ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
ФИО | Лакутина Тамара Владимировна |
Место работы | МБОУ СОШ №7 г. Мичуринск, Тамбовской обл. |
Должность | учитель биологии |
Предмет | биология |
Класс | 5 |
Тема /Раздел и номер урока в теме/ Разделе | Раздел 2 «Царство Бактерии. Царство Грибы», урок № 1 |
Учебник соответствует ФГОС | «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017. |
Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности, разнообразии.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий
- разнообразие и распространение бактерий
- отличия бактерии от других живых организмов
уметь:
- рассказывать о строении бактерий;
- объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
- объяснять смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Основные понятия: бактерии, сапротрофы, паразиты, спора, цианобактерии.
Ресурсы:
основные: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради.
дополнительные: ЭОР (ЦОР): рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схем.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы:
Основной: проблемно-поисковый;
Дополнительные:
- словесные (беседа, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, схемами);
- практические (составление схем, поиск информации);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Технологическая карта урока
«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»
Этапы урока, время (мин) | Основное содержание деятельности учителя | Виды деятельности ученика | Планируемые образовательные результаты |
Предметные результаты | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | | 1. Самоконтроль учебной деятельности | |
2. Актуализация знаний | Вспомните: 1)У каких организмов тело не состоит из клеток? 2)На какие царства организмов делят живой мир? 3)Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека? | Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. | Обобщают полученные ранее знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого. | 1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. 2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. 3. Высказывают свою точку зрения. | Осмысливают тему урока. |
3. Изучение новой темы | 1. Общая характеристика бактерий. Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?». Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами: Кто такие бактерии? Какая наука их изучает? Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дать определение бактериям и науке, изучающей бактерии. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? 2. Строение бактериальной клетки. Учитель предлагает проанализировать текст учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии». Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей. 3. Процессы жизнедеятельности бактерий. Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf | Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради. Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm И http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.53 о распространении и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях. Зарисовывают рисунок бактериальной клетки в тетради и подписывают её части. Анализируют текст учебника с. 53-54 о типах питания бактерий, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm Далее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут. Находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются. | Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий. Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий | 1. Корректируют свои знания. 2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование); Построение речевого высказывания. 3. Участие в совместной деятельности. Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию. | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
4. Физкультминутка | учитель показывает упражнения физкультминутки: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. | Повторение упражнений. | | 1. Учатся переключаться на другой вид деятельности | Формируют представле- ние о значе- нии физминутки |
5. Закрепление изученного материала | Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ и задания в виде схемы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания и задание – схему строения бактерии | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3.Осуществляют взаимооценку. | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
6. Итоги урока. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки. Мишень комментируется учителем. | Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. | | 1.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Самооценка. |
7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание | Осмысливают объем задания. | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | «Общая характеристика бактерий» | Фотография бактериальных клеток и текст | Обсуждение | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html |
2 | Разнообразие форм бактерий | Иллюстрация | Анализируют | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg |
3 | «Питание бактерий» | Иллюстрация | Обсуждают | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf |
4 | «Типы питания бактерий» | Таблица | Анализируют | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm |
5 | Размножение | Анимация | Обсуждают, анализируют | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf |
6 | Спорообразование | Анимация | Обсуждают, анализируют | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf |
7 | «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям». | Анимация | Обсуждают, анализируют | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf |
8 | Тест 5 вопросов | Тест | Задание в режиме теста | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/ |
9 | Составление схемы строения бактериальной клетки | Задание - схема | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf |
Литература
В.В.Пасечник . Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141
Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.
4