Раздел | Кулинария |
Класс | 6 класс |
Время урока | 80 минут. |
Цель | Создать условия для знакомства с видами теста, ингредиентами, оборудованием необходимых для выпекания блинов, блинчиков и оладий и историей их появления. Научить готовить из жидкого теста. Повторить ТБ при работе с электрической плитой. |
Планируемые задачи урока | Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, умению самостоятельно применять полученные знания на практике, способствовать развитию творческих способностей. Образовательная: совершенствование умения и навыков в выпекании изделий из жидкого теста. Воспитательная: формирование культуры труда и аккуратности, воспитание самостоятельности, ответственности, чувства заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. |
Планируемые результаты | Предметные: знакомство с ТБ, правилами приготовления теста и выпекания изделий. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, самооценки. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение самостоятельно применять полученные знания на практике. |
Основные понятия, термины | Блины, блинчики, оладья. Выпекать, замешивать. |
Межпредметные связи | Биология, химия, история |
Ресурсы | Рабочая тетрадь, кастрюля, ложка, сковородка, продукты. |
Тип урока | Комбинированный |
Методы обучения | Наглядный; методы учета и контроля – контроль со стороны учителя; самоконтроль; частично – поисковый метод – самостоятельное решение проблемы, рефлексия. |
Дидактический материал | Инструкционные карты, карточки (проверка домашнего задания, самооценки) |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, проектор, экран |
Форма урока | Групповая, практическая работа |
Этапы урока Цель Приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Слайдовое сопровождение |
I. Организация класса 8 мин | Приветствие учениц, проверка списочного состава, проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания: Учащимся раздаются карточки с заданием. Теперь проверим правильно ли вы ответили, смотрим на экран. | Подготовка класса к работе. В карточках отмечают правильные ответы. Сверяют свои ответы с ответами на экране. | Регулятивные: - саморегуляция Личностные: - самоорганизация учащихся Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем | Слайд № 1 Задание №1 с правильными ответами Слайд №2 Задание №2 с правильными ответами |
II. Актуализация знаний учащихся. мин Беседа 5 мин Определение темы урока 5 мин Мотивация учащихся 2 мин Цели урока 3 мин | Из домашнего задания мы видим, что из всех представленных зерновых культур можно получить муку. Так что такое мука? Рассказ о муке и что из нее можно замесить тесто Какое бывает тесто? Что можно приготовить из густого и жидкого теста? Какие праздники вы знаете где используют жидкое тесто? И так наша тема сегодняшнего урока «Блины, блинчики, оладья» Чем мы сегодня будем заниматься нужно для того, чтобы воспитать в себе хорошую и умелую хозяйку, приготовить вкусный завтрак для всей семьи без помощи мамы, доказав этим, что вы уже взрослые. Чему бы вы хотели научиться на уроке? Для чего вам это нужно? | Ответы детей. Ответы детей: Густое и жидкое. Торты, булки, пироги, блины, оладья. Ответы детей: масленица Предположение детей Ответы: научиться выпекать блины, оладья Ответы детей | Коммуникативные: - структурирование знаний - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Познавательные: - общеучебный- поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение. - анализ объектов с целью выделения признаков - осознанное и произвольное построения речевого высказывания - самостоятельное выделение и формулирования познавательной цели Личностные : - установление учащимися связи между целью, и тем, ради чего она осуществляется | Слайд № 3 Торты, кексы, булочки. Слайд № 4 Блины, оладья с начинкой и без начинки. Слайд № 5 Тема урока. Цели и задачи. |
III. Изучение новой темы 15-20 мин | Принято считать, что блины - чисто русское блюдо, и об этом свидетельствует многовековая традиция изготовления и употребления лакомства во всех его видах. Историю происхождения и традиции данного блюда нам сейчас расскажут ученики. Исторически сложилось, что для приготовления блюда использовались самые высококачественные продукты. В муке содержится много питательных веществ. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами.Качество муки определяется по её цвету, запаху, вкусу и влажности. У качественной муки цвет – белый или кремовый, вкус - без горечи, отсутствуют посторонние запахи. Очень важна нормальная влажность муки. Влажность муки проверяют следующим способом: небольшое количество муки сжимают в руке, если мука не слиплась в комок, её влажность в пределах нормы. Перед замешиванием теста муку обязательно просеивают через сито. При этом удаляются комочки и примеси, а мука обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься. Какие еще продукты нужны для выпекания блинов? Для блинов и оладий делают дрожжевое тесто. Существует два способа приготовления дрожжевого теста: безопарный и опарный. Кто-нибудь знает что это? Теперь все посмотрим на экран. Вам необходимо вставить пропущенные слова. Разновидность блинов - оладьи – толстые блинчики, которые выпекаются из густого дрожжевого теста. | Дети ведут доклад с применением презентации. Варианты ответов учащихся. Ответы детей Дети работают самостоятельно | Коммуникативные: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог; Регулятивные: - самостоятельно выполнять проблемные поисковые действия, отбирать оптимальное решение - предлагать технологические решения Познавательные: - Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, тетради - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать её для выполнения предлагаемых и жизненных задач; | Слайд № 6 История блинов Слайд № 7 Необходимые продукты Слайд № 8 Описания способов приготовления Слайд № 9 Задание Слайд № 10 ответы |
IV. Физминутка 2 мин | Предлагаю сейчас пойти на кухню, выбрать ту посуду, которая по вашему мнению подходит для приготовления блинов. | Дети встают, и выставляют на стол то , что посчитали нужным | Коммуникативные: - умение работать в команде; Познавательные: универсальные- смысловое чтение; | Слайд № 11 Посуда необходимая для приготовления блинов |
V. Практическая работа 30 мин | Вспомним ТБ работы в мастерской. А сейчас мы будем применять знания, полученные на уроке, на практике. Учитель раздает технологические карты выпекания. Но прежде чем приступить к выполнению работ вспомним ТБ работ с электро. плитой, спец.одежду необходимую для работ. Контроль со стороны учителя, за правильностью выполнения работ и соблюдения ТБ. | Дети рассказывают ТБ. Учащиеся разбирают технологические карты и приступают к работе. | Коммуникативные: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение работать в команде Познавательные УУД: Логические – умение работать по схемам; Личностные УУД: - самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Регулятивные: - внесение необходимых дополнений и корректив - самостоятельно выполнять проблемные поисковые действия, отбирать оптимальное решение - предлагать технологические решения | Слайд № 12 ТБ |
VI. Итог урока 5 мин | Кто первый хочет провести доклад? Что получилось и не получилось? Почему это произошло? Чему учит полученный опыт? | Ответы детей. | Коммуникативные: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: - осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, Познавательные: - делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений | |
VII. Домашнее задание 5 мин | Подготовить письменный отчет о проделанной работе на уроке. Следующий урок, урок-игра. Необходимо собрать команду придумать название и приветствие, подготовить технологические карты по разработанному меню на игру. | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | Слайд № 13,14,15, Примеры технологических карт. |
VIII.Рефлексия 5 мин | Удовлетворены ли вы результатом своей работы? Понравилась ли вам тема урока? Чему вы сегодня научились? Было ли вам трудно? А теперь предлагаю попить чаю с блинами и оладьями вашего приготавления. | Ответы учащихся | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | Слайд № 16 Сопровождение к вопросам рефлексии |
Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 208 с.: ил.
Технология. 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко.
Справочник учителя 1 – 11 классов / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н / Д: Фениес, 2009.
Сборник нормативно - методических материалов по технологии. / Авт. – сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. – М.: Вентана – Графф, 2007.
Технология (трудовое обучение). 1-4, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д.Симоненко. М.: Просвещение, 2011 (переиздание).