Мотивация Знаний и фиксирование индивидуального затруднения. 3 мин. Постановка учебной задачи. 2 мин | А начнем мы с наших добрых сказок, думаю, что вы все их внимательно читали. Я предлагаю вам небольшие характеристики главных героинь, послушайте внимательно и ответьте на вопрос, кто они и как их зовут? 1-й персонаж. - Героиня этой сказки – милая, добрая, привлекательная. Самый утонченный и обаятельный образ среди многих сказочных героинь. Она покладиста, трудолюбива, скромна, доброжелательна, чем подает хороший пример для подражания детям, живет в собственном доме, но в облике служанки. Из-за притеснения злой мачехи, она выполняет всю черную работу по дому. Главная героиня моет кастрюли, лестницы, чистит котлы; ухаживает за сестрами (дочерьми мачехи), которые относятся к ней неблагодарно. (Золушка) 2- я героиня. - Это маленькая симпатичная девчушка, живущая в домике возле леса и получившая такое странное имя благодаря своему головному убору, сшитому для нее любящими руками ее мамы, носит белый накрахмаленный фартучек. (Красная шапочка) 3-я дама. - У неё длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах. (Баба-Яга) Молодцы! Всех героинь вы знаете, а скажите мне: какой элемент одежды у них общий? (фартук) Чтоб не пачкалась одежда, И пореже, чтоб стирать, Всем советую на кухне Фартук сверху надевать. Вид опрятный сохраняет, Экономит много сил, Вас хозяйкой представляет. Просто фартук. Правда мил? Сделайте вывод, пожалуйста: Как вы думаете, какой элемент одежды главный на кухне? Следовательно, о чем пойдет речь на уроке? (Внимание на доску). На доске представлены модели фартуков, - Как вы думаете, с чего надо начать изготовление этого изделия? (С его конструирования) - А как вы понимаете, что такое «конструирование»? (Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия) Все наши фартуки объединены названием и назначением, но в тоже время они какие? (Разные) Вывод: Наверно не совсем интересно сшить фартук только из прямоугольников. Он будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно. А еще на доске написаны новые термины: (модель, фасон, моделирование, стиль, мода, эскиз) Попробуйте теперь сформулировать тему урока, опираясь на подсказки. Тема: Моделирование фартука (тему записать в тетрадь) Но чертеж то у нас один, а модели фартуков разные. Вопрос: Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков? ( внести изменения) - Молодцы! - Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания? (Нет) - В чем затруднение? Мы знаем, как это сделать? У вас возникла проблема? Какая? (Мы не знаем, как выполнить задание?) - Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке, но начнем мы с экскурса в историю. | проблемный вопрос Слушают отрывки произведений. Отвечают на вопрос Ответ: фартук Ответ: о фартуке. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопрос Предлагают варианты формулировки темы урока. Записывают тему урока в тетрадь. Вспоминают изученный ранее материал. | - умение анализировать и сравнивать материал урока; - умение концентрировать внимание на предлагаемом материале. - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - умение излагать свое мнение в монологической речи; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - умение излагать свое мнение в монологической речи; -планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя; - выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников - отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения; - развивать умения анализировать и сравнивать материал урока; |
Актуализация знаний и построение проекта выхода из затруднения 1 мин | Исторические сведения. Всегда интересно узнать, а как возникла та или иная одежда, кто её придумал, вот и фартук не исключение (из истории фартуков) Мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные тростниковые стебли. Из Египта фартук переселяется в Западную Азию, а затем в Европу. Начиная с эпохи средневековья, передник становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды Француженки во времена правления Людовика XIV (1660-1710) дома и на прогулке повязывали маленький передник с богатой отделкой по краю Именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой. Фартук стал незаменимой одеждой в быту. Далее обратимся к чертежу фартука. | Ученик вслух читает текст на слайде. Слушают и анализируют данные слайда. Знакомятся с историческими сведениями о фартуке Анализируют фотографии. Формулируют цели и задачи, которые они должны выполнить на уроке. | - умение концентрировать внимание на предлагаемом материале; - высказывать суждения, подтверждая их фактами; - отбирать информацию для подтверждения высказанного суждения; -развитие умения анализировать и сравнивать материал урока; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - умение излагать свое мнение в монологической речи; |
Открытие нового знания. ( 18 мин.) Первичное закрепление материала и проговаривание во внешней речи Физкультминутка для глаз (1 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Физминутка | Задание 1.Ранее вы строили чертеж фартука и определили основные линии фигуры человека. (Задание №1 приложение) - Перед вами рабочие листы с чертежом фартука и линиями фигуры человека, подпишите названия этих линий А теперь ответьте мне на несколько вопросов Задание 2. 1.Почему мерки длины записывают полностью, а мерки полуобхватов в половинном размере? 2. Какую мерку надо снять для определения длины фартука? 3. От какой мерки зависит ширина нижней части фартука? Следующее задание. Задание 3. Заполнить таблицу (Задание №2 приложение) На бригаду даётся таблица с пропущенными ячейками. Задача: быстро и правильно восстановить текст. (Тексты ячеек напечатаны отдельно и вырезаны в виде маленьких карточек, надо найти правильное место каждой карточки и приклеить в соответствующее окошко) А сейчас уделим минуточку внимания нашему здоровью, понаблюдаем глазками, последим за траекторией перемещения объектов. (Изложение нового материала) 1. Сегодня мы узнаем, как, имея один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, то есть будем заниматься моделированием (повторяется несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность учащихся к предстоящему занятию). Если сделать выкройку фартука (демонстрируются выкройки деталей фартука), выкроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот таким (демонстрация). Скажите, чертеж, крой деталей и готовый фартук имеют что-то общее? (форма совпадает) (Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают.) Давайте рассмотрим еще одну модель фартука. (Затем предлагается вниманию учащихся другая модель, в которой изменена форма деталей фартука.) Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук? (– Нельзя) Почему? (форма деталей выкройки фартука изменена) 2.(Внимание на доску) На доске элементы фартуков (нижняя часть, нагрудник, карман) разных моделей Задание 4: Приглашаются по 1человеку от бригады. Установить соответствие формы деталей фартука. (Подобрать однотипные элементы для одной модели, то есть составить модель) Любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы ее приятно было надеть. Поэтому при создании моделей одежды конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы ее деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку. Детали изделия по форме должны сочетаться между собой. Изменение формы деталей одежды и их художественное оформление выполняется путем моделирования. Задание 5: Приглашаются к доске по 1 чел от бригады. Их задача: попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с предложенной моделью. Вопрос: Чем мы занимаемся? (– Рисуем, изменяем форму деталей… то есть «Моделируем») Так что же такое моделирование? (- Изменение чертежа выкройки) Я уточню: – Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. 3. Предлагается следующая модель. - Посмотрите внимательно и скажите: форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже? ( – Нет) - Получается, что модель осталась прежней? - Что появилось дополнительного? (отделка, украшение) Что можно использовать в качестве отделки? - Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка. А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью. Как точнее можно определить процесс моделирования? Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки (записать в тетрадь) Во время работы с тетрадью следить за осанкой детей: На уроке мы сидим Спинки многие кривим, Сели ровно, распрямились И в принцесс все превратились. 4. Профессия модельер. Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей. Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона. Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь. (записать в тетрадь) В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков. | Заполняют карточки объектов с названиями линий. Проверка - рисунок в учебнике, слайд презентации Отвечают на вопросы Распределяют объекты, определяя их расположение в таблице по значению. Проверка - таблица в учебнике, слайд презентации. Представляют её классу. Анализируют данные слайда. Сравнение чертежа и модели. Находят сходство и различие с чертежом. Устанавливают необходимые соответствия в элементах. Инструмент - фигура, линия. Оценивают ответы одноклассников. Отвечают на вопросы. Слушают, записывают в тетрадь. Анализируют данные слайдов. Изменяют форму путем прорисовки соответствующих линий на выкройках. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Выполняют упражнения Знакомство с профессией "модельер" | -умение работать в группе при выполнении задания, -умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками; -выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа; -определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия. - планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя; - умение концентрировать внимание на предлагаемом материале. - умение излагать свое мнение в монологической речи; - выработка правильной реакции на свою ошибку и ошибки одноклассников; - умение распределять обязанности при работе в паре и группах; - оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников; - осознание важной роли работы каждого обучающего в процессе урока; -создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - умение распределять обязанности при работе в паре и группах. |
Включение в систему знаний и закрепление 10 мин. Музыкальное сопровождение | Игра «Ателье мод». Сейчас я предлагаю вам поработать в ателье мод. На основе каждой бригады создаем ателье, у нас их три. Как в любой организации в ателье есть заведующий, эту роль в наших организациях будут исполнять бригадиры. Они получают задания и поручают их исполнение любому члену своей бригады. Отчет о проделанной работе бригадиры заполняют в оценочных листах Каждая команда: - дает название ателье; - придумывает и зарисовывает эскиз фартука; - выполняет моделирование придуманного фартука на основе предложенного шаблона выкройки - из цветной бумаги выполняет задуманную модель. Цветную бумагу перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), придумываем отделку, подбираем её по цвету, при необходимости дорисовываем её или наклеиваем на придуманную модель. - готовый вариант наклеиваем на оценочный лист Бригадир защищает готовую работу у доски по схеме: Представленную модель фартука предлагаем сшить из ______ткани (льняной. хлопчатобумажной). Фартук состоит из нагрудника и нижней части. Пояс-завязка, бретель(-и) притачиваются к нагруднику. Модель имеет __________форму (овальную, треугольную и т.д) с _______(мягкими складками, сборкой или без них) от верхнего среза нижней части фартука, с накладным (-и) карманом (-и) _______формы. (овальной, треугольной и т.д) В качестве отделки предлагается _______(кружево, ленты, вышивка, аппликация или без нее) На доске представлены ваши работы, таким образом, мы имеем три разные модели, которые мы выполнили на основе чертежа фартука путем моделирования. | Бригадиры заполняют оценочный лист, где оценивают работу каждого члена. Далее передают оценочный лист соседней бригаде, и она коллективно выносит оценку выполненной модели. Группы оценивают работу друг друга. | - умение общаться и взаимодействовать внутри классного коллектива; -умение работать в группе при выполнении задания; -выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа; -развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; -планирование профессиональной карьеры. |
Рефлексия 3 мин. Подведение итогов. | У вас на партах есть ладошки, на них есть начала предложений, продолжите их. - было интересно… - было трудно… - теперь я могу… - меня удивило… - мне захотелось… Дорогие, девочки! Спасибо за работу на уроке, мы очень хорошо поработали, вы все были умницами, старались. За урок всем пятерки, а на память от меня вот такие модели фартучков, которые можете раскрасить на свое усмотрение и использовать в качестве идеи для моделирования. Урок окончен. До новых встреч. | Анализируют и оценивают свою работу и работу класса на уроке. | -рефлексия способов и условий действия, -самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности; |