СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по технологии (Культура дома и декоративно-прикладное творчество) 5 класс посвящена моделированию швейного изделия фартук, содержит приемы моделирования

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Эпиграф к уроку  

«Человек по натуре своей - художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду»

М. Горький



Технологическая карта урока по технологии 5 класс

( «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»)

Раздел

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Тема

Ах, этот старый новый фартук! Ретро-технологии моделирования фартука

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цели

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий «моделирование», «модель», «назначение одежды» и их использовании при моделировании фартука, формировать навыки моделирования, развивать умения к их практическому применению.

Основное содержание темы


Понятия «моделирование», «модель». Профессия – модельер. Особенности моделирования фартука. Простейшие способы моделирования фартука.

Термины понятия

Моделирование, модельер, эскиз (модель), отделка

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • стимулировать способность иметь собственное мнение;

  • сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной;

  • выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми, научиться ничего не принимать на веру;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • мотивация учебной деятельности;

  • развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;

  • признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД:

  • логические, уметь конструировать и моделировать фартук;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • исследовать несложные практические ситуации;

  • выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД:

  • поиск и устранение причин возникших трудностей;

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

  • владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;

  • объективное оценивание своего вклада в

решение общих задач коллектива.


  • знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”, истории, деталями фартука, правилами моделирования;

  • развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука;

  • формирование навыков по моделированию;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

  • овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

черчение, искусство, информатика, математика, история, ИЗО.

учебник, рабочая тетрадь

цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, клей

шаблон половины фартука, детали фартука из цветной бумаги разной формы, эскизы, изображения моделей фартуков, оценочные листы

мультимедийный проектор, компьютер, экран


фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


Этап урока

Содержание материала. Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

УУД

Организационный

момент

1 мин

Приветствие обучающихся. Позитивный настрой.

Добрый день, девочки! Прошу садиться.

Сегодня у нас с вами интересный и насыщенный урок. Работать будем как индивидуально, так и по бригадам. В каждой бригаде должен быть руководитель, поэтому посовещавшись, решите, кого назначить бригадирами. (расставить таблички с номерами и представить бригадира)

И, так, за работу.

Готовятся к уроку.

- осознание необходимости изучения темы;


Мотивация

Знаний и фиксирование индивидуального затруднения.



3 мин.


























































Постановка

учебной задачи.


2 мин

А начнем мы с наших добрых сказок, думаю, что вы все их внимательно читали. Я предлагаю вам небольшие характеристики главных героинь, послушайте внимательно и ответьте на вопрос, кто они и как их зовут?

1-й персонаж.

- Героиня этой сказки – милая, добрая, привлекательная. Самый утонченный и обаятельный образ среди многих сказочных героинь. Она покладиста, трудолюбива, скромна, доброжелательна, чем подает хороший пример для подражания детям, живет в собственном доме, но в облике служанки. Из-за притеснения злой мачехи, она выполняет всю черную работу по дому. Главная героиня моет кастрюли, лестницы, чистит котлы; ухаживает за сестрами (дочерьми мачехи), которые относятся к ней неблагодарно. (Золушка)

2- я героиня.

- Это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своему головному убору, сшитому для нее любящими руками ее мамы,   носит белый накрахмаленный фартучек. (Красная шапочка)

3-я дама.

- У неё длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах. (Баба-Яга)

Молодцы! Всех героинь вы знаете, а скажите мне:

какой элемент одежды у них общий? (фартук)

Чтоб не пачкалась одежда,
И пореже, чтоб стирать, 
Всем советую на кухне
Фартук сверху надевать.
Вид опрятный сохраняет,
Экономит много сил,
Вас хозяйкой представляет.
Просто фартук. Правда мил?


Сделайте вывод, пожалуйста: Как вы думаете, какой элемент одежды главный на кухне?

Следовательно, о чем пойдет речь на уроке?


  1. (Внимание на доску).

На доске представлены модели фартуков,

- Как вы думаете, с чего надо начать изготовление этого изделия? 

(С его конструирования)

- А как вы понимаете, что такое «конструирование»?

(Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия)

Все наши фартуки объединены названием и назначением, но в тоже время они какие? (Разные)

Вывод: Наверно не совсем интересно сшить фартук только из прямоугольников. Он будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно.

А еще на доске написаны новые термины: (модель, фасон, моделирование, стиль, мода, эскиз)

Попробуйте теперь сформулировать тему урока, опираясь на подсказки.

Тема: Моделирование фартука (тему записать в тетрадь)

Но чертеж то у нас один, а модели фартуков разные.

Вопрос: Что необходимо сделать с чертежом выкройки

фартука, чтобы получить разные модели фартуков?

 ( внести изменения)

- Молодцы!

- Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания?

(Нет)

- В чем затруднение? Мы знаем, как это сделать? У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

- Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке, но начнем мы с экскурса в историю.

проблемный вопрос






Слушают отрывки произведений.





















Отвечают на вопрос










Ответ: фартук


Ответ: о фартуке.





Отвечают на вопросы.


Высказывают своё мнение.


Отвечают на вопрос




Предлагают варианты формулировки темы урока.



Записывают тему урока в тетрадь.







Вспоминают изученный ранее материал.


- умение анализировать и сравнивать материал урока;




- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале.





- высказывать суждения, подтверждая их фактами;






- умение излагать свое мнение в монологической речи;




- высказывать суждения, подтверждая их фактами;







- умение излагать свое мнение в монологической речи;




-планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

- выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников











- отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения;


- развивать умения анализировать и сравнивать материал урока;




Актуализация знаний и построение проекта выхода из затруднения

1 мин

  1. Исторические сведения.

Всегда интересно узнать, а как возникла та или иная одежда, кто её придумал, вот и фартук не исключение (из истории фартуков)

  • История фартука начинается с древних Египта и Греции.

Мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные тростниковые стебли.

  • Из Египта фартук переселяется в Западную Азию, а затем в Европу.

Начиная с эпохи средневековья, передник становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды

  • Передник входит в моду среди высших слоев населения

Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю

  • Со временем передник стал частью праздничного народного костюма.


  • Во время Первой мировой войны передник из «одежды горничных» превращается в рабочую женскую одежду

Именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой. Фартук стал незаменимой одеждой в быту.

Далее обратимся к чертежу фартука.


Ученик вслух читает текст на слайде.


Слушают и анализируют данные слайда.

Знакомятся с историческими сведениями о фартуке




Анализируют фотографии.




Формулируют цели и задачи, которые они должны выполнить на уроке.

- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале;


- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения;



-развитие умения анализировать и сравнивать материал урока;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- умение излагать свое мнение в монологической речи;


Открытие

нового знания.

( 18 мин.)









Первичное закрепление материала и проговаривание во внешней речи



Физкультминутка для глаз

(1 мин)
































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону






























Физминутка







Задание 1.Ранее вы строили чертеж фартука и определили основные линии фигуры человека. (Задание №1 приложение)

- Перед вами рабочие листы с чертежом фартука и линиями фигуры человека, подпишите названия этих линий

А теперь ответьте мне на несколько вопросов

Задание 2. 1.Почему мерки длины записывают полностью, а мерки полуобхватов в половинном размере? 2. Какую мерку надо снять для определения  длины фартука? 3. От какой мерки зависит ширина нижней части фартука?

Следующее задание.

Задание 3. Заполнить таблицу (Задание №2 приложение)

На бригаду даётся таблица с пропущенными ячейками. Задача: быстро и правильно восстановить текст. (Тексты ячеек напечатаны отдельно и вырезаны в виде маленьких карточек, надо найти правильное место каждой карточки и приклеить в соответствующее окошко)



А сейчас уделим минуточку внимания нашему здоровью, понаблюдаем глазками, последим за траекторией перемещения объектов.



(Изложение нового материала)

1. Сегодня мы узнаем, как, имея один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, то есть будем заниматься моделированием (повторяется несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность учащихся к предстоящему занятию).

Если сделать выкройку фартука (демонстрируются выкройки деталей фартука), выкроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот

таким (демонстрация).

Скажите, чертеж, крой деталей и готовый фартук имеют что-то общее? (форма совпадает)

 (Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают.)

Давайте рассмотрим еще одну модель фартука.

(Затем предлагается вниманию учащихся   другая  модель, в которой изменена форма деталей фартука.)

Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук?

(– Нельзя)

Почему? (форма деталей выкройки фартука изменена)

2.(Внимание на доску)

На доске элементы фартуков (нижняя часть, нагрудник, карман) разных моделей

Задание 4: Приглашаются по 1человеку от бригады.

Установить соответствие формы деталей фартука. (Подобрать однотипные элементы для одной модели, то есть составить модель)

Любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было надеть. Поэтому при создании моделей одежды конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы ее деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку.

Детали изделия по форме должны сочетаться между собой. Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняется путем моделирования.

Задание 5: Приглашаются к доске по 1 чел от бригады. Их задача: попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с предложенной моделью.

Вопрос: Чем мы занимаемся?

(– Рисуем, изменяем форму деталей… то есть «Моделируем»)

Так что же такое моделирование?

(- Изменение чертежа выкройки)

Я уточню:

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

 3. Предлагается следующая модель.

- Посмотрите внимательно и скажите: форма

деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже?

( – Нет)

- Получается, что модель осталась прежней?

- Что появилось дополнительного?  (отделка, украшение)

Что можно использовать в качестве отделки?

- Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка.

А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью.

  Как точнее можно определить процесс моделирования?  

Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки

(записать в тетрадь)

 Во время работы с тетрадью следить за осанкой детей:

                   На уроке мы сидим

                   Спинки многие кривим,

                   Сели ровно, распрямились

                   И в принцесс все превратились.

4. Профессия модельер.

Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей.

Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона.

Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. 

Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь. (записать в тетрадь)

В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков.


Заполняют карточки объектов с названиями линий.

Проверка - рисунок в учебнике, слайд презентации

Отвечают на вопросы



Распределяют объекты, определяя их расположение в таблице по значению.

Проверка - таблица в учебнике, слайд презентации.

Представляют её классу.










Анализируют данные слайда.




Сравнение чертежа и модели.

Находят сходство и различие с чертежом.

Устанавливают необходимые соответствия в элементах.

Инструмент - фигура, линия.







Оценивают ответы одноклассников.

Отвечают на вопросы.




Слушают, записывают в тетрадь.




Анализируют данные слайдов.




Изменяют форму путем прорисовки соответствующих линий на выкройках.





Отвечают на вопросы.







Делают выводы.



Выполняют упражнения








Знакомство с профессией "модельер"

-умение работать в группе при выполнении задания,

-умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками;




-выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа;


-определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия.





- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

- умение концентрировать внимание на предлагаемом материале.

- умение излагать свое мнение в монологической речи;


- выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников;

- умение распределять обязанности при работе в паре и группах;


- оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников;


- осознание важной роли работы каждого обучающего в процессе урока;





















-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;




- умение распределять обязанности при работе в паре и группах.

Включение в систему знаний и закрепление

10 мин.










Музыкальное сопровождение


Игра «Ателье мод».

Сейчас я предлагаю вам поработать в ателье мод.

На основе каждой бригады создаем ателье, у нас их три. Как в любой организации в ателье есть заведующий, эту роль в наших организациях будут исполнять бригадиры. Они получают задания и поручают их исполнение любому члену своей бригады. Отчет о проделанной работе бригадиры заполняют в оценочных листах

Каждая команда:

  • - дает название ателье;

  • - придумывает и зарисовывает эскиз фартука;

  • - выполняет моделирование придуманного фартука на основе

  • предложенного шаблона выкройки

  • - из цветной бумаги выполняет задуманную модель.

  • Цветную бумагу перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), придумываем отделку, подбираем её по цвету, при необходимости дорисовываем её или наклеиваем на придуманную модель.

- готовый вариант наклеиваем на оценочный лист

Бригадир защищает готовую работу у доски по схеме:

Представленную модель фартука предлагаем сшить из ______ткани (льняной. хлопчатобумажной). Фартук состоит из нагрудника и нижней части. Пояс-завязка, бретель(-и) притачиваются к нагруднику. Модель имеет __________форму (овальную, треугольную и т.д)

с _______(мягкими складками, сборкой или без них) от верхнего среза нижней части фартука, с накладным (-и) карманом (-и) _______формы. (овальной, треугольной и т.д) В качестве отделки предлагается _______(кружево, ленты, вышивка, аппликация или без нее)

На доске представлены ваши работы, таким образом, мы имеем три разные модели, которые мы выполнили на основе чертежа фартука путем моделирования.


Бригадиры заполняют оценочный лист, где оценивают работу каждого члена. Далее передают оценочный лист соседней бригаде, и она коллективно выносит оценку выполненной модели. Группы оценивают работу друг друга.


- умение общаться и взаимодействовать внутри классного коллектива;

-умение работать в группе при выполнении задания;

-выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-планирование профессиональной карьеры.

Закрепление знаний

1 мин

Контрольные вопросы:
1. Что означает термин «моделирование»?
2. В чем заключается моделирование фартука?

3.Назовите профессии людей,которые работают над созданием

одежды.



Отвечают на вопросы

контроль и оценка процесса и результата

деятельности;


Оценивание

Вывод по оценочным листам

Товарищи, бригадиры! Оцените работу своих подчиненных оценкой по пятибалльной шкале и сдайте оценочные листы. Надеюсь, вы справедливо оценили работу своих одноклассниц, никто не обижен и ваши оценки совпадут с моими, и мы единогласно выставим за урок только отличные оценки.

Перейдем к домашнему заданию




Домашнее задание

2 мин

Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор домашнее задание. Посмотрите предложенные варианты и выберите для себя один понравившийся

I. Выполнить моделирование фартука для своей модели:

1. выполнить эскиз;

2. изменить форму деталей чертежа.

3. подобрать отделку

II. Открытка в форме фартука. (Приближается праздник наших мам, бабушек, для них можно выполнить поздравительную открытку в форме фартука с применением приемов моделирования)

III. Конверт-задание, в котором все детали выкроек перепутались, подобрать элементы фартука и склеить из них модели.





Записывают д/з.




Рефлексия

3 мин.







Подведение итогов.


У вас на партах есть ладошки, на них есть начала предложений, продолжите их.

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- меня удивило…

- мне захотелось…



Дорогие, девочки! Спасибо за работу на уроке, мы очень хорошо поработали, вы все были умницами, старались. За урок всем пятерки, а на память от меня вот такие модели фартучков, которые можете раскрасить на свое усмотрение и использовать в качестве идеи для моделирования. Урок окончен. До новых встреч.







Анализируют и оценивают свою работу и работу класса на уроке.









-рефлексия способов и условий действия,

-самооценка на основе критерия успешности,

адекватное понимание причин успеха и

неуспеха в учебной деятельности;




















Задание № 1























Задание № 2

Бригада № 1

Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника


Длина нижней части

Днч


От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса

По самому узкому месту туловища

Полуобхват бёдер


Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер







Задание № 2

Бригада № 2

Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части


Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст


По самому узкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Сб

Определение ширины нижней части фартука






Задание № 2

Бригада № 3



Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок


Дн

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса


Полуобхват бёдер


Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер





Таблица для разрезания



Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса

По самому узкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Сб

Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер







Технологическая карта. «Моделирование фартука»

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

ТБ


1

Лист цветной бумаги перегните на ширину фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало фартука вплотную к сгибу и обведите.

Цветная бумага, карандаш, лекало фартука.


2

На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученный чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом.

Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист.

ТБ

Ножницы

3

Для задуманной модели фартука подберите цветовое решение отделки.

Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы.

ТБ

ножницы



Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.





Схема защиты модели фартука

Представленную модель фартука предлагаем сшить из ______ткани (льняной, хлопчатобумажной). Фартук состоит из нагрудника и нижней части. Пояс-завязка, бретель(-и) притачиваются к нагруднику. Модель имеет __________форму (овальную, треугольную и т.д)

с _______(мягкими складками, сборкой или без них) от верхнего среза нижней части фартука, с накладным (-и) карманом (-и) _______формы. (овальной, треугольной и т.д) В качестве отделки предлагается _______(кружево, ленты, вышивка, аппликация или без нее)





Оценочный лист

Бригада № ____________

Фамилия Имя

Оценка бригадира

Оценка учителя

Итог























Критерии оценивания

«5»

- я была внимательна, мне понятна изученная тема, могу воспроизвести материал, как это сделал учитель

«4»

- я не всегда была внимательна, но материал поняла, могу ответить на вопросы

«3»

- я была рассеяна, поняла лишь часть материала





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!