ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Строение и жизнедеятельность бактерий
| ФИО (полностью) | Бражник Ольга Павловна |
| Место работы | МКОУ СОШ №20 |
| Должность | Учитель биологии |
| Предмет | Биология |
| Класс | 6 |
| Тема и номер урока в теме | Строение и жизнедеятельность бактерий |
| Базовый учебник | В.В .Пасечник Бактерии. Грибы. Растения |
Цель урока: создать условия для осмысления информации об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий.
9. Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- способствовать формированию у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками;
- создать условия для развития у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по плану;
- способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации по строению и жизнедеятельности бактерий, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях;
- создавать условия для развития умений сравнивать растительную и бактериальную клетки и учить применять различные источники информации в раскрытии значения терминов «бактериальная спора», «сапрофит», «паразит».
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: Групповая и фронтальная
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, маркеры, листы ватмана, дидактические карточки с заданиями, листы самооценки.
Приложение к уроку
Литература для учителя:
1. Учебник «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения», автор В.В. Пасечник
2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
3. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.
4. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Приложения 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивационно-ориентировочный блок. |
1 | Этап актуализации | | 1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку 2.Сообщение, что урок будет посвящен организмам, которые ни на что не похожи, ни на растения, ни на животных. Но они живые и сопровождают нас повсюду, без них не возможна жизнь на земле, они приносят человеку, как пользу, так и вред. Ученые для них специально создали отдельное царство. 3. Подводит учащихся к формулированию темы урока: как называются эти организмы? | 1. Приветствие учителя 2. Высказывают мнение, разгадывают слово: Формулируют тему и цель урока. | Личностные УУД: -Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность Регулятивные УУД: - Определять цели и задачи урока Коммуникативные УУД: - Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме |
2 | Этап проблематизации | | 1.Учитель задает вопросы: - почему долгое время ученые не только не знали строение бактерий, но даже не ведали об их существовании? - что вы знаете о бактериях? 2.Предлагает заполнить таблицу: Знаю | До урока | После урока | | | | 1.Учащиеся вспоминают, что им известно по этой теме и поочередно высказываются. 2. Заполняют левую колонку «Знаю» | Познавательные УУД: -Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей) Коммуникативные УУД: - Уметь оформлять свои мысли и идеи в устной форме |
3 | Этап целеполагания | | 1. Обращается к классу с вопросом: Что бы вы хотели узнать о бактериях? Сформулируйте критерии, по которым мы будем изучать бактерии. | 1. Определяют критерии изучения бактерий: - строение - распространение - многообразие форм - процессы жизнедеятельности | Личностные УУД: - Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: - Определять критерии изучения бактерий |
2. Организационно-деятельностный блок |
4 | Этап моделирования | 1-8 | 1. Организует работу в группах 2. Дает задания для групп (приложение 1). | 1. Распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта | Регулятивные УУД: - Составлять план деятельности - Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
5 | Этап конструирования | | 1. Во время работы учащихся, по мере необходимости, помогает в выполнении заданий | 1. Работают с текстом, рисунками. 2. Устанавливают соответствие между текстом и рисунками. 3. Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради. 4.Отображают информацию графически на ватмане или ПК | Познавательные УУД: - Осуществлять поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста Коммуникативные УУД: - Слушать товарища и обосновывать свое мнение и принимать совместное решение Регулятивные УУД: -Умение выполнять задание в соответствии с целью и планом |
6 | Этап презентации | 2,6,7 | 1. Организует выступление групп 2. Дает задание классу во время выступления групп представленную информацию зафиксировать в тетради (схемы, понятия) | 1. Представляют отчет работы группы. | Коммуникативные УУД: - Использовать речевые средства для представления результата Личностные УУД: - Творческий подход к выполнению задания |
3. Рефлексивно-оценочный блок |
7 | Этап рефлексии | 9 | 1. Предлагает заполнить вторую часть таблицы «Знаю» 2. Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп 3. Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность (приложение 2). | 1. Делают выводы, что нового узнали о бактериях 2. Называют критерии оценивания своей работы, распределяют баллы 3. Оценивают свою деятельность | Личностные УУД: - Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - Оценивать свой собственный вклад в работу группы Регулятивные УУД: - Вырабатывать критерии оценивания работы в группах |
8 | Домашнее задание | | Предлагает к следующему уроку составить синквейн на тему «Бактерии» и ответить на вопрос: предложите области применения светящихся бактерий. | Запись в дневник | |
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Общая характеристика бактерий | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html |
2 | Типы питания бактерий | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm |
3 | Форма бактерий. Палочковидная | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91a0a9d6-40d4-40ce-a4fe-f12404ddb425/%5BBIO6_07-51%5D_%5BPD_02%5D.jpg |
4 | Форма бактерий. Округлая | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84c72b57-3ebe-4957-977c-58b491ff053d/%5BBIO6_07-51%5D_%5BPD_03%5D.jpg |
5 | Форма бактерий. Спиралевидная | информационный | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/858464f6-42c5-44e9-8e34-6985660ca422/%5BBIO6_07-651%5D_%5BPD_04%5D.jpg |
6 | Размножение бактерий | практический | видео | h7ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/092a195d-8169-48862-88cf-44b8fada21b0/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_02%5D.swf |
7 | Многообразие бактерий | практический | видео | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79213/?interface=catalog&class=48&subject=29 |
8 | Строение клетки растений | практический | видео | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/79164/?&class=48&subject=29 |
9 | Строение бактерий | контрольный | интерактив | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0459-0a01-022a-0089-6098635df93a/%5BBIO6_07-50%5D_%5BQS_03%5D.html |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea046d-0a01-022a-002e-c7f155460469/%5BBIO6_07-50%5D_%5BQS_04%5D.html |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea047f-0a01-022a-0015-1cc3937a0266/%5BBIO6_07-50%5D_%5BQS_05%5D.html |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0491-0a01-022a-01a5-9e87b6aa0ec6/%5BBIO6_07-50%5D_%5BQS_06%5D.html |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea04a1-0a01-022a-0064-55ae2954ccb5/%5BBIO6_07-50%5D_%5BQS_07%5D.html |
Приложение 1
1 группа – изучает строение бактерий.
Задания:
1. Прочитайте текст параграфа (стр. 28) и предложенный текст, изучите рисунок 14 учебника на стр. 29.
Текст:
Бактерии очень просто устроены, у них отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме. Клетка бактерии снаружи покрыта плотной оболочкой, а у некоторых и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, изобразите схему строения бактериальной клетки, отобразив все особенности ее строения.
3. Используя рисунок докажите, что клетка бактерий отличается от клетки растений.
4. Выделите признаки, по которым бактерии относятся к прокариотам.
2 группа – изучает многообразие форм бактерий и их распространение.
Задание:
1. Прочитайте текст параграфа (Распространение бактерий - стр. 28) и предложенный текст.
Текст:
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, в атмосфере и недрах земной коры. Больше всего их обитает в почве (в 1 грамме почвы содержится до 3 миллиардов бактерий).
2. Найдите в тексте нужную информацию и, используя ватман, составьте схему «Распространение бактерий».
3. Прочитайте текст параграфа (Форма бактерий - стр. 28), изучите рисунок 13 учебника на стр. 28. Составьте кластер «Многообразие форм бактерий»
4. Решите задачу: известно, что в морском воздухе на 1мм3 воздуха содержится 1 бактерия. Подсчитайте сколько бактерий содержится а) в 1 мм3 воздуха городско парка, если в нем бактерий больше в 400 раз, чем в морском воздухе; б) в 1 мм3 воздуха городской улицы, если на ней бактерий больше в 12 раз, чем в парке; в) в 1 мм3 воздуха непроветренной комнаты, если в ней бактерий больше в 56 раз, чем на городской улице.
5. Объясните, почему необходимо проветривать класс перед началом урока.
3 группа – изучает питание бактерий.
Задание:
1. Прочитайте текст параграфа (Питание бактерий - стр. 29) и предложенный текст.
Текст:
Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами, такой способ питания называется гетеротрофным. Гетеротрофы могут питаться готовыми органическими веществами, образующимися в процессе гниения или веществами выделяемыми другими живыми организмами. Это бактерии сапрофиты (бактерии гниения, бактерии брожения). Кроме этого бактерии могут питаться за счет органических веществ живых организмов – это бактерии паразиты. Лишь немногие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических. Такой способ питания называется автотрофным. Автотрофные бактерии способны получать органические вещества за счет фотосинтеза (сине-зеленые водоросли или цианобактерии, пурпурные) или за счет расщепления химических веществ (железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие)
2. Найдите в тексте нужную информацию и сделайте презентацию на тему «Особенности питания бактерий» (или используя ватман, закончите схему и подготовьте рассказ на тему «Особенности питания бактерий»:
Питание
г
етеротрофное автотрофное)
3. Выпишите новые слова и объясните их значение, используя предложенный текст или текст учебника.
4 группа – изучает размножение бактерий, их приспособление к неблагоприятным условиям.
1. Прочитайте текст параграфа (Размножение бактерий - стр. 30) и предложенный текст.
Текст:
Размножаются бактерии деление 1 клетки на 2. При благоприятных условиях у некоторых бактерий происходит деление каждые 15-30 минут. Ученые подсчитали, что при такой скорости деления потомки 1 бактериальной клетки через 2 суток покроет поверхность земли многометровым слоем.
2. Найдите в тексте нужную информацию и изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.
3. Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Подсчитайте, сколько бактерий образуется из одной клетки за 3 часа, если деление клетки идет каждые 30 минут.
4. На основании выше указанного текста учебника определите, какие условия являются неблагоприятными для размножения бактерий?
Используя ватман, изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды (или изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий).
5. На основании текста учебника (Образование спор – стр. 30) сформулируйте и запишите определение “Спора – это…”.
6. Докажите, что споры бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятныз условий.