Дата: | Класс: 5 | Предмет: биология |
Тема урока | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель | Формирование знаний о царстве бактерий, их разнообразии, строении и жизнедеятельности |
Задачи | Образовательные: Изучить особенности строения бактерий Сформировать знания о разнообразии бактерий Изучить строение бактериальной клетки Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. |
Информационное обеспечение урока, оборудование | Учебник, раб. тетради, наглядный материал (строение бактериальной клетки). |
Этапы урока |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | Приветствие. Настраивает учащихся на работу, интересуется самочувствием | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, настраиваются на работу. | мобилизация внимания, уважение к окружающим, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | - Мы познакомились со строением всего живого на Земле и узнали, что элементарной единицей строения живого является…. (клетка). - Давайте вспомним основные органоиды клетки | Перечисляют органоиды растительной клетки | Навыки работу со схемами, умение определять недостающие элементы |
Постановка учебной задачи | - Мы с вами уже знаем, что живая природа делится на 5 больших групп – царств. Давайте их вспомним (ц. Животные, ц. Растения, ц. Грибы, ц. Бактерии и ц. Вирусы) Загадки: 1.Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог, Приготовить я помог. 2.Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. (бактерии) О каком из царств живой природы мы будем с вами говорить? | Перечисляют царства живой природы. Отгадывают загадки, формулируют тему урока, ставят цели и задачи урока | целеполагание |
Открытие новых знаний | Задание 1. Используя §11 и рис. 28 (на стр. 52) записать в тетрадь разнообразие форм бактерий (кокки, вибрионы, бациллы, спириллы) и из цветовое разнообразие. Рассказ учителя о строении и распространении бактериальных клеток, о способах их питания. Бактерии (по способу питания) Автотрофы Гетеротрофы (способны (потребляют сами готовые производить органические органические вещества) вещества) сапротрофы паразиты Синезеленые и цианобактерии Задание 2. С помощью §11 (стр. 54-55) записать в тетрадь как происходит размножение бактерии и образование спор. | Выполняют задания, слушают учителя, делают записи в тетради, рассматривают рис. 29 | извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, давать определения новым понятиям темы. |
Первичное закрепление | Ответить на вопросы на стр. 55 (устно) | Отвечают на вопросы, корректируют и дополняют друг друга | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, применение полученных знаний на практике, извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. |
Самоанализ, Самоконтроль | Учитель просит учащихся подвести итоги урока | Ученики вспоминают тему урока, цель. Сопоставляют изученный материал целям и теме урока, делают вывод: достигли ли они цели урока | контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самоопределение, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Рефлексия | Обучающимся предлагается закончить предложения на карточках: «Сегодня на уроке мне понравилось….», «Сегодня на уроке я узнал….», «Сегодня на уроке мне было…», «Сегодня на уроке я понял…», «Сегодня на уроке мне не понравилось….» | Ребята дописывают предложения на карточках |