы. до … пота; заблудиться в … соснах; на все … стороны; как … капли воды; как телеге … колесо 2 группа. Восстановите пословицы, вставив необходимые числительные. …. раз отмерь, …. раз отрежь. …. блин комом. Конь о … ногах, да спотыкается. Обещанного …. года ждут. … вода на киселе. 3 группа. Восстановите название литературных произведений, вставив числительные. С. Маршак «… месяцев». Е. Ильина «… высота». Ю. Олеша «… толстяка». Сказка «Волк и … козлят». Ф. Искандер «…. подвиг Геракла». ! Выделите жёлтым цветом количественные числительные, а зелёным – порядковые. (Проверка, слайды 11-13) - А теперь поиграем в кёрлинг. Что обозначает это слово? (Это спортивная игра. Пущенной по льду битой (диск с рукояткой) надо попасть в вычерченную на нём мишень). (Слайд 14) -Исправьте допущенные ошибки в распределении слов по частям речи, разнесите их по верным колонкам. (Приложение 1) существительные | прилагательные | глагол | числительные | пятёрка | столетний | утроить | десятый | пятиклассник | тройной | удесятерить | четыре | двойной | пятый | одиннадцать | тройка | пятак | трёхместный | двоится | удвоить | ! Взаимопроверка. !(Проверка по слайду 15) | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; понимать усвоенный материал и то, что предстоит усвоить. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, работать в группе. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
8.Включение в систему знаний и повторение. | А сейчас каждая группа получит задание на смекалку.(Приложение 2) 1 группа. (Слайд 16) В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания на то, что знак является не буквой, а цифрой, над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры. А + А = В В x В = В + В Чему равно А и В ? 2 группа. (Слайд 17) Вспомните сказки А. С. Пушкина. Приведите примеры числительных, используемых автором. 3 группа. (Слайд 18). Смайлик! Решите лингвистическую задачку! (Учебник, с.46) Заспорили два ученика. Один говорит, что числительные обозначают числа, а другой говорит, что цифры. Кто же из них прав? Выскажите свою точку зрения и докажите её. ( При выполнении задания привлечь Толковый словарь С. Ожегова. Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт. Цифра – знак, обозначающий число) - Мы сегодня много говорили о лексическом, грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли в предложении. А как вы думаете, какое значение имеет имя числительное в речи? (Высказывания обучающихся.) 2.- Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации. -Сейчас мы создадим небольшой текст, включив в него числительные. (Слайд 19). Для 1 группы – тема «Наша школа»; для 2 группы – тема «Наш класс»; для 3 группы – «Наша классная комната». | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
|
9.Рефлексия учебной деятельности. | Подведение итогов занятия. - Какую часть речи мы изучали сегодня на нашем занятии? - Что узнали об имени числительном? (Слайд 20). «Оцени себя на занятии». Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на занятии. Занятие | Я на занятии | Итог | 1. Интересно | 1. Работал(а) | 1. Понял(а) материал | 2. Скучно | 2. Отдыхал(а) | 2. Узнал(а) больше, чем знал(а) | 3. Безразлично | 3. Помогал(а) другим | 3. Не понял(а) | | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
10.Выставление оценок. Домашнее задание. | § 47 учебника Упр. 362 | |
В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания на то, что знак является не буквой, а цифрой, над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры.
Заспорили два ученика. Один говорит, что числительные обозначают числа, а другой говорит, что цифры. Кто же из них прав? Выскажите свою точку зрения и докажите её.