Предмет | Биология | Класс | 8 |
Тема урока | Движение крови по сосудам |
Цель урока: определить какое физическое явление лежит в основе движения крови, изучив различные методы измерения частоты и ритмичности пульса, артериального давления. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Раскрытие причины движения крови, умение подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, формирование бережного отношения к своему здоровью | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, работая в группе | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. |
Решаемые учебные проблемы | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития |
Основное содержание учебного материала | Движение крови по сосудам, пульс, частота пульса, артериальное кровяное давление, скорость кровотока, гипертония, гипотония, инфаркт, инсульт. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, мультимедийный проектор, программа Ekcel |
Оборудование | Секундомер, механический тонометр, фонендоскоп, электрический тонометр, таблицы «Круги кровообращения», текст приложения |
Структура урока |
Механизмы создания мотивационного поля |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Жизненная ситуация Вчера со мной решила посоветоваться одна знакомая. Она беспокоиться о будущем сына, какую он выберет профессию. В детстве мальчика, когда спрашивали, кем он хочет стать. Он говорил космонавтом или врачом. Но вот незадача, на протяжении последних лет юношу мучает давление, головные боли. Я решила помочь знакомой, посоветовавшись с Вами. | Предлагают версии появления симптомов заболевания из интернета, жизни, газет. | Отмечают симптомы заболеваний, предлагают обратиться к врачу, сравнивают за или против за конкретную профессию | Вступают в диалог, какую профессию иметь предпочтительно юноше |
Создание проблемной ситуации. Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения |
Задается вопрос: А вы смогли бы получить профессию космонавта или летчика, водолаза? | | Да, нет, затрудняюсь ответить | |
3. Выдвижение гипотез |
Работа по тексту из приложения. Какие будут ваши гипотезы по реальному определению своего здоровья? | Нахождение в тексте из приложения конкретные факты, сведения. | Строят цепочку рассуждений по решению гипотез -определить пульс -определить АД -провериться у врача | |
4.Определение темы исследования |
| Определение темы исследования, используя текст приложения. | Определение частоты и ритмичности пульса и артериальное давление | |
5. Формулирование цели и задачи исследования Цель: Научиться измерять пульс, артериальное давление разными способами. |
Цель и задачи исследования, которые Вы поставите перед собой? | Задача: уметь применять биологические понятия в деятельности, используя справочный материал | .Задачи: сравнить результаты исследования; анализировать, делать выводы | Задача: проводить исследования в группе |
6. Оборудование исследования |
Чем мы будем себя исследовать | | Специальный прибор для определения артериального давления куда входит (фонендоскоп, манжетка, монометр, груша)4 электрический тонометр, секундомер. | |
7. План исследования |
Обсудим алгоритм плана действий | Планирование работы по инструктивным карточкам. | Запись результатов исследования, анализ, умение делать выводы. Сравнение результатов в таблице | Определение цели исследования в каждой группе. Последовательная работа в группе по инструктивным карточкам. |
8. Технологический этап |
| Исследование пульса и артериального давления по инструктивным карточкам | Сравнение результатов исследования по тексту приложения, составление графиков в программе Ekcel. | Работа в группах 1 группа Измерение пульса у человека пальцевое прижатие артерии к кости 2 группа Измерение артериального давления ( методом С.Рива – Гоччи, видоизменил Н.С.Коротков) 3 группа Измерение артериального давления Электрическим тонометром 4 группа Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа. |
9. Результаты исследования |
Ознакомление с критериями оценивания. У кого состояние здоровья в норме; кого можно записать в ряды космонавтов? | Самооценка исследования своего состояния здоровья. | Выводы по графикам. Опираются на жизненные эксперименты по приборам. | Обсуждение результатов состояния здоровья по параметрам в группе, выступление одного учащегося перед классом. |
10. Рефлексия |
Что нового мы узнали с урока- исследования? Где это мы можем применить? | Не всегда только эти показатели характерны, чтобы дать оценку состояния здоровья космонавта. Работа с научной литературой | Закрепили понятия: АД, пульс исследовав на себе; сравнили здоровье свое со здоровьем космонавта. | Измерим АД, пульс у всех родных. Здоровье в норме по показаниям приборов. |
11. Домашняя работа |
Какую домашнюю работу мы предложим себе? | | Какие животные - гипертоники есть в природе? Как влияет давление окружающей среды на жизнедеятельность растений? | |
5.
Кто из нас не мечтал полететь в космос и увидеть Землю со стороны? К сожалению, лишь для немногих из нас эта мечта осуществится. Уж очень сложна и до сих пор опасна профессия космонавта.
Первое, с чем сталкивается космонавт при взлете, это ускорение, когда космический корабль быстро набирает скорость. Во время выведения корабля на орбиту искусственного спутника Земли на космонавта в течение почти 5 минут действует ускорение, значение которого может изменяться от g до7g . Другими словами, вес космонавта во время старта корабля может достигать семикратной величины. Однако трудность выполнения различных движений при увеличении веса космонавта – это лишь одна сравнительно легко переносимая сторона воздействия ускорений в космическом полёте. Самые значительные изменения при воздействии ускорений возникают в системе кровообращения.
Если ускорение направлено от таза к голове, действие инерционных сил приводит к оттоку крови из сосудов головы её приливу к органам нижней части туловища. В результате возможны расстройства зрения и даже обмороки. Все эффекты ускорений в системе кровообращения связаны с высокой растяжимостью стенок кровеносных сосудов; благодаря этой растяжимости изменение давления крови может изменять объем кровеносных сосудов и содержащейся в них крови.
Самое простое решение – это расположить человека так, чтобы его размеры в направлении ускорения были минимальны. Тогда артериальное давление в разных частях тела будет различаться незначительно и перераспределения крови не будет. Вот почему космонавты стартуют и приземляются в полулежачем положении.
Кровяное давление- это давление крови на стенки сосудов, или давление, под которым находится кровь в кровяных сосудах.
Наибольшее давление – в аорте, наименьшее – в крупных венах, т.е. по мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается.
Кровь течет из области высокого давления в область низкого давления.
Давление крови в кровеносной системе не постоянно: наибольшее оно во время сокращения желудочков, а наименьшее – в период расслабления сердца.
Систолическое давление (верхнее) – в момент выброса крови в аорту.
Диастолическое давление (нижнее) – в момент паузы сердца.
Артериальное давление измеряется с помощью тонометра. У космонавтов систолическое давление 100-140 мм. рт.ст.; диастолическое – 50-80 мм рт.ст.
Гипертония (повышенное давление)-выше 150 мм рт.ст.
Пульс – ритмическое колебание стенок артерий. У космонавта пульс в покое составляет 46-80 ударов в минуту, у взрослого человека – 70 ударов в минуту. Во время тренировок у космонавтов частота пульса – 180-190 ударов в минуту.
Инсульт- поражение сосудов головного мозга; Инфаркт – поражение сосудов сердца.