СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Имя числительное"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мухинская средняя общеобразовательная школа»


.


Технологическая карта открытого урока:


«Имя числительное как часть речи»


5 класс




Выполнил:Паланичук Ирина Анатоьевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории







2017 г.


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: «Имя числительное как часть речи».

Тип урока: Урок новых знаний

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, здоровье сберегающего обучения, ТРКМ, ИКТ.

 Цель деятельности учителя: создавать условия для объяснения понятия имени числительного как части речи и формирования умений отличать имена числительные от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи, различать порядковые и количественные числительные.

Задачи:


Образовательные: развивать у учащихся умение распознавать имя числительное; определять морфологические признаки

.Развивающие: развивать самостоятельность, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, пони­мание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.


УУД


Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после её завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.

Предметные: имеют представления о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; умеют отличать числительные от других частей речи с числовым значением.


Материально-техническое обеспечение: УМК «Русский язык» для 5 класса под ред. Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. – М.: Просвещение, 2013; ПК, проектор, экран.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

1.Самоопределение к деятельности, мотивация. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Вспомните строки из известной песни: «От улыбки станет всем теплей…». (Слайд 2)

- (Психологический настрой на работу) У вас на партах лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которая отражает ваше эмоциональное настроение именно сейчас:

красный цвет: вы полны энергии, готовы активно работать;

зелёный цвет: вы спокойны;

синий цвет: вы испытываете чувство тревоги, беспокойства. (Слайд 3)

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

А теперь перейдём к работе. Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и «классная работа».

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности.

(Слайд 4)

- Прочитайте слова: смотреть, веселый, тридцать, гвозди, свежий, кукла, деревянный, позвать, двенадцать, зима, снежный, клеить, картина, пять, умножить, шестой.

-По каким грамматическим признакам можно разделить эти слова? ( На части речи – существительные, прилагательные, глаголы)

- Я предлагаю каждой группе выполнить это задание:

1 группа выпишет имена существительные;

2 группа – выпишите имена прилагательные;

3 группа – выпишите глаголы.

Проверка по эталону. (Слайд 5 )

- Докажите, что эти слова являются именами существительными.

- По каким грамматическим признакам вы определили, что эти слова относятся к именам прилагательным?

-Почему вы решили отнести данные слова к группе: глагол?

-Какие сова остались? слова тридцать, двенадцать, пять, шестой?

Почему? (Они не подходят к этим частям речи ни по одному морфологическому признаку).

-Может, кто-то знает, что это за слова? (Это имена числительные)

Предметные УУД: умение определять часть речи.

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


3.Постановка учебной задачи.


-Что вы можете сказать об этой части речи? (Мы с этой частью речи не знакомы).

-Так над чем мы сегодня будем работать? Давайте попробуем сформулировать тему урока (Имя числительное как часть речи). (Слайд 6)

-Запишите тему нашего занятия в тетради.

-Итак, мы знакомы с именами существительными, прилагательными, знаем, на какие вопросы они отвечают, какими грамматическими признаками обладают.

Что мы можем сказать о числительном как грамматической категории?

(Мы не знаем ничего).

-Сформулируйте цель сегодняшнего урока.(Мы попытаемся узнать, какая часть речи называется именем числительным и каковы грамматические признаки этой части речи.)

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД: самостоятельное называние частей речи, формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками.

Регулятивные УУД: способность к определению учебной задачи


4.Построение проекта выхода из затруднений.


-Отгадайте загадки. При повторном чтении найдите имена числительные, задайте к ним вопрос (слайд 7)

-Четыре братца друг за другом бегут, все никак не догонят (Колеса) (Сколько? четыре)

-Два братца купаются, а третий – насмехается. (Ведра и коромысло). (Сколько? два; Какой? третий).

-Восемь ног, как восемь рук, Вышивают мухам круг. (Паук). (Сколько? Восемь, Сколько? Восемь).

-Итак, на какие же вопросы отвечают числительные? Что они обозначают?

-Количество предметов, отвечают на вопрос сколько?

-Порядок предметов при счёте, отвечают на вопрос какой?

-Как можно назвать эти числительные? (Количественные и порядковые).

- Попробуйте просклонять числительные.

-Сделайте выводы.

-Какими членами предложения могут быть числительные? Сделаем вывод.(слайд 8)

- Итак, обобщим наши знания об имени числительном в форме кластера. (Слайд 9)

- Прочитайте опорную схему. Что у нас получилось? (определение числительного)

- Сравним определение, которое получилось у нас с определением в учебнике с.44.

- Но числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить числительные от них?

(Числительное - единственная часть речи, которую можно записать и числом, и прописью).

Предметные УУД: умение определять морфологические и синтаксические признаки имени числительного.

Познавательные УУД: умение составлять модель ответа.

Коммуникативные УУД: при необходимости планирование учебного сотрудничества с соседом по парте

Регулятивные УУД: выстраивание своих действий в определённой последовательности.

5. Физкультминутка

(слайд 10)

Раз – мы топаем ногами,

Два – мы хлопаем руками,

Три – качаем головой.

Руки к небу поднимаем,

Опускаем руки вниз.

В сторону их разведем

И опять шагать начнем.



6.Первичное закрепление во внешней речи.


- Давайте ещё проговорим наше правило.

Выполним упр. 355 учебника устно. Читаем предложения, находим числительные, задаём к ним вопросы, определяем их разряд.



Предметные УУД : применять правило на практике.

Познавательные УУД: применение выведенного алгоритма на практике.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах.

1 группа.

Вставьте пропущенные числительные во фразеологизмы.

до … пота; заблудиться в … соснах; на все … стороны; как … капли воды; как телеге … колесо

2 группа.

Восстановите пословицы, вставив необходимые числительные.

…. раз отмерь, …. раз отрежь.

…. блин комом.

Конь о … ногах, да спотыкается.

Обещанного …. года ждут.

… вода на киселе.

3 группа.

Восстановите название литературных произведений, вставив числительные.

С. Маршак «… месяцев».

Е. Ильина «… высота».

Ю. Олеша «… толстяка».

Сказка «Волк и … козлят».

Ф. Искандер «…. подвиг Геракла».

! Выделите жёлтым цветом количественные числительные, а зелёным – порядковые. (Проверка, слайды 11-13)

- А теперь поиграем в кёрлинг. Что обозначает это слово? (Это спортивная игра. Пущенной по льду битой (диск с рукояткой) надо попасть в вычерченную на нём мишень). (Слайд 14)

-Исправьте допущенные ошибки в распределении слов по частям речи, разнесите их по верным колонкам. (Приложение 1)


существительные

прилагательные

глагол

числительные

пятёрка

столетний

утроить

десятый

пятиклассник

тройной

удесятерить

четыре

двойной

пятый

одиннадцать

тройка

пятак

трёхместный

двоится

удвоить

! Взаимопроверка. !(Проверка по слайду 15)

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; понимать усвоенный материал и то, что предстоит усвоить.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, работать в группе.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

8.Включение в систему знаний и повторение.


  1. А сейчас каждая группа получит задание на смекалку.(Приложение 2)

1 группа. (Слайд 16)

В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания на то, что знак является не буквой, а цифрой, над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры.


А + А = В В x В = В + В Чему равно А и В ?

2 группа. (Слайд 17)

Вспомните сказки А. С. Пушкина. Приведите примеры числительных, используемых автором.

3 группа. (Слайд 18).

Смайлик! Решите лингвистическую задачку! (Учебник, с.46)

Заспорили два ученика. Один говорит, что числительные обозначают числа, а другой говорит, что цифры. Кто же из них прав? Выскажите свою точку зрения и докажите её. ( При выполнении задания привлечь Толковый словарь С. Ожегова.

Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт.

Цифра – знак, обозначающий число)


- Мы сегодня много говорили о лексическом, грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли в предложении. А как вы думаете, какое значение имеет имя числительное в речи?

(Высказывания обучающихся.)

2.- Имена числительные мы употребляем в разговорном и книжном стилях. Очень нужны числительные в деловой речи, где часто необходимы точность и краткость при передаче информации.

-Сейчас мы создадим небольшой текст, включив в него числительные. (Слайд 19).

Для 1 группы – тема «Наша школа»;

для 2 группы – тема «Наш класс»;

для 3 группы – «Наша классная комната».


Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


9.Рефлексия учебной деятельности.


Подведение итогов занятия.

- Какую часть речи мы изучали сегодня на нашем занятии?

- Что узнали об имени числительном?


(Слайд 20). «Оцени себя на занятии».


Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на занятии.


Занятие

Я на занятии

Итог

1. Интересно

1. Работал(а)

1. Понял(а) материал

2. Скучно

2. Отдыхал(а)

2. Узнал(а) больше, чем знал(а)

3. Безразлично

3. Помогал(а) другим

3. Не понял(а)



Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



10.Выставление оценок. Домашнее задание.


§ 47 учебника Упр. 362











Приложение 1

Существительные

Прилагательные

Глагол

Числительные

пятёрка

столетний

утроить

десятый

пятиклассник

тройной

удесятерить

четыре

двойной

пятый

одиннадцать

тройка

пятак

трёхместный

двоится

удвоить


Раздаточный материал

Существительные

Прилагательные

Глагол

Числительные



















Раздаточный материал

1 группа.

В старину на Руси цифры обозначались буквами. Для указания на то, что знак является не буквой, а цифрой, над ним ставился специальный знак, называемый «титло». Отгадайте, какая буква соответствовала цифре, используя следующие примеры.

А + А = В В x В = В + В Чему равно А и В ?

2 группа. Вспомните сказки А. С. Пушкина. Приведите примеры числительных, используемых автором.

3 группа.

Смайлик! Решите лингвистическую задачку! (Учебник, с.46)

Заспорили два ученика. Один говорит, что числительные обозначают числа, а другой говорит, что цифры. Кто же из них прав? Выскажите свою точку зрения и докажите её.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!