Освоение нового содержания и способов действий 8:16 | Итак, мы вспомнили все, что нужно для изучения нового раздела генетики – генетики пола. Одним из вечных вопросов, который интересует человечество, является загадка пола. Почему в одном случае рождаются мальчики, а в другом девочки? Можно ли вмешаться и получить по желанию особей определенного пола? Сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся ответить на эти вопросы. В природе существует несколько механизмов определения пола (слайд №4) – объяснение учителя Фенотипический (на пол влияют условия среды) Например, у крокодилов в тепле из яиц выводятся самки, а в холоде самцы. Определение пола у будущих ящериц связано сразу с тремя основными факторами: генетическим набор хромосом, температурой окружающей среды и размером яйца. Из крупных яиц вылупляются самки, хотя генетически это должны быть самцы. Гормональный (пол формируется под воздействием гормонов) Уже давно было замечено, что самки рыб под воздействием определенных условий (среды, гормональных препаратов и т. п.) превращаются в самцов На сегодняшний день рыбоводы научились менять пол рыб, воздействуя небольшими дозами гормонов на икру. Но самое интересное – это социальные факторы изменения пола – то есть взрослые половозрелые рыбы меняют пол под влиянием «общественного мнения» так, чтобы оптимизировать соотношение полов в популяции. -- Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц) Хромосомный (пол определяется половыми хромосомами) Первооткрывателем половых хромосом был Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая хромосомы дрозофил (слайд №5) Половые хромосомы и аутосомы дрозофилы.( Работа со слайдом №6) Как называются хромосомы, не определяющие пол? Как называются половые хромосомы, одинаковые у разнополых особей? Как называются половые хромосомы, которые есть только у самцов дрозофилы? Слайд №7: ответы на вопросы Половые хромосомы человека (слайд №8) Сколько аутосом в клетках человека? Какой генотип по половым хромосомам имеют женщины и мужчины? Слайд №9 – ответ на вопросы Гомогаметность и гетерогаметность (слайд № 10) Рассмотрим рис. 78 на стр 162 в учебнике. Какой пол гетерогаметен у человека, птиц, кузнечиков? ЗАПОМНИТЕ Гетерогаметность – ХY или Х0, гомогаметность - ХХ Мужская гетерогаметность – большинство видов, в т.ч. человек Женская гетерогаметность – птицы, пресмыкающиеся, бабочки Наследование пола (слайд №11 ) Объясните, что изображено на схеме? «Кто виноват?» (слайд №12) «Какая хромосома важнее?» (слайд №13,14) Х-хромосома содержит больше генов и они определяют важные функции: свертываемость крови, наличие потовых желез, цветовое зрение и другие. Мутация Х0 жизнеспособна Y-хромосома определяет развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев. Мутация Y0 летальна Слайд №15: Раскройте плутовство За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки ( Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы) Сцепленно с полом наследуются некоторые болезни. Гемофилия (слайд № 16, 17) Решение задачи на гемофилию – слайд №18, 19. Ученик решает задачу на доске, сверяем ответы. Слайды №21,23 – дальтонизм Это интересно Цветовая слепота может ограничить возможности человека при исполнении тех или иных профессиональных навыков. Зрение врачей, водителей, моряков и лётчиков тщательно исследуется, так как от его правильности зависит жизнь многих людей. Кроме того, людей, страдающих дальтонизмом не берут на обучение по радиотехническим и компьютерным специальностям, а также не принимают на работу в данной сфере. В настоящее время дальтонизм неизлечим. Однако разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009г. в Nature появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета. | Слушают учителя, смотрят слайды, параллельно заполняя рабочую карту. | Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при . работе в группе (паре). Познавательные УУД 1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Сформировать умение определять основную и второстепенную информацию. 4. Сформировать способность понимания текстов, извлечения необходимой информации из текстов. 5. Сформировать умение работать с рисунком, извлекать необходимую информацию из рисунка. |