№ п/п | Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке | -Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. -А это мое настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил запас ваших знаний, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом. Формула удачи: улыбка – настроение- вера в себя -результат. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Делают записи в тетради. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. |
2. | Актуализа-ция знаний. | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | - С какой орфограммой мы знакомились на прошлом уроке? - В каких случаях мы напишем гласную о, а в каких – гласную а? - Есть ли исключения из этого правила? Выполнить интерактивное задание (распределение слов с изученной орфограммой на группы в соответствии с выбранной буквой) | Гласные О-А в корне с чередованием -раст-/-ращ-/-рос. - Перед -ст- и -щ- пишем А, перед -с- О росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль Выполняют задание. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. | Целеполо-гание и построение проекта выхода из затруднения | организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. На слайде появляется список слов: желтый, шелк, шорты, челн, черный…..и др. – Мы не знаем как определить, какую букву писать в корне слова под ударением после шипящих. - Значит, какая перед нами стоит задача? - Итак, наша учебная задача – научиться писать буквы о - ё после шипящих в корне слова. Организует постановку цели, формулирование темы урока учащимися. | Отвечают на вопросы, строят высказывания Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока: выяснить, «открыть» способ определения гласной о - ё после шипящих в корне слова. («Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать…. …»). | Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности . Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану . Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач. |
| Динамическая пауза | Смена вида деятельности | Подтянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться | Выполняют комплекс упражнений | Личностные: установка на здоровый образ жизни и реализация ее на уроке |
4. | Практичес-кая деятельность по реализации построенного маршрута (открытие нового знания) | Создание условий, требующих поиска гипотез решения проблемы | -Запишите предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О и подберите к каждому слову однокоренное слово. -Какую особенность вы заметили? (Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О. -Сформулируйте самостоятельно правило. А теперь сравните с правилом из учебника. Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде) Поставьте ударение в них. Какая гласная пишется под ударением? Вывод: есть такие слова, в которых гласная под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их надо запомнить. Составьте с ними словосочетания. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога строят план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, самостоятельно находят информацию в учебниках Регулятивные: Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
5. | Первичное закрепление (включение изученного в систему знаний) | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике . | -Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (план на слайде): 1.Определить часть слова. 2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е. 3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё. Нельзя подобрать такое слово-пишем О. Поработаем с планом. Слова для анализа: чёрный, шоссе, шоколад, жёлтый. -Но существует одна особенность в этом правиле: Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖЕГ-) является существительным-пишем О, если глаголом -пишем Ё. Посмотрите на экран (слайд) Вставьте пропущенные буквы в тексте: Преступник ночью дом поджег, Но, совершив такой поджог, Он и лицо себе обжёг. Так, получив большой ожог, Он был наказан за поджог. | Отвечают на вопросы выполняют упражнения. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6. | Самостоя-тельная работа | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | Используя знания, полученные на уроке, выполните интерактивное задание (распределение слов с изученной орфограммой на группы в соответствии с выбранной буквой) | Выполняют задание | Личностные: оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. | Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности учебно-познавательной деятельности | -Какую орфограмму вы выучили? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравился ли вам урок? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек. Урок понравился-карточку с веселым улыбающимся лицом. Если нет, то с грустным лицом. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке по определенным критериям | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникатив ные: строят небольшие монологические высказывания |
8. | Домашнее задание | | §86, упр. 460 (число слов может варьироваться). Объясняет правила выполнения дом. задания, отвечает на вопросы | Обсуждают порядок выполнения домашнего задания, задают вопросы. | |