СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" новых знаний. На уроке использовалась презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»









Сценарий урока русского языка

4 класс

«Три склонения имен существительных (общее представление).

1-е склонение имен существительных»







Травникова Вера Павловна,

учитель начальных классов







Пояснительная записка

ФИО педагога: Травникова Вера Павловна, учитель начальных классов. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Класс: 4 «В»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели:

  • дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;

  • познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения;

  • учить распознавать имена существительные 1 склонения.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать навык правильного и красивого письма;

  • формировать понятие о типах склонения имён существительных;

  • повторять правила правописания слов.

Развивающие:

  • развивать умение выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • развивать умение анализировать и классифицировать, слушать товарищей;

  • развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления;

  • развивать внимание и память учащихся;

  • побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

  • создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

  • воспитание культуры общения со сверстниками;

  • содействие формированию этических норм поведения на уроке;

  • воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду.

Планируемые УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных; развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные: выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи: окружающий мир

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Формы обучения: исследование, создание проблемной ситуации.

Ресурсы урока: ПК для учителя, интерактивная доска, проектор, презентация «Три склонения», учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина.


ХОД УРОКА


Этап. Задачи этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1. Организационный этап.

Цель: Психологическая подготовка к общению.

-Добрый день!

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.


- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.

Дети стоят возле парты.

Ребята приветствуют учителя и присаживаются на свои места.


Настраиваются на работу.



Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

- Откройте тетрадь и запишите дату:

Классная работа.

- Ребята, когда я шла сегодня в школу, то увидела такую картину. На холодном асфальте, покрытом снегом, лежала маленькая веточка с одним единственным листочком. Мне стало её жалко. И я принесла её в класс. Очень бы хотелось, чтобы вы подумали и сказали: о чём мог думать этот последний осенний листок?  (Жаль, что осень кончилась. Как жаль, что я остался один и т.д.) 


- Сегодня мы прощаемся с осенью и последним листом осени. 


Минутка чистописания.

Оо


др-ж-т, осе-ий, от, л-сток, хол –да. (Слайд 2)

- Что записано? (слова)

- Что можно сделать? (составить предложение)

- Какое задание можно выполнить с предложением? (разобрать, указать часть речи и падеж)

Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску.














Прописывают образцы букв.

Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы.

Осенний листок дрожит от холода. 


Записывают предложение и объясняют орфограммы. 

Выполняют разбор предложения, указывают часть речи и падеж существительных.

Развитие каллиграфического навыка, развитие мыслительных операций.

Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения.




Поиск и выделение необходимой информации.

Формулирование своего мнения.

3. Постановка проблемы.

Цель: Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.

- Ребята, мы с вами продолжаем раскрывать тайны русского языка.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Есть один седой старик, превращаться он привык: в шляпу, в дерево, в конфеты – в общем, в разные предметы. (Имя существительное).


(Слайд 3)

- Перед вами шесть таблиц признаков имени существительного. Назовите их.




- Одна таблица осталась закрытой. Что это значит?


- А вот какой признак?






Ответы детей




Отвечают дети.

Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж.



Значит, что есть еще один признак у имени существительного.


Ребята в ожидании открытии новых знаний.

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное


Знать признаки имени существительного как части речи.


Подведение под понятие.

4. Определение совместной цели деятельности.

Цель: Обеспечить деятельность по определению целей урока.

- Прочитайте предложение. (Слайд 4)

В осеннем лесу на сосн… и на ел… поселились белки.

- Что можете сказать о предложении? (Простое предложение с однородными членами предложения)

- Найдите в предложении однородные члены. (на сосне и на ели)


- Каким членом предложения они являются?

- Какой частью речи они выражены?

- Какие признаки вы можете определить у имен существительных?

- Определите их род, падеж. Докажите свое мнение. (Слайд 5)

- Как вы думаете, какие будут окончания у данных существительных. Одинаковые или разные?


(Учитель дописывает окончания) (слайд 6)


В осеннем лесу на сосне и на ели поселились белки.


-Ребята, что вы заметили?

-Какой возникает вопрос?



- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним признаком имени существительного.


- Откройте учебник на стр. 89 и прочитайте тему урока.


- Что такое склонение?


- Что значит просклонять имя существительное?



- У слова СКЛОНЕНИЕ есть тайна. Сегодня мы её раскроем.

- Значит, какая цель нашего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

(Слайд 7)

Дети читают предложение.






Называют однородные члены предложения.



Второстепенным членом предложения.


Это имена существительные.


Род, число, падеж.

Женский род, предложный падеж (вопрос, предлог о)


Высказывания детей.






У слов на сосне и на ели разные окончания.

- Почему число, род, падеж одинаковые, а окончания разные?




Дети открывают учебник и читают тему урока «Три склонения имени существительного»



Изменить слова по падежам.






  • Узнать, что такое склонение имен существительных;

  • Какие бывают группы склонений;

  • как их отличить;

  • научиться определять склонение имен существительных.

Формировать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою тоску зрения. Принимать и сохранять учебную задачу, определять общие цели и пути их достижения, использовать опыт знаний.

5. Гимнастика для глаз.

Цель: Снятие зрительного напряжения.

Учитель демонстрирует презентацию «Гимнастика для глаз» (Слайд 8)

Учащиеся выполняют гимнастику.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

6. Изучение нового материала.

Цель: Познакомить с делением существительных на три группы.

Упражнение 153 стр. 89

- Сейчас мы с вами будем исследователями. (Слайд 9)

- А кто такие исследователи?

- Мы будем исследовать имя существительное.


- Просклоняйте письменно группы слов: первая группа – 1 ряд, вторая группа – 2 ряд, третья группа – 3 ряд.


- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Слайд 10), (Слайд 11), (Слайд 12)



- Проверим свои предположения. - Прочитайте рубрику «Обратите внимание»


- Сколько групп склонений в русском языке?

- Что для них характерно?

- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос. (Слайд 13)

- Почему у существительных на сосне и на ели разные окончания?

- Теперь можете объяснить почему?

- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных?

- Для чего уметь определять склонение?


- А зачем нужно правильно писать?

Учащиеся читают задание.



Люди, занимающиеся каким-либо научным исследователем.



Учащиеся в тетради выполняют упражнение.



Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп.

Читают рубрику и проверяют свои предположения.

Три группы склонения. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.



У них разное склонение.



От типа склонения.



Чтобы правильно писать окончания существительных.

Связь с жизнью (соц. сети, интернет и т.д.)

Познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний.






















8. Первичное применение знаний.

Цель: Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного

Работа по учебнику. Упр. 154 с. 89.

- Какие слова вы записали?

- Какого они рода?

- В каком числе употребляются имена существительные?


- Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание».


- Значит, какие имена существительные относятся к 1-ому склонению.


Проверьте свои предположения, прочитав правило на стр. 90

Выполняют задание самостоятельно


Это существительные мужского и женского рода с окончаниями –а-, -я- в единственном числе.





Высказывают свои мнения.



Читают вслух правило. Убеждаются в правильности своих высказываний.

Формировать знания для определения окончания существительных

Использование общих приемов решения задач;

использование знаково-символических средств;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Комментированное письмо. (Слайд 14)

Организует работу с комментированным письмом.

Упражнение 156 стр. 90.

Выполняют упражнение в тетради с комментированным письмом. Самопроверка.


9. Контроль и самопроверка знаний.

Цель: Выявить качество усвоения материала

Предлагает выполнить упражнения на определение имен существительных 1-ого склонения.

Проверка.

Учащиеся работают в парах, на основе полученных знаний определяют выбор правильного ответа.

Формировать умение правильно писать окончания имен существительных 1-го склонения, доказывать, что верно.

Умение работать самостоятельно, формулировать собственное мнение, умение слушать и слышать собеседника, эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству

10. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: Дать оценку работы класса

- Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали?

- Что такое склонение?

- О каких группах склонений имен существительных вы узнали?

- Как определить склонение имен существительных?

- Давайте обратимся к веточке и нашему листику. Что вы ему пожелаете?

- Оцените свою работу на уроке, закончив предложения: (слайд 15)

У меня получилось…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю…

Отвечают на итоговые вопросы учителя.







Высказывают свои пожелания листочку.


Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения.


Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности


11. Информация о домашнем задании.

Цель: Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание. (Слайд 16)

Учебник стр. 90 выучить правило.


Урок окончен. Спасибо за урок.

Записывают домашнее задание в дневник.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!