Технологическая карта урока
Тема:
Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови.
Цель урока: расширить знания о крови - охарактеризовать биологический процесс свертывания крови, группы крови, переливании крови их его роль в жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны знать особенности строения клеток крови в связи с их функциями, значение свертывания, переливания и групп крови
Метапредметные: владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы и сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Личностные: познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий
Оборудование: учебник, тетрадь, доска, медиапроектор, ПК
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
- что такое внутренняя среда? – жидкости, которые находятся внутри организма, окружают его клетки и создают условия для протекания в них жизненных процессов.
- из каких компонентов состоит внутренняя среда? – лимфа, кровь и тканевая жидкость.
- Каков состав крови? – жидкая часть – плазма (42-45%) и форменные элементы крови (55-58%) – эритроциты, тромбоциты и лейкоциты.
- Что такое плазма и зачем она нужна? – плазма крови – это жидкая фракция соединительной ткани, благодаря которой организм способен транспортировать и обрабатывать всевозможные вещества.
- О чем свидетельствует увеличение числа лейкоцитов? – о наличии воспалительного процесса.
- Какую функцию выполняют эритроциты? – переносят кислород и питательные вещества и частично углекислый газ в обратном направлении.
- В каком процессе участвуют тромбоциты? – в свертывании крови.
3. Изучение нового материала
Свертывание крови – это защитная реакция, предохраняющая организм от чрезмерной кровопотери. При нарушении целостности кровеносного сосуда тромбоциты «мобилизуются» у повреждения, слипаются друг с другом и образуют защитную корочку.
Существует заболевание которое связано с нарушением свертываемости крови – гемофилия. Возникает в случае генетических нарушений, носителями являются женщины, болеют в основном мужчины.
При критической кровопотере человеку обычно проводится переливание крови. История переливания крови продолжительна, она началась с открытия Уильямом Гарвеем кругов кровообращения. Открытие было совершено в 1665 году.
Человек, сдающий кровь называется донором, а человек, которому переливают кровь – реципиентом.
Первые попытки перелить кровь непосредственно от человека к человеку были предприняты в 19 веке, но в этом случае эритроциты чаще всего слипались друг с другом и человек погибал.
При переливании крови необходимо учитывать не только группу крови, но и резус-фактор. Резус-фактор может быть отрицательным или положительном. Нельзя переливать резус-отрицательную кровь к резус-положительному, это может привести к резус –конфликту и иным тяжелым последствиям, в частности к анафилактическому шоку.
Резус-фактор открыли американец Александр Винер и австриец Карл Ландштейнер. Последний также открыл группы крови.
В настоящее время выделяют4 группы крови – 1,2,3 и 4. В 1930 году был награжден Нобелевской премией за свои открытия и достижения в области изучения крови.
Резус-фактор – это антиген, находящийся на поверхности эритроцитов и имеющий белковую природу. Около 85% европейцев имеют данный белок – они являются резус-положительными. Остальные 15% не имеют такого белка и они соответственно резус-отрицательны.
4. Закрепление полученного материала
- Что такое свертывание крови?
- Какие элементы крови участвуют в свертывании крови?
- Как называется заболевание, связанное с нарушением свертываемости крови?
- Кто открыл группы крови?
- Что такое резус-фактор?
- Кто такой К.Ландштейнер? За какие заслуги и чем был награжден?
5. Рефлексия
6. Итоги
Выставление оценок.
Домашнее задание – параграф 15, вопросы в конце параграфа рассмотреть письменно в тетрадях