Класс: | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Представление информации в компьютере (1 четверть) |
Тема урока | Кодирование изображений |
Уровень изучения: | базовый |
Тип урока: | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные - ценностное отношение к историческому наследию; достижениям России в науке, искусстве, технологиях; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; - сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, том числе и за счёт соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов, информационных процессов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества. |
Метапредметные - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения |
Предметные понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение определять информационный объём текстовых, графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации. |
Ключевые слова: пиксель, пространственное разрешение монитора, видеопамять, векторное кодирование графической информации, растровое кодирование графической информации, цветовая модель RGB, цветовая модель HSB, цветовая модель CMYK, глубина цвета. |
Краткое описание Урок освоения новых знаний и умений Оборудование: интерактивная панель, компьютеры. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Учебник – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Электронные образовательные ресурсы: https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/eor10.php Дополнительные Интернет-ресурсы: РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 17. Кодирование графической информации. |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Отвечают на вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают А знаете ли вы как вычислить информационный объем фотографии? |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместный анализ выполнения заданий и ответы на поставленные вопросы Вы уже знаете, что фотографии относятся к растровым изображениям и формируются они из пикселей. Какой объем будет занимать фотография, если ее размеры 100 на 100 пикселей, а глубина цвета 4 бита? |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель урока - Сегодня вы научитесь оценивать информационный объем растровых изображений. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Самостоятельное изучение материала: РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 17. Кодирование графической информации. Просмотреть дважды видеоролик . Участвуют в обсуждении содержания материала в ходе приёма «мозговой штурм». |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Установите, в чем заключаются преимущества и недостатки растровых и векторных изображений. «Почему, если векторный способ записи так хорош, не хранят фотографии в векторном формате?». Ответ: Преобразование фотографии в векторный формат приведет к потере качества изображения и скорости его обработки. Разбиение фотографии на линии (математические) приведет к большому количеству точек, требующему много времени на обработку. При уменьшении количества опорных точек (для увеличения скорости работы) изображение неизбежно упрощается, а значит снижается качество. Отличительные свойства изображений двух типов приводят к рассуждению об осознанном выборе способа записи графического изображения и соответственно программного обеспечения (слайд 9) для обработки. Запишите формулы для вычисления информационного объема растрового изображения. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Используя формулы, решите задачи: Страница видеопамяти 16000 байт. Дисплей работает в режиме 320х400 пикселей. Сколько цветов в палитре? Рисунок размером 64 на 128 пикселей занимает в памяти 7 Кбайт (сжатие изображения не проводилось). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
На фабрике производят глобусы диаметром 40 см, на которые требуется нанести карту. Изображение поверхности планеты, которое нужно наносить на глобус, сохранено с линейным разрешением 300 ppi с использованием 224 цветов. Сколько Мбайт потребуется для хранения карты? Поверхность глобуса можно принять за сферу, площадь поверхности сферы вычисляется по формуле S = 4πR2, где R – радиус сферы. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Спутник каждую секунду делает снимок участка поверхности Земли размером 20×7.6 километра. Пиксель соответствует квадрату 0,65×0,65 м на местности. Цвет пикселя выбирается из палитры в 256 цветов. Оцените объем памяти (в Мбайт) для хранения одного изображения. Сжатие не производится. Ответ округлите до большего целого числа. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Условие задачи Для охраны дома Иван установил камеру видеонаблюдения, которая реагирует на движение большого объекта, после чего записывает видеоролик размером 675 Мбайт. Для записи видеороликов и служебной информации используется SD-карта. Вся служебная информация, необходимая для работы камеры, на SD-карте занимает ровно 500 Мбайт и не зависит от количества записанных видеороликов. Иван хочет, чтобы на SD-карте хранилось не менее 12 полных видеороликов, но при этом покупать карту с запасом и переплачивать за неиспользуемое пространство не хочет. В продаже имеются SD-карты объемом 1 Гб, 4 Гб, 8 Гб, 16 Гб, 32 Гб (цена повышается с увеличением объема SD-карты). Задание Определите, какая SD-карта подойдет Ивану. В ответе укажите только число. Единицы измерения указывать не нужно. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 х 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами? |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Контроль усвоения материала - выполнение теста -5 мин. Цель - проверить уровень усвоения нового материала, выявление причин затруднений и коррекция ошибочных действий (на след. уроке) Учитель раздаёт распечатки с заданием и предлагает учащимся выбрать правильный ответ между прилагательным и наречием Учащиеся читают предложения, анализируют его, выбирают ответ |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Учителю рекомендуется организовать личностную рефлексию путем подведения итогов урока: - учить обучающихся осознавать связь между целью учебной деятельности и результатом учения; - учить анализировать и описывать свои чувства и настроение после урока. - Предложить учащимся вернуться к плану и вспомнить, что было сделано, какие знания получены и умения отработаны на каждом этапе урока. - Попросить вспомнить название урока и цель урока и проанализировать, достигнута ли цель. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
§ 15, задания 10, 13 к параграфу |