ТЕМА | Строение семян двудольных и однодольных растений |
ЦЕЛЬ | Сформировать представление о строении семян |
ЗАДАЧИ | Образовательные: - познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений; - расширить знания учащихся о значении семян в жизни растения, преимуществах семян перед спорами; - продолжить формирование у учащихся умений лабораторных исследований. 2. Развивающие: - формировать умения проводить анализ, сравнивать, делать умозаключения, выводы. 3. Воспитательные: - формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе познаваемости мира; - воспитывать чувство ответственности за учебную деятельность . |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать: - строение семян двудольных и однодольных растений; - значение семян в жизни растений; - преимущества семян перед спорами. Учащиеся должны уметь: - сравнивать строение семян двудольных и однодольных растений; - изучать строение семени в ходе лабораторных работ. Личностные результаты обучения: - понимание важности ответственного отношения к обучению; - готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты обучения: - анализировать и сравнивать изучаемые объекты; - осуществлять описания изучаемого объекта; - проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | Вегетативные и генеративные органы растения,однодольные, двудольные, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиль. |
РЕСУРСЫ: | Таблицы со строением семян фасоли и пшеницы, рисунок цветкового растения, семена фасоли и пшеницы (сухие и набухшие), макеты яблок и лимонов для АМО «Фруктовый сад», карточки-инструкции для АМО «Инфо-карусель», набор для составления логической цепочки для АМО «По порядку становись», пазлы семени фасоли и пшеницы для АМО «Биологическая эстафета», круг с четырьмя сектрами для АМО «Четыре Я». |
ФОРМА УРОКА | групповая |
ТЕХНОЛОГИЯ | Обучение на основе технологии АМО. |
Дидактическая структура | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1 этап Инициация Время: 2 мин | Выполняют предложенное учителем задание | Предлагает учащимся сыграть в игру «Поздороваемся локтями» | АМО «Поздороваемся локтями» Цель: приветствие друг друга, установление контакта между учениками, распределение по группам. Мы с вами не виделись целое лето. Поэтому, чтобы восстановить взаимоотношения и сблизиться сыграем в игру «Поздороваемся локтями». Дети становятся в круг и рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера кладут руки на затылок – локти в стороны, а вторые номера – на пояс. Необходимо локтями поздороваться со всеми учащимися , а затем собраться в группы согласно положения рук. | | Личностные: эмоциональный настрой на деловой ритм работы |
2 этап Погружение в тему Время – 2 мин | Выполняют предложенное учителем задание | Предлагает учащимся составить логическую цепочку | АМО «По порядку становись» Цель: обеспечение мотивации обучения Учитель демонстрирует учащимся рисунок цветкового растения и просит назвать органы из которых растение состоит. Учащимся предлагается определить: с чего начинается жизнь цветкового растения, путем составления логической цепочки из предложенного набора карточек: На основе анализа построенных логических цепочек, делается вывод и определяется тема урока и цель урока. | | Познавательные: Делать умозаключения Регулятивные: - постановка целей Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения с партнером, эффективно сотрудничать Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов |
3 этап Определение ожиданий и опасений Время – 2 мин | Выполняют предложенное учителем задание | Инструктирует учащихся , анализирует написанное учащимися на макетах яблок и макетах лимонов | АМО «Фруктовый сад» Цель: создание психологически-комфортной обстановки на уроке. Начиная любое дело человек чего-то ожидает и чего-то опасается. Вот и вы, ребята, приступая к изучению биологии в 6 классе чего-то ожидаете позитивного , а чего-то опасаетесь. На макетах яблок напишите свои ожидания, а на макетах лимона – свои опасения. После выполнения задания учащиеся прикрепляют на яблоню макеты яблок, а на лимонное дерево – макеты лимона. | | Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию |
4 этап Инпут Время – 8 мин | Принимают участие в структурировании нового учебного материала, предполагая вопросы необходимые для изучения | Излагает учебный материал, привлекая учащихся к определению круга вопросов необходимых для изучения новой темы. | АМО «Инфо-угадайка» Цель: представление нового материала, структурирование материала. Итак мы выяснили, что тема нашего урока «Семя». Учитель структурирует новый материал, привлекая учащихся. Органы Строение семян цветковых растений кожура зародыш эндо- веге- генера- сперм татив- тивные ные корешок кор побег 1 или 2 ень семядоли плод с семенами стебелек цветок почечка с листочками Все ли семена растений будут иметь одинаковое строение? На основе анализа строения семени , учащиеся делают вывод, что есть растения у которых в семени одна семядоля. А есть растения у которых – две семядоли. Уточняется цель урока: изучить строение семян двудольных и однодольных растений. Семя Семя Двудольных Однодольных Растений? Растений? | Вегетативные и генеративные органы растений. Строение семян )общая схема) | Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей Регулятивные: включать постановку новых целей |
5 этап Проработка содержания темы Время – 20 мин | Выполняют лабораторную работу по инструкции предложенной учителем, работая в группе | Инструктирует учащихся, следит за ходом выполнения лабораторной работы | АМО «Инфо-карусель» Цель: изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, применить полученные теоретические знания на практике. Для работы учащихся подготовлены два стола с различными заданиями. Выполнив задания, учащиеся по команде учителя переходят к другому столу и там выполняют следующее задание. Результаты работы учащиеся оформляют в рабочей тетради, а итоговое задание на доске. ӏ стол Карточка-инструкция: На стр. 12 учебника §1 ознакомьтесь с инструктажем-памяткой проведения анализа. Выполните лабораторную работу на стр. 10 Лабораторная работа Тема: Строение семян двудольных растений. Цель: выяснить особенности строения семян двудольных растений на примере семени фасоли. Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли. Составьте схему «Семя фасоли (Двудольные)» ӏӏ стол Карточка-инструкция: На стр. 12 учебника §1 ознакомьтесь с инструктажем-памяткой проведения анализа. Выполните лабораторную работу на стр.10 Лабораторная работа Тема: Строение семян однодольных растений. Цель: выяснить особенности строения семян однодольных растений на примере зерновки пшеницы. Оборудование: сухие и набухшие семена пшеницы. Составьте схему «Семя пшеницы (Однодольные)». В конце работы каждая команда на доске вычерчивает свою схему строения семян фасоли и пшеницы. Семя фасоли(Двудольные) кожура зародыш корешок почечка с листочками стебелек 2 семя- доли Семя пшеницы(Однодольные) околоплодник, зародыш сросшийся с эндосперм семенной запас питате- кожурой льных веществ корешок стебелек почечка с листочками 1 семядоля | Однодольные, Двудольные, зародыш , эндосперм, микропиль. | Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе. Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. |
6 этап Эмоциональная разрядка Время – 3 мин | Работают в группе: по очереди складывают пазл семени фасоли и пшеницы. | Инструктирует учащихся | АМО «Биологическая эстафета» Цель: восстановить энергию, собрать макет семян фасоли и пшеницы У учителя на столе пазлы семян фасоли и пшеницы. ӏ команда собирает макет семени фасоли, а ӏӏ команда – семени пшеницы. После составления пазлов, команды должны рассказать о строении каждого семени. | Строение семян двудольных и однодольных растений | Регулятивные: - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
7 этап Рефлексия (подведение итогов) Время - 3 мин | Осмысливают и дают самооценку своим действиям | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения: мотивацию, способов деятельности, общения | АМО «Четыре Я» Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения. На доске висит круг сделанный из бумаги. Круг разбит на 4 сектора: Я узнал… Я научился… Я проявил себя… Я смогу применить… Учащиеся по очереди продолжают достраивать предложение из каждого сектора. Домашнее задание: §1 | | Регулятивные - саморегуляция |