СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При изучении данной темы можно ответить на вопрос: " Почему бактерии так широко расселены по Земному шару?" В ТКУ много ссылок на интеренет - ресурсы, которые педагоги могут использовать по своему усмотрению.

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ. 5 КЛАСС
ТЕМА УРОКА «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»

ФИО

Лакутина Тамара Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №7 г. Мичуринск, Тамбовской обл.

Должность

учитель биологии

Предмет

биология

Класс

5

Тема /Раздел и номер урока

в теме/ Разделе

Раздел 2 «Царство Бактерии. Царство Грибы», урок № 1

Учебник

соответствует ФГОС

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения», 5 класс,

В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017.


Цель урока: формирование представлений о бактериях как об особом Царстве, об их строении, жизнедеятельности, разнообразии.


Задачи

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.

Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.


Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы (пары).


Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Планируемые результаты

Предметные:

знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий

- разнообразие и распространение бактерий

- отличия бактерии от других живых организмов

уметь:

- рассказывать о строении бактерий;

- объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;

- объяснять смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Личностные:

- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

- находят причинно-следственные связи;

- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.


Основные понятия: бактерии, сапротрофы, паразиты, спора, цианобактерии.


Ресурсы:

основные: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради.

дополнительные: ЭОР (ЦОР): рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схем.


Тип урока: открытие новых знаний.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый;

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (составление схем, поиск информации);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Технологическая карта урока

«Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»


Этапы урока,

время (мин)


Основное содержание деятельности

учителя

Виды деятельности ученика

Планируемые образовательные результаты

Предметные

результаты

УУД:

1.Регулятивные

2.Познавательные

3.Коммуникативные

Личностные

результаты

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.


1. Самоконтроль учебной деятель­ности


2.

Актуализация знаний

Вспомните:

1)У каких организмов тело не состоит из клеток?

2)На какие царства организмов делят живой мир?

3)Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

Отвечает на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Обобщают полученные ранее знания о клетке, о процессах жизнедеятельности, о признаках живого.

1. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

2. Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

3. Высказывают свою точку зрения.

Осмысливают тему урока.

3.

Изучение новой темы

1. Общая характеристика бактерий.

Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?».

Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

Кто такие бактерии?

Какая наука их изучает?

Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дать определение бактериям и науке, изучающей бактерии.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии?






2. Строение бактериальной клетки. Учитель предлагает проанализировать текст учебника на с.53 и рисунок 29 «Строение клетки бактерии».

Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей.

3. Процессы жизнедеятельности бактерий.


























Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf







Работают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради.




Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

И

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg


Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.53 о распространении и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях.

Зарисовывают рисунок бактериальной клетки в тетради и подписывают её части.

Анализируют текст учебника с. 53-54 о типах питания бактерий, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm

Далее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm

Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.

Находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.


Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий.


Изучают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности.


Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности бактерий

1. Корректируют свои знания.


2. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Информационный поиск;

Анализ с выявле­нием существен­ных и несуще­ственных призна­ков, сравнение, установление причинно-след­ственных связей, обобщение;

Знаково-символи­ческие действия (кодирование/ декодирование);

Построение рече­вого высказыва­ния.


3.

Участие в сов­местной деятель­ности.

Излагают соб­ственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.


Ответственное отношение к вы­полнению учеб­ных задач;

готовность к вос­приятию научной картины мира, осознание ценно­сти каждого жи­вого организма;

уважительное отношение к дру­гому человеку, его мне­нию.


4. Физкультминутка


учитель показывает упражнения физкультминутки: Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Повторение упражнений.


1. Учатся переключаться

на другой вид

деятельности

Формируют представле-

ние о значе-

нии физминутки

5.

Закрепление изученного материала

Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/

и задания в виде схемы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания и задание – схему строения бактерии


Обобщают и структурируют полученные знания.

1.Оценивют результаты своей работы.

2.Моделируют и формулируют

ответы.

3.Осуществляют взаимооценку.

Осознают

важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

6. Итоги урока.

Рефлексия

Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Обучающиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки.

Мишень комментируется учителем.

Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия.


1.Прогнозируют

результаты уровня

усвоения изучаемого

материала.


Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Самооценка.

7.

Домашнее задание

Комментирует домашнее задание


Осмысливают объем задания.




ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Общая характеристика бактерий»

Фотография бактериальных клеток и текст

Обсуждение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html

2

Разнообразие форм бактерий

Иллюстрация

Анализируют


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg

3

«Питание бактерий»

Иллюстрация

Обсуждают

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf

4

«Типы питания бактерий»

Таблица

Анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm


5

Размножение

Анимация


Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf

6

Спорообразование

Анимация

Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

7

«Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».

Анимация

Обсуждают, анализируют

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf

8

Тест 5 вопросов

Тест

Задание в режиме теста

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/


9

Составление схемы строения бактериальной клетки

Задание - схема

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf


Литература

  1. В.В.Пасечник . Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141

  2. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

  3. Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.

  4. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.



4