Технологическая карта урока. Русский язык, 2 класс. УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова, автор учебника Н. В. Нечаева Тип урока: урок открытия нового знания Используемая технология: технология деятельностного метода обучения Ресурсы: учебник, эталоны, рабочие листы, презентация |
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова |
Цель: сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными в корне слова, ввести алгоритм проверки слов с данной орфограммой и научить писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова |
Планируемые достижения |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Знания: - алгоритм проверки слов с непроизно- симыми согласными в корне слова Умения: - применять данный алгоритм при написании слов с непроизносимыми согласными в корне | Познавательные УУД: - извлекать информацию в ходе слушания из текста, -с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию, - использовать словари в качестве дополнительных источников информации. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, планировать ход деятельности, - конструировать и проверять алгоритм, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | - мотивационная основа учебной деятельности; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач. |
ЭТАПЫ УРОКА |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне |
- Вспомните, какие основные разделы русского языка мы изучили во 2 четверти? (Правописание парных согласных в конце и в середине слова, правописание безударных гласных в корне слова) - Как вы считаете, достаточно ли вам этих знаний, чтобы правильно писать слова русского языка? - Почему? - Как мы организуем на уроке открытие новых знаний? (Мы знаем два шага учебной деятельности. 1 шаг: Что я не знаю. 2 шаг: Сам найду способ.) - С чего начнем? (Повторим необходимые знания.) | Организует диалог, в ходе которого учащиеся вспоминают два шага учебной деятельности | Повторяют шаги учебной деятельности | Личностные: самоопределение, готовность к саморазвитию; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
- Для этого проведем орфографическую минутку. Перед вами лежат рабочие листы. Прочитайте слова. ( Ска…ка, л…сток, г…ра, гри…,грус..ный) - Распределите данные слова на группы, записав каждую группу слов на отдельной строке. - Сколько групп у вас получились? - Назовите их. (Слова с парными согласными в корне слова, слова с безударными гласными в корне слова и еще одна группа) - Назовите слова 1-ой группы. - Все согласны с ответом? Поставьте результат самопроверки. - Почему данные вы слова отнесли в одну группу? Докажите. - Какие слова вы записали во вторую группу? Почему? - Поставьте результат самопроверки. - А что объединяет эти орфограммы? (Обе орфограммы в корне слова.) - Продолжаем. (В третью группу записали слово грустный) - Объясните написание данного слова. - Ребята, что же получается? Кто-то из вас вставил при написании слова грустный букву «т», кто-то оставил пустое место… - Значит, мы с вами столкнулись с ….. (затруднением) - Пользуясь эталоном, скажите, чем является для вас затруднение? (Затруднение – мой помощник в учении) | Активизирует знания учащихся и создает проблемную ситуацию через решение орфографической задачи. Контролирует выполнение работы. Выявляет у учащихся недостаточность имеющихся знаний. Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. | Делят слова на группы. Повторяют правописание слов с безударной гласной в корне слова и парной согласной в корне слова. Обосновывают выбор правильного ответа Производят самоконтроль. Находят слово с неизвестной орфограммой. Фиксируют индивидуальное затруднение. | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, контроль, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Познавательные: анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков, осознание и произвольное построение речевого высказывания; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявление места и фиксирование причины затруднения |
- Итак, подведем итог. Какое задание вы не смогли выполнить? (Правильно записать слово « грустный».) - В чём состоит ваше затруднение? (Не знаем, как написать слово грустный) - Значит, с какой новой группой слов русского языка вы сегодня встретились? (Это такие слова, в которых согласный звук не слышим, а букву пишем) - Я согласна с вами. - А как бы вы назвали такие согласные, которые не произносятся? (Непроизносимые согласные) - Верно. Такие согласные так и называются – непроизносимые согласные. - Итак, вы зафиксировали свое затруднение - А что нужно сделать, когда есть трудность? (Остановиться и подумать) - Над чем подумать? (Над причиной затруднения) - Вы готовы преодолеть трудность? | Организует подводящий диалог, направленный на выявление места и причины затруднения | Сравнивают написание и произношение слов с новой орфограммой. Знакомятся с понятием «непроизноси- мые согласные в корне слова». Выявляют место и причину затруднения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: подведение под понятие, обобщение, аналогия; Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Целеполагание Цель этапа: постановка цели и формулирование темы урока; выбор способа и средств достижения цели |
- Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться писать слова с непроизносимыми согласными) - Сформулируйте тему урока. (Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова) - Итак, цель вы для себя поставили. Тему урока сформулировали. - С помощью каких ключей вы можете достичь поставленной цели? (Прочитать текст в учебнике, найти информацию в словаре, в справочнике, нам может рассказать учитель, мы сами можем открыть новые знания и др.) - Какой способ получения знаний вы бы хотели применить на сегодняшнем уроке? (Самим открыть знания) - А в какой роли вам бы хотелось видеть меня, своего учителя? (В роли помощника и организатора) | Организует построение проекта выхода из затруднения
| Ставят цели, формулируют тему урока. Составляют план и определяют средства достижения цели. | Личностные: интерес к предметно- исследовательской деятельности; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
«Открытие» нового знания Цель этапа: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения. |
- Откройте учебник на стр.16, упр.238. - Запишите слова. Рядом запишите форму множественного числа. - Теперь запишите родственные слова. Отметьте орфограммы. - Подчеркните слова, которые являются проверочными. - Сделайте вывод о способе проверки непроизносимых согласных в корне слова. - Сравните свой вывод с выводом в учебнике. - Так как же проверить написание непроизносимой согласной в корне слова? - Приведите свои примеры. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Проговаривают новое знание, записывают в виде опорного сигнала | Познавательные: проведение аналогии и формулирование вывода; установление причинно - следственных связей; Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. |
Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание нового знания во внешней речи |
- Итак, вы познакомились с правилом написания слов с непроизносимой согласной в корне. - Кто из вас сможет объяснить правописание слов, данных в упражнении 240? - Какие знания вам необходимы, чтобы выполнить задание? - Как проверить написание непроизносимой согласной в корне слова? | Организует усвоение учащимися нового способа действий при выполнении заданий с их проговариванием во внешней речи; | Выполняют упражнение с проговаривани- ем алгоритма вслух (4-5 слов)
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структурировать и применять новые знания; Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель этапа: проверка умения применять новое знание на основе сопоставления с эталоном |
- Кто из вас сможет продолжить выполнять упражнение самостоятельно? - Кому требуется моя помощь? - Продолжайте работу. - Проверьте правильность выполнения самостоятельной работы по эталону, данному на слайде. - Поставьте результат самопроверки. - Кто выполнил работу без ошибок? - Кто допустил ошибки? | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией; контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение применять правила, пользоваться алгоритмом; Личностные: самоопределение |
Рефлексивно-оценочный этап Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка собственной деятельности на уроке, фиксация затруднения как направления будущей учебной деятельности |
- Какую тему вы изучили сегодня на уроке русского языка? - Какую цель вы поставили перед собой на сегодняшнем уроке? - Откройте «Копилку своих достижений» и заполните карточку для самооценки, которая называется «Результат». - Кому же из вас удалось достичь результата? - Так как же проверить написание непроизносимой согласной в корне слова? - Какие шаги учебной деятельности вам удалось выполнить? (Cначала мы определили, что не знаем, а затем сами открыли новое знание) - Оцените свою работу на «Лесенке успеха» - Если вы допускали ошибки в самостоятельной работе, которую мы выполняли на уроке, и у вас остались вопросы по новой теме, поставьте себя на нижнюю ступеньку. - Если не было ошибок в самостоятельной работе, вы в целом поняли тему, но остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. - Если не было ошибок в самостоятельной работе, вы знаете алгоритм и умеете правильно писать слова с непроизносимой согласной, можете поделиться с родителями и друзьями новыми знаниями, поставьте себя на самую высокую ступеньку. - Итак, кто же поставил себя на нижнюю ступеньку? - Кто поставил себя на среднюю ступеньку? Почему? - Какие «ключи» помогут вам подняться на более высокую ступеньку «Лестницы успеха»? - Кто поставил себя на самую высокую ступеньку? Почему? - Пользуясь таблицей «Выбор», оцените свою деятельность на уроке. - На уроке я работал…..(активно, пассивно) - Своей работой на уроке я…. (доволен, недоволен) - Урок показался мне….(коротким, длинным) - За урок я…. (не устал, устал) - Материал урока мне был…. (понятен, интересен, полезен; непонятен, скучен, бесполезен) - Мне бы хотелось узнать и мнения остальных учащихся о сегодняшнем уроке окружающего мира. - Пользуясь «Рефлексивным экраном», поделитесь своими впечатлениями об уроке Сегодня я узнал… Было интересно… Теперь я могу.. Меня удивило… Мне захотелось… Я почувствовал, что… - В начале урока вы отметили свое настроение на рабочих листах. Выберите изображение смайлика, соответствующее вашему настроению в конце урока. - Поделитесь своими впечатлениями. - Спасибо, ребята. Благодарю вас за сотрудничество и активную работу на уроке. | Организует самооценку учебной деятельности.
Организует рефлексию | Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят ее цель и результаты, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные:умение выражать свои мысли, формулирование и аргументация своего мнения и позиции; Регулятивные:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; Личностные:самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |