II.Проверка домашнего задания Цели: - организация проверки домашней работы | Организует проверку домашнего задания - С каким произведением вы работали дома? - Какова была цель домашней работы с текстом? Как вы считаете, достаточно ли выполненной работы с произведением? | Отвечают на вопрос А. Платонов «Цветок на земле» | | Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать причины неуспеха; Умение адекватно воспринимать оценку своей работы. (Регулятивные УУД). Умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвовать в совместной деятельности (Коммуникативные УУД). |
III.Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установление тематических рамок | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Назовите тему урока. (2 урока) Слайд 1 | Отвечают на вопрос - Тема А. Платонов «Цветок на земле» | | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний (Личностные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Постановка учебной задачи. Цели: - организация постановки цели урока | Организует постановку цели урока - Сформулируем цели урока по плану: Слайд 2 Эти цели мы поставили на 2 урока. | С помощью учителя ставят цели урока. Будем учиться понимать смысл произведения формулировать главную мысль. | | Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
V. Освоение новых знаний Цели: - организация освоения новых знаний; - организация анализа произведения; - организация выборочного чтения | Организует освоение новых знаний - Что нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей. О Платонове Слайд 3 Произведение сложные для понимания, поэтому вам предстоит серьезная работа над текстом. - Назовите героев произведения. - Сколько лет дедушке Титу? Докажите словами текста. - Как вы представляете, какого возраста Афоня? - Найдите и прочитайте абзац, который начинается предложением: Скучно Афоне жить на свете. Афоня осмотрел деда, какой он есть. Дед повел Афоню полевой дорогой… Афоня задумался среди трав и цветов. Словарная работа Проводит словарную работу. В произведениях Платонова часто встречаются просторечные слова и выражения. - Понимаете ли вы их значение Работа в группах Карточки Соедините слово или выражение с его лексическим значением Для работы 2 мин. Нынче – сегодня, теперь. Уморились – устали. Глаза смежать – закрывать. Испить – попить, выпить. Осерчать – рассердиться. «глаза смотрели равнодушно»? (без интереса.) «руки много земли испахали»? (много работали.) «белый свет пытать»? (познавать свет, мир, узнавать про все) Организует проверку работы в группах Организует анализ - Почему дедушка Тит все время спит? - Заслуживает он отдых? - Какие слова из текста доказывают, что он много работал? Другие доказательства будут? - Что хотел узнать Афоня у деда? Скажи мне про все! Что самое главное бывает? Если трудно, найдите слова в тексте. | Отвечают на вопрос Продолжить работу над текстом Дедушка Тит, Афоня. Читают отрывки Работают в группах Проверяют выполненную работу | Овладение выразительным чтением вслух и про себя текста. Овладение элементарными приёмами анализа | Умение эмоционально выражать отношение к красоте весенней природы. (Личностные) Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения и интересы и высказывать свое собственное мнение, аргументировать его (Коммуникативные УУД). |
VI. Закрепление нового материала Цели: - организация работы и проверки работы в группах | Открыл ли для своего внука дедушка Тит что бывает на земле самое главное? Попробуем это доказать Каждая группа получит карточку с заданием. Прочитать эпизод. Ответить на поставленные вопросы Как работать в группе? Кто организатор Кто будет читать текст, вопросы. Думаю сам Выслушиваем мнения Обобщаем Кто будет представлять результаты работы 1 группа Где остановился дед? Как он потрогал цветок? Как и из чего рос цветок? О чем это говорит? 2 группа Что сказал дедушка о цветке? Из чего цветок сделал себе тело? Чем пахнет от цветка? Как вы понимаете последнее предложение? Вам встретится слово трудное для понимания Прах 1. Пыль; то, во что всё превращается после смерти, разрушения; 2. Переносное - то, что ничтожно, малоценно, недолговечно 3 группа О чем задумался Афоня среди трав и цветов? Какими словами автор описывает цветы? Что Афоня захотел теперь делать? Как вы это понимаете? 4 группа Понял ли внук своего деда? Докажите. Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти? Как это дедушка будет жить опять из своего праха? Сделайте вывод : Что самое главное бывает? - Определите, какая же главная мысль рассказа. В каких словах она заключена? Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Жизнь маленького незаметного цветка на сухой мертвом песке - чудо, сотворенное им самим. Источник этой жизни – каждодневное преодоление тяжелых обстоятельств, труд. Значит, жизнь - преодоление трудностей. Можно ли сравнить цветок с человеком? Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её. Чтение учителем последнего эпизода Как вы думаете, что знают цветы? | | Овладение выразительным чтением вслух текста. Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев Умение использовать простейшие виды анализа текста: устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль произведения. | Умение работать в паре, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. (Коммуникативные УУД). Умение оценивать результаты деятельности. (Регулятивные УУД). |
VII. Рефлексия учебной деятельности Цели: - организация рефлексии и самооценки обучающимися собственной учебной деятельности. | Организует подведение итога работы на уроке. - Какие цели ставили? Приблизились ли к цели, к пониманию главной мысли рассказа Организует рефлексию. Продолжите предложение (Слайд ): На уроке я учился… Сегодня я сумел … Пригодятся ли вам знания этого урока в жизни? Организует самооценку учебной деятельности. - Оцените свою работу на уроке в группе | Отвечают на вопросы учителя. Будем учиться понимать смысл произведения формулировать главную мысль. Продолжают предложения Ответы детей. Выполняют самооценку | | Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |