1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 2 четверть, 6 раздел |
Тема урока | Гласные в суффиксах существительных –ЕК -ИК |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
личностные: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать. |
метапредметные :применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
предметные: развивать орфографическую зоркость; внимание, способность к анализирующему наблюдению ,использовать знания, умения, навыки при изучении предмета |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): суффиксы-братишки, гласная, родительный падеж, алгоритм, текст, журналист, красный цветок |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, ваза, красные и синие цветы. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Учитель создает доброжелательную атмосферу, эмоционально подготавливает учащихся к освоению изучаемого материала. Прозвенел уже урок, Начинаем наш урок. Мы друг к другу повернемся И, конечно, улыбнемся. Пожелаю вам, друзья, Я ни пуха ни пера! |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Найди верные утверждения (Слайд 1): 1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета 2.Имена существительные изменяются по родам 3.Все имена существительные изменяются по падежам и числам 4.К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь 5.Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. 6.Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А. 7.Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно. 8.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж Поменяйтесь тетрадями, проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте соседу оценку. (Слайд 2) ( Активизация имевшихся ранее знаний, тренировка отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительных операций и учебных навыков) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
-Чем являются -чик и -щик в существительных? -А что такое суффикс? -Для чего необходимы суффиксы? - Давайте запишем слова ключик и замочек и выделим в них суффикс. -Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а в слове ЗАМОЧЕК - Е? -Кто хочет попробовать сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? - Правильно, тема нашего урока «Правописание Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК» (Слайд 3) Запишите себе в тетрадь тему нашего урока. -Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. (Слайд 4) Используйте опорные слова: 1)Я узнаю… 2)Я научусь… (Научиться слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.) |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
- Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- ,а к Прочитайте слова (Слайд 5): гвоздик – гвоздика Ключик- ключика Замочек-замочка звоночек – звоночка - В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж) - Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала) - А кто попробует сформулировать правило? |
- А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся) - Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (Слайд 6,7). - Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.). - Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради) Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-. I шаг. Измени форму слова. II шаг. Определи «убегает» ли гласный. да нет пиши -ек- пиши -ик- (Уметь аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся , принимать и сохранять учебную задачу ,строить рассуждения, понятные для собеседника, уметь использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение) Физкультминутка Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Крутим, вертим веселей. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
1.Объяснительный диктант (Слайд 8): У гном..ка был ключ..к, Он открывал чуланч..к, В котором находились Станоч..к и кирпич..к, Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к. Работа с перфокартой. (Отработка операций, в которых допущены ошибки.Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Теперь вы с лёгкостью выполните задание. А задание у нас требует творческого подхода. Необходимо в газету «Сальская степь» составить небольшую статью на тему «Удивительная природа города Сальск», используя существительные с суффиксами –ик, -ек. (Отработка совместной деятельности в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач) |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1)рисуноч…к, топор….к; 2) отпуг..вая, шалаш..к; 3)устра..вать, бараш..к; 4) песоч…к, молоточ….к ( Активизация полученных знаний) |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Поработаем корректором. ( слова на доске) –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик. (Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
2.Работа с текстом. ( учитель читает) (Слайд 9). Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался. - Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью) - Как можно озаглавить текст? (После дождя) - Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-). (Составление плана и последовательности действий. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий) |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К каждому заданию на уроке формируются четкие критерии, по которым обучающиеся могут сами объективно оценить результат своей работы и взаимооценивание деятельности. |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Какова была тема урока? Что нового вы сегодня узнали? От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик? Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-. - Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок, если не понравился – голубой. (Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка.) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
Разноуровневое домашнее задание ( обучающиеся сами выбираю задание на соответствующую оценку) 1. п. 45. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»( всем) 2. Упражнение №252.(3) 3.Составить кроссворд на тему «Суффиксы существительных».(4) 4.Придумать лингвистическую сказку «ЕК и ИК в существительных»( 5) |