СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Урок 2. Красота природы в произведениях русской живописи

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников; создать условия для развития интереса к русской живописи

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-

ция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: www.litrasoch.ru, www.domstihov.ru

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы в творчестве русских художников».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: «Песня о картинах», муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка



Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся

к уроку.

– Ребята, отгадайте загадку. Подумайте, о ком пойдет речь на сегодняшнем

уроке.


Он достал мольберт и холст,

Кисточку пушистую.

Нарисует крепкий мост

Через речку быструю.

Нарисует город наш,

В небе серый дождик.

Этот городской пейзаж

Рисовал… (художник).


– Молодцы, правильно!

– А если художник картину написал красками: гуашью, акварелью, маслом, то такой вид искусства называется… (живопись).

– Правильно. И сегодня мы поговорим

о русской живописи, авторы картин являются нашими соотечественниками

Получив целе-

вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-

нально выражают свое отношение к стихотворению-загадке.






Отвечают
на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение
к родной природе
















Устные
ответы



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рассказ с элементами беседы по те-

ме «Красота родной природы
в творчестве

русских художников».


Просмотр мультимедийной презентации «Художники-пейзажисты

и их произведения (И. Левитан,

И. Шишкин)».


Музыкальный
ряд: «Песня

о картинах»,

муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера

– Итак, мы с вами продолжаем знакомство с русскими художниками и жанром пейзаж. Один из самых известных русских художников – Исаак Ильич Левитан.

Картины «Осень» и «Заросший дворик» –

одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н. Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы…» Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, сопутствовал ему всю жизнь. Пейзажи Левитана отображают красоту родной природы во всех ее проявлениях. Сам художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Левитан умел языком красок рассказывать людям о горе и печали. Например, картина «Вечер на озере». На берегу озера сушатся сети, острые вершины елей отражаются в его зеркальной поверхности. Никаких трагических событий на картине не изображено, но зрителя пронизывает ка-

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.

Фронтальная работа

Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке

произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;

Устные
ответы.



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7








Беседа на тему «Колорит и композиция в пейзаже».

кое-то непреодолимое чувство печали.

Наверное, каждый может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень».

– Какое настроение навевает этот пейзаж?

– Что вы отметили для себя, рассмотрев осенний пейзаж?

– Да, осень на картине Левитана поистине золотая, сколько радости и наслаждения дарит это золото осени! Кое-где еще проглядывает зелень, но в этом времен-
нм затишье, покое уже чувствуется
страсть и сила надвигающейся зимней стихии. Еще светит теплое, нежное солнышко, река еще не скована льдом –

и в этом прелесть осени. Она заставляет человека забыть о летней суматохе и подготовиться к зимнему ненастью. Левитан любил родную природу, умел наслаждаться ее красотой и величием и подарил нам возможность увидеть эту красоту его глазами – глазами мастера живописи.

– Сегодня мы с вами попробуем создать осенний пейзаж.

– Для нашего задания важно уметь использовать знания по линейной, воздушной, цветовой перспективе.







Отвечают
на вопросы.







Фронтальная работа.

согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их







Устные
ответы.



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7












Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

– Кто напомнит эти правила?

Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.

Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.

Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклее.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложим назад

Объясняют,
опираясь

на репродукции картин.







Выполняют упражнения

Фронтальная работа



Устные
ответы

III. Творческая практическая деятельность

Изображение осеннего пейзажа. Выявление особой красоты пейзажа художественными средствами (гуашь)

– Приступайте к работе по плану:

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам.

2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Нарисуйте изгибающиеся стволы
деревьев.

Составляют план работы над рисунком.





Рисуют красками

Индивидуальная работа.





Индивидуальная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составля-

ют план и последователь-

ность действий; контро-

лируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

Наблюдение.

Выполнение рисунка



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7



4. С помощью теплых красок нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей.

5. Размещайте на дальнем плане деревья

мельче и бледнее, на ближнем плане –
крупнее и четче



с целью обнаружения

отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка


IV. Итог урока.

Рефлексия

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– С произведениями какого русского
художника мы сегодня познакомились?

– Рассмотрите выполненные вами ри-
сунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы.

– Давайте выберем наиболее удачные
композиции, интересный колорит.

Вы хорошо потрудились на уроке!

– На столах у вас лежат маленькие квадратики бумаги. Передайте красками на них свое настроение (цветовое пятно, дерево, цветок, дождик, солнце, радуга
и т. д.).

– Получился коллаж, пейзаж настроения нашего класса

Рассматривают рисунки, оценивают
работу свою

и одноклассни-

ков, сравнивая
их с образцом (рисунком
педагога).

Быстро рису-

ют цветовое пятно, природный объект, явление в при-

роде и «листочки настроения»

прикрепляют на отдельный стенд

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения
за природой родного края
с оценкой увиденного
в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу, эмоцио-

нальное настроение на уроке и в процессе работы

Устные
ответы.

Рисунки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!