СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическкая карта урока для учащихся 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет -Биология

Класс - 11


Перелыгина О.В.- учитель биологии и химии

УМК - Сивоглазов

Тема урока – ««Видообразование как результат эволюции»

Тип урока - комбинированный

Ресурсы: компьютер, проектор, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания (дифференцированные), карточки для лабораторной работы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик должен знать: определение ключевых понятий; способы видообразования;

- уметь работать со схемами

- заполнять таблицы.


Ученик должен уметь: описывать механизм основных путей видообразования и приводить соответствующие примеры; называть причины изменяемости видов


Познавательные УД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, обобщение.

Регулятивные УД: целеполагание, планирование, организация деятельности; самоконтроль, коррекция, самооценивание.

Коммуникативные УД: владение монологической формой речи; аргументация своей точки зрения.



- оценивать правильность выполнения действия на  уровне; 

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение.


- Формирование экологического сознания; понимание важности сохранения видового разнообразия.











Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.





2.Актуализация знаний

Вопрос к классу:

Давайте вспомним, какую тему урока мы изучали с вами в прошлый раз.


1.Индивидуальная работа с раздаточными карточками

(3 человека) Приложение 1


2. Фронтальный опрос

1. Назовите основные формы приспособлений организмов к условиям окружающей среды и жизни в целом

2. Что такое вид?

3. Какие виды древних растений и животных вам известны?

4. Какую роль играет изоляция в процессе эволюции?




3. Мотивация (постановка проблемного вопроса):

1. Вводная беседа.

Сейчас мы с вами повторили некоторые адаптации, существующие у живых организмов. Приспособленности не только позволяют организмам выжить, но и делают наш мир белее ярким, разнообразным. Посмотрите клип «Живет повсюду красота», в котором показаны видеофрагменты из жизни растительных и животных сообществ.

Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было?

Слайд 1



Проблемный вопрос:

Почему так много видов живых организмов?


Как вы уже догадались речь сегодня пойдёт о чём? Правильно - о видообразовании.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Видообразование как результат эволюции».


4. Целеполагание, планирование.

Сообщение и запись темы урока.

Разъяснение целей урока. Составление плана:

Откройте тетрадь, запишите число и тему, цель урока, план .

Слайд 2,3

6. Открытие нового знания (изучение нового материала)

1. Индивидуальная работа с учебником.

Учащимся предлагается прочитать материал П. 11 с.62-63 учебника и ответить на вопросы

  1. Что является элементарной единицей эволюции? (популяция).

  2. Что такое видообразование? (это процесс образования новых видов. Слайд 4

  3. Какие способы видообразования выделил эволюционист Эрнст Майр? Слайд 5

Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученный эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил три основных пути видообразования:

Пути:

Филетический – из вида А образуется В

Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более подробно при изучении макроэволюции. А—В

2. Гибридогенное – А+В—С или А + В— (А+В)+С

иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим сегодня на уроке позже.

3.Дивергентное (истинный) - А—А+В Это самый распространенный, самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. Слайд 6

2. Групповая работа с учебником.

А теперь рассмотрим способы видообразования.


Выделяют два способа видообразования: географическое и экологическое.

1-я группа.

Задание 1. Охарактеризуйте сущность географического видообразования.

Задание 2. Изобразите в виде схемы многообразие механизмов географического видообразования.

г еографическое


миграция фрагментация

Слайд 7.8,9

2-я группа.

Задание 1. Охарактеризуйте сущность экологического видообразования.

Задание 2. Изобразите в виде схемы многообразие механизмов экологического видообразования.

э кологическое

полиплоидизация изоляция видов

Слайд 10,11

7. Закрепление знаний.

  1. Заполняют таблицу «Способы видообразования» Приложение 2. Слайд 12





8. Вывод по уроку:

Проблемный вопрос начала урока:

1. Почему же видов живых организмов так много и они такие разные?

2. Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов?


  1. Какой путь видообразования самый распространенный, почему?

Слайд 13




9. Домашнее задание:

По учебнику §11, вопросы после параграфа, термины.

Индивидуально:

Составить кроссворд по теме.

Слайд 14




10. Подведение итогов урока:

Выставление оценок:


Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока.


11. Рефлексия

Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке. Приложение 3

Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий.






Учитель напоминает тему прошлого урока





Проверка ранее изученного материала.


Результаты заполнения таблицы будут объявлены на следующем уроке.






Учитель обращается к учащимся с вопросом.






Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение.






Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей, плана урока.





Учитель обращается к учащимся с заданием вспомнить изученные понятия.








Объяснение учителем нового материала, демонстрация изображений.
























Предлагает учащимся ознакомиться со статьей «Географическое и экологическое видообразование»

/по учебнику/.

Контроль самостоятельной деятельности учащихся.


Фронтальное обсуждение результатов работы.




Обеспечение осмысления и первичного закрепления знаний.

Рисую таблицу на доске с моей помощью заполняют.


Проверка правильности заполнения таблицы.


Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.


Учитель слушает, уточняет ответы.


Вывод.



Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.






Анализ и оценка успешности достижения целей.





Получение обратной связи.

Готовность учащихся к уроку.










Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу




Обучающиеся должны ответить на поставленные вопросы по изученному материалу.



Активное слушание, участие в беседе.


Просмотр клипа.





Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос.

Количество видов звучит разное, все сходятся в одном – много!



Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания.

Совместно с учителем называют тему, цель урока.






Восприятие информации преподавателя.


Фиксирование темы урока в тетрадях.



Подведение под понятие.































Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы.









Закрепление изученного материала.







Ученики, отвечая на вопросы и выполняя задание, закрепляют полученные знания по теме.



Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация.



Точная фиксация сути задания.

Осознание необходимости выполнения домашнего задания.




Получение учащимися информации о реальных результатах учения.




Проводят самоанализ своего отношения к уроку и усвоения нового материала.










ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1.

Фамилия, имя:________________________________________________________

Задание: Установите соответствие между животными и характерными для них формами приспособленности.

Животные Формы приспособленности

А) птенцы серебристой чайки 1) покровительственная окраска и форма тела (маскировка)

Б) оса 2) предостерегающая окраска

В) скунс 3) мимикрия

Г) рыба – игла 4) отпугивающее поведение

Д) муха – журчалка

Е) пятнистые олени

Ж) тропические ужи

З) божья коровка

И) насекомое палочник

К) детёныш тюленя

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К













ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы видообразования

Способ видообразования

Суть, схема

Филетическое

В ид – предок в вид – потомок А В

Дивергентное

С пособствует увеличению числа видов А А+В

Гибридогенное

Уменьшение численности вида и увеличение. А+В=С





ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …»

1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________

2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________

3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке.


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!