Учитель | Добычина Людмила Геннадьевна |
ОУ | МОУ «Кипчаковская СШ» |
Предмет | Математика |
Класс: | 3 |
Тема урока | Деление с остатком |
Используемая образовательная технология | ИКТ, здоровье сберегающие, исследовательский (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока), метод организации работы в группе, в парах, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цели педагогической деятельности (цели учителя) | 1.Организовать учебную деятельность учащихся направленную на освоение понятия деления с остатком опираясь на знания табличного умножения и деления, умения делить с остатком. 2. Создать условия для формирования личностного смысла учения, уважительного отношения к мнению других. 3. Способствовать усвоению правильных образцов формулировки целей, формированию учебной деятельности для контроля и оценки, умения понимания успеха и неуспеха в учебной деятельности, освоение начальных форм рефлексии, навыков парной и групповой работы. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | 1. Узнать, как выполнять деление с остатком. 2. Научиться делить с остатком. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Самостоятельная работа |
Задачи урока | 1. Организовать понимание учащихся необходимости освоения новых знаний. Организовать мотивацию учащихся. 2. Организовать актуализацию и обобщение знаний. 3. Организовать выявления места и причины затруднения. 4. Организовать наблюдение детей групповой работе. 5.Организовать постановку целей учащихся. 6. Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Организовать контроль полученных результатов. 7. Организовать рефлексивную оценку обучения (причину успеха и неуспеха) |
Опорные знания и умения | Табличное умножение и деление чисел в пределах 100 |
Новые знания и умения | Внетабличное деление с остатком |
Оборудование | |
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые личностные результаты | Формируемые метапредметные результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их. -Запишите число, вид работы - классная работа. 28 февраля - последний день зимы, завтра по календарю уже весна. Погода солнечная, снег уже надоел, а так хочется зелени, первых цветов. | | | Создать условия для установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивами |
2.Актуализация знаний. | - И у нас появились первые цветы. Посмотрите, цветы необычные - математические. Вы должны решить примеры и поместить цветок в нужную корзинку. - Остальные проверяют правильность вычислений, сигнализирую смайликами. - Вспомним компоненты деления. Слайд 1 (пример на деление) | Называют компоненты деления | | Содействовать развитию умений выделять главное |
3.Этап выявления места и причины затруднения | -Ребята, посмотрите, остался еще один пример, в какую вазу вы поставите этот цветок? - Почему вы не поставили этот цветок ни в одну вазу? - Почему вы не могли разделить? -А если все же попытаться разделить. - Для этого выполним следующее задание. Разделимся на группы. Перед вами 14 цветов и 4 корзинки. Вы должны расставить цветы в корзинки. В каждой корзинке должно быть одинаковое количество цветов. Группы отчитываются о проделанной работе. - Что мы сейчас делали? - Остались у вас цветы? | Предположение в примере 14:4 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое Еще не решали. Не знаем. Выполняют задание. Делили Да | Помочь осознать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | . |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Постановка цели. | -Можем мы предположить, какова тема нашего урока? (Вывешиваю таблички с темой) - Что же мы узнаем на уроке? - Чему будем учиться? | «Деление с остатком» Узнать, как выполняется деление с остатком Научиться: Делить с остатком. | | |
| (Работаю на доске с макетом цветов и корзинками) -Итак, делится ли число 14 на 4 без остатка? -Какое самое большое число до 14 делится на 4 без остатка? -Как можно найти частное? -Какое число мы разделили на 4? -Какое число надо было разделить? -Как найти остаток? -Какой же ответ получится при делении 14 на 4? -В частном получится 3. -А в остатке? -Молодцы, ребята! -Еще раз повторим, как нужно действовать, чтобы выполнить деление с остатком. (Учитель работает с классом, получает алгоритм) Алгоритм деления с остатком. 1.Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3.Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток. 4.При делении остаток всегда должен быть меньше делителя. Слайд 2 | Нет 12 12:4 12 14 14-12=2 3 2 . | | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Откройте учебник с.26 №1 (по рисунку объясняют записи и прочитывают по – разному, обращаю внимание на то, как записывается) с.26 №2 Работаете самостоятельно. Обратите внимание, у кого возникнут затруднения при делении с остатком воспользуетесь алгоритмом Давайте проверим. (эталон вывести на экран Слайд 3) - Поднимите руки, кто выполнил упражнение без ошибок, кто допустил одну ошибку, 2 и более. ( Самооценка) - Молодцы! Физкультминутка «Делится не делится» - Ну а теперь отдохнем и поиграем в игру «Делится – не делится» Учитель называет числа, а дети отвечают, делится ли число на 2, на 3, на 5 без остатка? При этом выполняя упражнения: если делится руки вверх, не делится руки в сторону. 10, 20, 31, 50, 13, 21, 35, 58, 16,24, 53. - Выполним следующее задание. Работа в тетрадях на печатной основе с. 34 №89 Прочитайте. Поработаем в парах. Обсудите, каким образом найти ошибку, исправьте ошибку. 37:7=5 (ост.2) 23:4=5(ост.2) 19:3=5(ост.4) 57:9=6(ост.1) 47:5=9(ост.1) 49 :3 =15(ост.4) 65:9=7(ост.2) 78:8=9(ост.5) - Пары отчитываются о проделанной работе. (эталон вывести на экран Слайд 4) | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | в) Самостоятельная работа (проверка по эталону) -Возьмите карточку. Выполните самостоятельно упражнение. На выполнение упражнения отводится 2 мин. (засечь время). -Проверьте по эталону. Самопроверка. (Высветить эталон на доске. Слайд 5) 8:3= 25:4= 9:2= 31:6= 14:4= 55:9= | | | Содействовать развитию способности к самоконтролю. |
8.Обобщение | Учитель оценивает самостоятельную работу по карточкам. -Кто написал без ошибок? -Кто допустил одну ошибку? Две и более? | Оценивают себя | Содействовать способности к самооценке. | Содействовать развитию способности к самооценке. |
9.Рефлексия учебной деятельности | Что нового узнали? С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке? ( Обращаюсь к теме урока и целям) -Чему научились? - Как разделить с остатком? Слайд 6 -Возьмите в руки человечка того цвета, который соответствует вашему настроению в конце урока и расположите его на том уровне, который вы достигли на уроке: Хорошо умею, могу научить других; Умею; Сомневаюсь в умении. (Отличное, хорошее, не определился – высветить на экран). (Хорошо умею, могу научить других; Умею; Сомневаюсь в умении) - Я тоже хотела оценить вашу работу на уроке. Спасибо вам всем за плодотворное сотрудничество, активную работу на уроке. Но сегодня есть особо отличившиеся учащиеся – это…. Я вам ставлю «5». -Запишем домашнее задание: Р.Т. с.31 №81, №82 -Если вы испытываете затруднения при делении числа с остатком, куда следует обратиться? - Спасибо за урок. Слайд 7 | -Узнать, как выполнять деление с остатком. -Научиться делить с остатком. В алгоритм | | |