1.Организационный момент Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку. 2.Актуализация знаний Вопрос к классу: Давайте вспомним, какую тему урока мы изучали с вами в прошлый раз. 1.Индивидуальная работа с раздаточными карточками (3 человека) Приложение 1 2. Фронтальный опрос 1. Назовите основные формы приспособлений организмов к условиям окружающей среды и жизни в целом 2. Что такое вид? 3. Какие виды древних растений и животных вам известны? 4. Какую роль играет изоляция в процессе эволюции? 3. Мотивация (постановка проблемного вопроса): 1. Вводная беседа. Сейчас мы с вами повторили некоторые адаптации, существующие у живых организмов. Приспособленности не только позволяют организмам выжить, но и делают наш мир белее ярким, разнообразным. Посмотрите клип «Живет повсюду красота», в котором показаны видеофрагменты из жизни растительных и животных сообществ. Какие виды живых организмов вы видели? Сколько их было? Слайд 1 Проблемный вопрос: Почему так много видов живых организмов? Как вы уже догадались речь сегодня пойдёт о чём? Правильно - о видообразовании. Тема нашего сегодняшнего урока – «Видообразование как результат эволюции». 4. Целеполагание, планирование. Сообщение и запись темы урока. Разъяснение целей урока. Составление плана: Откройте тетрадь, запишите число и тему, цель урока, план . Слайд 2,3 6. Открытие нового знания (изучение нового материала) 1. Индивидуальная работа с учебником. Учащимся предлагается прочитать материал П. 11 с.62-63 учебника и ответить на вопросы Что является элементарной единицей эволюции? (популяция). Что такое видообразование? (это процесс образования новых видов. Слайд 4 Какие способы видообразования выделил эволюционист Эрнст Майр? Слайд 5 Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр, американский ученный эволюционист который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция” выделил три основных пути видообразования: Пути: Филетический – из вида А образуется В Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более подробно при изучении макроэволюции. А—В 2. Гибридогенное – А+В—С или А + В— (А+В)+С иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим сегодня на уроке позже. 3.Дивергентное (истинный) - А—А+В Это самый распространенный, самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. Слайд 6 2. Групповая работа с учебником. А теперь рассмотрим способы видообразования. Выделяют два способа видообразования: географическое и экологическое. 1-я группа. Задание 1. Охарактеризуйте сущность географического видообразования. Задание 2. Изобразите в виде схемы многообразие механизмов географического видообразования. г еографическое миграция фрагментация Слайд 7.8,9 2-я группа. Задание 1. Охарактеризуйте сущность экологического видообразования. Задание 2. Изобразите в виде схемы многообразие механизмов экологического видообразования. э кологическое полиплоидизация изоляция видов Слайд 10,11 7. Закрепление знаний. Заполняют таблицу «Способы видообразования» Приложение 2. Слайд 12 8. Вывод по уроку: Проблемный вопрос начала урока: 1. Почему же видов живых организмов так много и они такие разные? 2. Всегда ли микроэволюция приводит к образованию новых видов? Какой путь видообразования самый распространенный, почему? Слайд 13 9. Домашнее задание: По учебнику §11, вопросы после параграфа, термины. Индивидуально: Составить кроссворд по теме. Слайд 14 10. Подведение итогов урока: Выставление оценок: Оценки получают те учащиеся, которые выходили к доске, представители групп, активные участники урока. 11. Рефлексия Давайте подведем итоги. Для этого вам необходимо закончить фразу (только одну, любую): «Уходя с урока, я хочу сказать …» 1. Мне было (интересно, неинтересно) на уроке_____________ 2. Я (доволен(льна), не доволен(льна)) своей работой на уроке____________ 3. Я (понял(ла), не понял(ла)) _____________ учебный материал на уроке. Приложение 3 | Создание настроя класса на активную деятельность и усвоение предметных знаний, умений, способов действий. Учитель напоминает тему прошлого урока Проверка ранее изученного материала. Результаты заполнения таблицы будут объявлены на следующем уроке. Учитель обращается к учащимся с вопросом. Постановка проблемы и организация деятельности учащихся на ее решение. Организация сотрудничества, выводящая на определение темы и целей, плана урока. Учитель обращается к учащимся с заданием вспомнить изученные понятия. Объяснение учителем нового материала, демонстрация изображений. Предлагает учащимся ознакомиться со статьей «Географическое и экологическое видообразование» /по учебнику/. Контроль самостоятельной деятельности учащихся. Фронтальное обсуждение результатов работы. Обеспечение осмысления и первичного закрепления знаний. Рисую таблицу на доске с моей помощью заполняют. Проверка правильности заполнения таблицы. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Учитель слушает, уточняет ответы. Вывод. Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Анализ и оценка успешности достижения целей. Получение обратной связи. | Готовность учащихся к уроку. Учащиеся вспоминают пройденный материал, настраиваются на работу Обучающиеся должны ответить на поставленные вопросы по изученному материалу. Активное слушание, участие в беседе. Просмотр клипа. Учащиеся отвечают на поставленный учителем вопрос. Количество видов звучит разное, все сходятся в одном – много! Обучающиеся самостоятельно рассуждают, выдвигают гипотезы, привлекая свой жизненный опыт и имеющиеся знания. Совместно с учителем называют тему, цель урока. Восприятие информации преподавателя. Фиксирование темы урока в тетрадях. Подведение под понятие. Самостоятельное знакомство уч-ся с текстовым материалом, нахождение и выделение главного, поиск ответов на поставленные учителем вопросы. Закрепление изученного материала. Ученики, отвечая на вопросы и выполняя задание, закрепляют полученные знания по теме. Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация. Точная фиксация сути задания. Осознание необходимости выполнения домашнего задания. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Проводят самоанализ своего отношения к уроку и усвоения нового материала. |