- Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей;
- Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, совершенствовать умения представлять свои знания в группе, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения; осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы
- Познавательные: накопление знаний по теме урока, преобразование информации из одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приемы, методы | Время |
1 этап. Актуализация знаний | Проверка организации рабочих мест Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем путешествие по материкам Земли. Вспомните, на каких южных материках мы уже побывали? Что объединяет эти материки и чем они отличаются друг от друга? Назовите характерные черты каждого из материков. | Вспоминают изученный ранее материал и отвечают на вопросы. | «Настроение» | 2 мин. |
2 этап Создание проблемной ситуации | Предлагаю расшифровать цель путешествия, а для этого необходимо найти ответы на вопросы. Слайд№:1-5 Ответьте на вопросы кроссворда. Что нужно, чтобы справиться с поставленной целью? Видеофрагмент №1 Слайд № 6 Создаёт для учеников проблемную ситуацию, направленную на формулирование темы урока. « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Таков материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о материке, с которым мы познакомимся на уроке. -А что же это за материк? Какие ассоциации возникли у вас при слове Антарктида? -На глобусе и картах найдите Антарктиду. Слайд №7 Итак, сегодня на уроке мы Рассмотрим особенности её географического положения Узнаем, кто и когда открыл Антарктиду Познакомимся с отважными и смелыми людьми- полярниками | ученики отвечают на вопросы АНТАРКТИДА -Грамотно и четко распорядиться временем! Отвечают на вопросы и обозначают проблему Учащиеся слушают описание материка, определяют, о чём в отрывке идёт речь и совместно с учителем формулируют тему урока. Ответ учащихся: Антарктида. Безмолвная Ледяная Холодная Безжизненная далекая | Эвристическая беседа Прием «Зашифрованное слово» «Эмоционально-интеллектуальный настрой прием «Ромашка вопросов» | 5 мин. |
3 этап Целеполагания | Предоставляет спорное утверждение, создаёт готовность к предстоящей деятельности. Почему Антарктиду относят к южным материкам, хотя она сильно отличается от них своим географическим положением и особенностями природы? | Проявляют познавательную инициативу. осознание возникшего интеллектуального затруднения, дефицита знаний. Осмысливают вопрос и формулируют ответы на них. Осознание цели предстоящей деятельности. | Мозговой штурм Прием «Тонкие и толстые вопросы» | 2 |
4 этап Планирования работы | Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предложение учащимся самим составить план. - Вспомните алгоритм работы при изучении предыдущих материков, выскажите своё мнение о том, какие вопросы, касающиеся Антарктиды, мы сегодня будем изучать. - Составьте небольшой план работы на уроке. Слайд №8 | Называют план работы на уроке. 1)Географическое положение 2)Антарктика 3)Открытие и первые исследования 4)Современные исследования Антарктиды. Записывают план работы в тетрадь. | Частично-поисковый метод Работа с учебником, поиск информации и понимание прочитанного. | 3 |
5 этап Изучение нового материала | Организация групповой деятельности Составление тематического тезауруса Слайд №9 Работа с картой. Привести примеры морей, островов, полуостровов, расположенных вокруг Антарктиды. Постановка вопросов, обозначение проблемы Организация групповой деятельности Слайд №10-13 Антарктида была открыта значительно позднее других материков. Почему, как Вы думаете? Какой вклад внесли русские моряки в открытие материка? История открытия Южного полюса самая драматичная страница истории исследования Антарктиды. Почему так считается, мы узнаем из сообщений учащихся. Работа в группах, характеристика маршрута, снаряжения, даты выхода, итогов экспедиций Р.Амудсена и Р.Скотта. -В чем вы видите героизм и самоотверженность Скотта и его товарищей по экспедиции? -Согласны ли вы с тем, что первооткрывателями --Южного полюса в равной степени можно считать и Скотта и Амундсена? Какие ещё учёные и путешественники внесли вклад в изучение материка? Каковы современные исследования Антарктиды? Слайд № 14 Видеофрагмент №2 | Определение географического положения материка (план характеристики географического положения материка) Обозначают на контурной карте моря, острова, полуострова, расположенные вокруг Антарктиды. Антарктика. Высказывают предположения: Заслушивают сообщение группы учащихся о путешествии Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Заслушивают сообщение группы учащихся об открытии Южного полюса. Обсуждение рассказа, высказывание мнения о подвиге полярников. Открытие подледного озера на станции «Восток». Работа по карте атласа. Заполнение таблицы «Исследователи Антарктиды» Российские полярные станции, Определяют, какие страны имеют полярные станции. | Поисковая практическая работа (групповая) Картографический практикум Учебная дискуссия Круглый стол обучающихся Мини-исследование Картографический практикум | 25 |
6 этап Применение нового знания. | Организация групповой деятельности Назовите особенности материка Антарктида? | Отвечают по очереди те, кому учитель передает «вымпел»: Самый удаленный Самый суровый Открыт позже других материков Самый высокий Нет постоянного населения Не принадлежит ни одной стране мира Материк мира и сотрудничества | Прием «Переходящий вымпел» | 2 |
7 этап Рефлексия (итог урока). | Обучающимся предлагается дать оценку своей работы на уроке и ответить на вопросы: - Достигнута ли цель урока? -Было ли тебе интересно на уроке? -Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке? - Смог ли ты применить ранее полученные знания? -Как бы ты оценил свою работу на уроке? | Называют тему и задачи урока, выделяют темы, вызвавшие затруднения и наиболее понравившиеся. Отмечают успешные вопросы одноклассников. | Самооценка и взаимооценка работы на уроке коррекция полученных знаний стимулирующее оценивание | 1 |
8 этап Домашнее задание | Домашнее задание разноуровневое Слайд№14 Базовый – п.38 Повышенный – п.38, закончить работу по заполнению таблицы «Исследователи Антарктиды» Творческое – написать эссе «Моя Антарктида» | Записывают домашнее задание в дневник. | мотивация перспективой предъявление учебных требований прогнозирование будущей деятельности | 1 |