Предмет, класс, тема | Методы обучения | Тип урока | Планируемые результаты освоения содержания | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | Личностные | Метапредметные | Предметные | Музыка 5 класс Застывшая музыка | Проблемно – поисковый, наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование | Расширение и углубление знаний | Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, умение находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закреплять понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла» | Работа в группах, с текстом учебника, ведение диалога, объяснение, слушание собеседника | Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация «Застывшая музыка», звуковые колонки Образовательные ресурсы: : учебник стр. 126 – 131, портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова, раздаточный материал для 2-х групп (бумага-основа для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной), ноты и текст «Пасхальной песенки», ребус «архитектура», веточки вербы по 3 штуки на ученика | Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать | Самостоятельное определение цели учебной деятельности, плана выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности | Умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, оценивать друг друга | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
4.Открытие и усвоение нового знания | Задает задание: - Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения - мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности; гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание; ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого; лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность; тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент; темп (движение) – отражение происходящего; регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий; динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки; звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию; форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы - Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка Задает вопросы: - Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь) - Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся») - Как звучала музыка? (на слайде 2 вида храмов – католический и православный) - Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? Продолжает рассказ - Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее. - Давайте войдем в католический храм! Чем он отличается? - Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент Задает вопрос: - Что же это за инструмент? Продолжает рассказ - Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно. - Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление - Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя Задает вопрос: - О чём эта музыка? (беседа о многоголосии, звуковедении, регистра) Продолжает рассказ - Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе - А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви. - До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных Задает вопросы: - Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”) - Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями. - Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза | Слушают задание, пробуют найти точки соприкосновения музыкальных средств выразительности с архитектурой на слайдах Слушают «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся» Отвечают на вопросы Дискутируют, определяют, аргументируют Слушают рассказ учителя Смотрят на слайды, рассматривая формы куполов Слушают вопрос, работают с учебником: (поиск информации в учебнике, стр. 128), озвучивают ответ, продолжают слушать рассказ учителя Слушают «Органную прелюдию Соль минор И.С.Баха Отвечают на вопрос, беседуют о многоголосии, звуковедении, регистре, продолжают слушать учителя Отвечают на вопросы Слушают С. Рахманинова “Богородица Дева, радуйся” Отвечают на вопросы | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыке и архитектуре Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике | Обращается с предложением: - А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек с изображениями различных храмов 1 группа работает с католическими храмами, выбирает их из комплекта и составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику Подводит отчет-анализ, итог работы Задает задание: - А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия словно мелодия) Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная) - Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка» | Внимательно слушают предложение учителя, работают по двум группам с карточками изображений различных храмов, обращаются за помощью к учебнику Команды проверяют работы друг у друга, корректируют при необходимости, выполняют задание маркером, отвечают на вопросы Слушают учителя, вместе делают вывод | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыке и архитектуре Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений - сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление | Задает вопрос: - В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха) - Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают? Предлагает вокально-хоровую работу над «Пасхальной песней»: намечает исполнительский план, проводит взаимооценивание исполнения Беседует на поставленный вопрос: - Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа) - Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете? -Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего храма? Делает выводы | Слушают вопросы, отвечают на них Работают по исполнительскому плану вокально – хоровой работы учителя, проводят самооценивание исполнения Отвечают на вопросы учителя Делают выводы вместе с учителем | Личностные: - осознание своих возможностей - мотивация на творческую деятельность - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность - умение осуществлять контроль по результату Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Предметные: - построение логической цепи рассуждений - закрепление знаний по теме урока |