СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с правилом написания букв О и Ё после шипящих в корне слова, учатся распознавать и верно писать слова с данной орфограммой, графически обозначая условия выбора орфограммы, а также запоминают слова-исключения. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Учитель: Решетникова О.Н.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Цель урока: познакомить с правилом написания букв о — ё после шипящих в корнях слов (орф. № 14); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, с непроверяемыми безударными гласными после шипящих, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок

Представление о результатах:

Предметные: знать: правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения; правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь: находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные телекоммуникационные технологии; уметь работать в команде.
Личностные: положительно относиться к учебе; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Технология:

п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1.

Мотивация к учебной деятельности






Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке


-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-А это мое настроение.

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил запас ваших знаний, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом.

Формула удачи: улыбка – настроение- вера в себя -результат.

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Делают записи в тетради.



Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

2.

Актуализа-ция знаний.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

- С какой орфограммой мы знакомились на прошлом уроке?


- В каких случаях мы напишем гласную о, а в каких – гласную а?


- Есть ли исключения из этого правила?

Выполнить интерактивное задание (распределение слов с изученной орфограммой на группы в соответствии с выбранной буквой)

Гласные О-А в корне с чередованием -раст-/-ращ-/-рос.


- Перед -ст- и -щ- пишем А, перед -с- О


росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль


Выполняют задание.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

3.

Целеполо-гание и построение проекта выхода из затруднения


организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.


На слайде появляется список слов: желтый, шелк, шорты, челн, черный…..и др.


– Мы не знаем как определить, какую букву писать в корне слова под ударением после шипящих.

- Значит, какая перед нами стоит задача?


- Итак, наша учебная задача – научиться писать буквы о - ё после шипящих в корне слова.


Организует постановку цели, формулирование темы урока учащимися.


Отвечают на вопросы, строят высказывания


Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.


С помощью учителя формулируют тему урока.


С помощью учителя ставят цель урока: выяснить, «открыть» способ определения гласной о - ё после шипящих в корне слова.

(«Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать…. …»).

Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности . Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану .

Коммуникативные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач.


Динамическая пауза

Смена вида деятельности

Подтянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться

Выполняют комплекс упражнений

Личностные: установка на здоровый образ жизни и реализация ее на уроке

4.

Практичес-кая деятельность по реализации построенного маршрута

(открытие нового знания)






Создание условий, требующих поиска гипотез решения проблемы

-Запишите предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О и подберите к каждому слову однокоренное слово.
-Какую особенность вы заметили?
(Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О.
-Сформулируйте самостоятельно правило.

А теперь сравните с правилом из учебника.


Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде)

Поставьте ударение в них. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их надо запомнить.

Составьте с ними словосочетания.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога строят план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, самостоятельно находят информацию в учебниках

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.



5.

Первичное закрепление (включение изученного в систему знаний)

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике .

-Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения
(план на слайде):
1.Определить часть слова.
2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е.
3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово-пишем О.
Поработаем с планом.
Слова для анализа: чёрный, шоссе, шоколад, жёлтый.
-Но существует одна особенность в этом правиле:
Если слово с корнем -ЖЁГ-
(-ЖЕГ-) является существительным-пишем О, если глаголом -пишем Ё.

Посмотрите на экран (слайд)
Вставьте пропущенные буквы в тексте:
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.

Отвечают на вопросы выполняют упражнения.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные:

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.
Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


6.

Самостоя-тельная работа

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Используя знания, полученные на уроке, выполните интерактивное задание (распределение слов с изученной орфограммой на группы в соответствии с выбранной буквой)

Выполняют задание

Личностные:

оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, операции
по плану.
Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности учебно-познавательной деятельности

-Какую орфограмму вы выучили?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравился ли вам урок?
-Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных карточек. Урок понравился-карточку с веселым улыбающимся лицом. Если нет, то с грустным лицом.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке по определенным критериям

Регулятивные:
оценивают свою работу.

Коммуникатив

ные:

строят небольшие монологические высказывания

8.

Домашнее задание


§86, упр. 460 (число слов может варьироваться).

Объясняет правила выполнения дом. задания, отвечает на вопросы


Обсуждают порядок выполнения домашнего задания, задают вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!