1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 7 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | |
Тема урока | РАЗВИТИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | База |
Тип урока (укажите тип урока): | |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации. |
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её. |
Предметные: формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): развитие земной коры, формирование облика планеты, геологические эры, литосферные плиты. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) развитие земной коры — длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов; роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1659/start/ |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Cоставить рассказ о рельефе земной поверхности по рисункам (горы, низменности, возвышенности) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Тестирование, выбор подходящих терминов, работа с картой, фронтальная беседа. -что такое земная кора и литосфера, -какие существуют типы земной коры и из каких слоёв состоит каждый её тип, -что такое горные породы, чем они отличаются от минералов, -какие существуют виды горных пород, -как внутренние и внешние силы Земли влияют на её облик. |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты узнаешь, как происходило развитие земной коры. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
По галерее картинок составь рассказ о внутренних силах, формирующих рельеф земной поверхности. По галерее картинок составь рассказ о внешних силах, формирующих рельеф земной поверхности. Работа с геохронологической таблицей. Определить что в геологическом прошлом Земли учёные выделили 5 эр, и предложить обучающимся по рисунку 20, А учебника познакомиться с их названиями. Сделать акцент на том, что шкалу нужно читать снизу вверх — от древних этапов к современному периоду. Учитель просит назвать самую древнюю и самую молодую эры. А в какую эру живём мы? Работа с учебником. Обучающиеся по рисунку 20, Б сравнивают очертания древних и современных материков. Они должны выяснить, какие древние материки существовали на Земле, какие материки образовались после раскола Пангеи, а затем Лавразии и Гондваны и когда это было. Работа с картой. Обучающиеся изучают карту «Строение земной коры» в атласе или «Плиты литосферы» на с. 30 учебника, обращая внимание на названия, границы и направления движения плит. Они отмечают, что на каждой плите, кроме Тихоокеанской, расположены материк и прилегающие части океана. Опираясь на знания о литосферных плитах из курса 5 класса, школьники выясняют, что происходит на границах литосферных плит. Они анализируют рисунки 19—21 учебника и делают выводы о том, что земная кора подвижна. Границы литосферных плит в местах их разрыва и в местах стыковки — это активные участки литосферы, к которым приурочено большинство действующих вулканов и где часты землетрясения. Эти участки образуют сейсмические пояса Земли. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1659/main/ |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Задание: В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры: 1 Возраст Земли около _________. 2. Наиболее распространенной гипотезой считается ________. 3. Земная кора бывает __________________. Средняя мощность материковой коры , а океанической ______.. В океанической коре отсутствует _________ слой. Литосфера делится на __________ плит. Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают . Причинами движения литосферных плит являются ______________. В результате разлома Лавразии возникли _________________. 10. В результате разлома Гондваны возникли______________. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Рассмотреть карты: физическую и строения земной коры. Установить зависимость распространения крупных форм рельефа от строения земной коры. В процессе работы заполнить таблицу. Крупные формы рельефа | Тектонические структуры | Гималаи | | Уральские горы | | Кордильеры | | Амазонская низменность | | Восточно-Европейская равнина | | Среднесибирское плоскогорье | | Сделать вывод об установленной зависимости. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или микрогруппах. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прочитайте текст и выполните задание. (1)Литосфера — твёрдый верхний слой Земли. (2)В её составе земная кора и верхняя часть мантии. (3)Земная кора под океанами и континентами значительно различается: на континентах её толщина составляет 40–80 км, под океанами — 5–10 км. (4)На континентах кора состоит из трёх слоёв: слоя осадочных пород, «гранитного» слоя и «базальтового» слоя. (5)Под океанами кора двухслойная: осадочные породы залегают на «базальтовом» слое, «гранитный» слой отсутствует. (6)Литосфера расположена на пластичном слое мантии. По каким предложениям можно сделать вывод о строении литосферы? Запишите номера предложений в порядке возрастания. (1) Гидросфера – водная оболочка Земли. (2) Она состоит из вод Мирового океана, вод суши и водяного пара атмосферы. (3) Воды Мирового океана соленые. (4) Они включают в себя моря, заливы, проливы. (5) На них приходится более 96 % вод гидросферы. (6) Воды суши в основном пресные. (7) К ним относятся реки, озера, болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота. (8) Человек для своих нужд использует в основном пресную воду, большая часть которой находится в замерзшем состоянии. (9) Самым большим хранилищем пресной воды являются покровные ледники Антарктиды и Гренландии. (10) Изучением гидросферы занимаются ученые гидрологи. По каким предложениям можно определить состав всей гидросферы, а также ее отдельных частей? Перечислите номера этих предложений. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
На каком из перечисленных островов имеются действующие вулканы? 1) Мадагаскар 2) Шри-Ланка 3) Исландия 4) Сахалин На каком из перечисленных материков нет действующих вулканов? 1) Южная Америка 2) Австралия 3) Антарктида 4) Северная Америка |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Почему в Чили часто происходят землетрясения? В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 км у побережья Чили, в 115 км к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибли более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился в 116 км восточнее города Икике. Его очаг залегал на глубине 99 км. Сведений о жертвах или разрушениях не поступало. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
- Используя физическую карту и карту земной коры, сравни Аппенины и Скандинавские горы по высоте и укажи, с чем связано это сходство или различие. - Используя физическую карту и карту земной коры, сравни Анды и Гималаи по высоте и укажи, с чем связано это сходство или различие. |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Тест, анализ карт. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Прием «Зарядка» Оцените отдельные компоненты урока и выразите свое отношение к ним с помощью следующих движений: 1) высокая или хорошая оценка восторженное, позитивное отношение, хорошее настроение – подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх, показать горы. 2) удовлетворительная оценка, спокойное отношение – развести руки в стороны, показать равнины. 3) невысокая оценка, безразличное отношение – опустить руки по швам, обычная поза. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Используя физическую карту и карту земной коры, составить описание любой горной системы, используя предложенные карты: Название горной системы; Высота; Какая тектоническая структура лежит в основании |