СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Гласные в суффиксах существительных -ик- -ек-"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Гласные в суффиксах существительных -ик- -ек-"»

Технологическая карта урока



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Куликова Галина Михайловна

Место работы

МБОУ СОШ №5 г. Сальск

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2 четверть, 6 раздел

Тема урока

Гласные в суффиксах существительных –ЕК -ИК

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

личностные: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать.


метапредметные :применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

предметные: развивать орфографическую зоркость; внимание, способность к анализирующему наблюдению ,использовать знания, умения, навыки при изучении предмета

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): суффиксы-братишки, гласная, родительный падеж, алгоритм, текст, журналист, красный цветок

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы):

компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, ваза, красные и синие цветы.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Учитель создает доброжелательную атмосферу, эмоционально подготавливает учащихся к освоению изучаемого материала.


Прозвенел уже урок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха ни пера!


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового



Найди верные утверждения (Слайд 1):

1.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

2.Имена существительные изменяются по родам

3.Все имена существительные изменяются по падежам и числам

4.К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

5.Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

6.Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

7.Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

8.Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Поменяйтесь тетрадями, проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте соседу оценку. (Слайд 2)

( Активизация имевшихся ранее знаний, тренировка отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительных операций и учебных навыков)

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься



-Чем являются -чик и -щик в существительных?

-А что такое суффикс?

-Для чего необходимы суффиксы? - Давайте запишем слова ключик и замочек и выделим в них суффикс. -Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а в слове ЗАМОЧЕК - Е?

-Кто хочет попробовать сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, тема нашего урока «Правописание Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК» (Слайд 3)

Запишите себе в тетрадь тему нашего урока.

-Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. (Слайд 4)

Используйте опорные слова:

1)Я узнаю…

2)Я научусь…

(Научиться слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.)

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


- Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- ,а к Прочитайте слова (Слайд 5):

гвоздик – гвоздика

Ключик- ключика

Замочек-замочка

звоночек – звоночка

- В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

- А кто попробует сформулировать правило?





- А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45. (читает учащийся)

- Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (Слайд 6,7).

- Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

- Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка). (учащиеся записывают алгоритм в тетради)

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.


да нет


пиши -ек- пиши -ик-

(Уметь аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся , принимать и сохранять учебную задачу ,строить рассуждения, понятные для собеседника, уметь использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Крутим, вертим веселей.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


1.Объяснительный диктант (Слайд 8):

У гном..ка был ключ..к,

Он открывал чуланч..к,

В котором находились

Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к,

Горош..к и огурч..к,

Бараш..к и бананч..к.

Работа с перфокартой.

(Отработка операций, в которых допущены ошибки.Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия)


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания


- Теперь вы с лёгкостью выполните задание. А задание у нас требует творческого подхода. Необходимо в газету «Сальская степь» составить небольшую статью на тему «Удивительная природа города Сальск», используя существительные с суффиксами –ик, -ек.


(Отработка совместной деятельности в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач)


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)рисуноч…к, топор….к;

2) отпуг..вая, шалаш..к;

3)устра..вать, бараш..к;

4) песоч…к, молоточ….к

( Активизация полученных знаний)

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Поработаем корректором. ( слова на доске)

 –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.     

(Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.)


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


2.Работа с текстом. ( учитель читает) (Слайд 9).

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).


(Составление плана и последовательности действий. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируются четкие критерии, по которым обучающиеся могут сами объективно оценить результат своей работы и взаимооценивание деятельности.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

        1. Какова была тема урока?

        2. Что нового вы сегодня узнали?

        3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.


- Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то поставьте в вазу красный цветок, если не понравился – голубой.


(Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка.)


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Разноуровневое домашнее задание ( обучающиеся сами выбираю задание на соответствующую оценку)


1. п. 45. Выучить правило «Правописание суффиксов существительных -ек-, -ик-»( всем)

2. Упражнение №252.(3)

3.Составить кроссворд на тему «Суффиксы существительных».(4)

4.Придумать лингвистическую сказку «ЕК и ИК в существительных»( 5)





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!