СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся" предназанчена для молодых специалистов.  В рамках урока идет актуализация знаний о ранее изученных позвоночных, уделяется внимание прогрессивным и адаптивным признакам рептилий. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме "Пресмыкающиеся"»

7 класс.

Класс Пресмыкающиеся.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Цели урока: создать условия для изучения новой темы; формирование знаний о представителях класс Пресмыкающиеся, о внешнем строении Пресмыкающихся, о строении их скелета. На основе изучения внешнего строения Пресмыкающихся и строении скелета, выявить черты приспособления Пресмыкающихся, связанные с жизнью на суше.

- образовательные:

познакомить со значением пресмыкающихся в природе и жизни человека, их разнообразии, характерными признаками рептилий как наиболее высокоорганизованных холоднокровных позвоночных, закрепить и обобщить ранее полученные знания об особенностях внешнего, внутреннего строения, размножения и поведения рептилий, расширить и углубить понятие о классе, на различных примерах показать черты приспособленности рептилий к среде обитания.

- развивающие: уметь выделять главное, сопоставлять факты, формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации;

  • формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

  • развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

  • продолжать формирование биологической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

  • организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний

  • развивать навыки работы с наглядными материалами.

- воспитывающие: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах; воспитание экологически грамотного отношения к природе, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу, формирование у учащихся самостоятельность в работе с информацией, умения работать в команде.

Планируемые результаты:

Предметные: Овладение понятийным аппаратом урока:

- знать и уметь давать общую характеристику Класса Пресмыкающиеся; уметь определять систематическое положение представителей Класса Пресмыкающиеся в системе Животного мира.

-уметь объяснять происхождение названия Класса Пресмыкающиеся, приводить примеры, подтверждающие это название.

-уметь устанавливать взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни рептилий;

-уметь характеризовать особенности строения скелета пресмыкающихся, связанные с жизнью на суше;

- давать сравнительную характеристику отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных;

Давать четкую характеристику определениям: пресмыкающиеся, внутреннее оплодотворение, роговой покров.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

  • использование различных источников для получения биологической информации;

  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Методы и приёмы: 1.словесные 2.наглядные 3.практические

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • УМК: учебник для 7 класс «Биология. Многообразие организмов» Н.И. Сонин и В.Б. Захаров

  • Структура урока:

  1. Организационный этап-1 мин.

  2. Актуализация знаний- 7 -10 мин.

  3. Постановка учебной задачи-3 мин.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление-15 мин.

  5. Физкультминутка- 3 мин.

  6. Закрепление и углубление изученного материала-10 мин.

  7. Рефлексия и домашнее задание-2 мин.



Ход урока:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

А. фронтальный опрос:

- Какие группы позвоночных мы уже изучили?

- Что их объединяло в один тип Хордовые?

Б. письменная проверка знаний.

Оцените верность суждений:

Вариант 1.

  1. Обтекаемая форму тела рыб, чешуя, слизь и плавники связаны с жизнью в воде.

  2. Голова рыбы плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост.

  3. Рыбы не имеют органов слуха.

  4. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

  6. Земноводные – раздельнополые животные.

  7. Выпуклые глаза и ноздри у земноводных находятся на возвышении, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве.

  8. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.

  9. У земноводных в связи с обитанием на суше, формируется внутреннее ухо.

  10. Нервная система земноводных состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.

  11. Кровь в теле земноводных течет по трем кругам кровообращения в связи с тем, что они дышат легкими и кожей.

  12. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.

  13. В скелете земноводных отсутствуют ребра.


Вариант 2.

  1. Сердце у земноводных трехкамерное.

  2. Наиболее развитым отделом головного мозга рыб является передний мозг, что связано с координацией движений.

  3. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

  4. Ихтиология – наука о рыбах.

  5. Рыбы – гермафродиты.

  6. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс Хрящевые рыбы.

  7. Земноводные – настоящие наземные животные, независящие от присутствия воды.

  8. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке — артериальная.

  9. Глаза земноводных имеют подвижные веки. 

  10. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки. 

  11. Глаза у рыб не имеют век.

  12. Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее – самки откладывают оплодотворенную икру. 

  13. Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь течет по одному кругу кровообращения.

Взаимопроверка по шаблону и оценивание.

Собрать работы.

ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

    1. О каких животных идёт речь в тексте?

Это чудовище похоже на дракона, длина которого достигает почти 3 метров, живёт на острове Комодо. Массивный хвост, большие когтистые лапы, огромная, почти до 40 см, голова, пасть, вооруженная множеством зубов. Туловище его покрыто мелкой чешуей. Изо рта непрерывно высовывается длинный язык оранжевого цвета. Из засады нападает на кабанов, обезьян, таскает из деревень кур, коз собак. Наедается до того, что брюхо по земле волочится, после чего, часа два поспит - и опять – обедать!

 (Ящерица – гигант - варан).

2. Обратите внимание на длину тела животного, что происходит в момент движения с телом объевшегося варана? (Тело его влачится по земле, говорят иначе, смыкается с землёй).

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Животных какого класса мы будем изучать? Какую цель поставим?

Предполагаемый ответ:

Класс Пресмыкающиеся.

Цель: познакомиться с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся, о внешнем строении Пресмыкающихся, о строении их скелета, внутреннем строении, жизнедеятельности. На основе изученного о строения Пресмыкающихся, выявить черты приспособления, связанные с жизнью на суше. Многообразие и значение в природе и жизни человека.

Мы сегодня докажем, что Рептилии настоящие наземные животные.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Презентация.

  1. Происхождение рептилий от древних земноводных - похожих на стегоцефалов.

В Мезозойской эре сложился теплый и сухой климат. В Юрский период настала эпоха расцвета рептилий. Динозавры. Крупнейшие наземные животные принадлежали к динозаврам — представителям древних пресмыкающихся. Они доминировали на суше, в море и в воздухе. В конце мелового периода большая часть пресмыкающихся вымерла. Современные рептилии — лишь разрозненные остатки того мира. Однако, древние рептилии дали начало процветающей в настоящее время группе животных — птицам и млекопитающим.

Вымирание.

- Какие причины вымирания гигантских пресмыкающихся вам известна?

2. Современная систематика. В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 6000 видов и подразделяется на 4 отряда:

  1. Чешуйчатые (подотряды: ящерицы, змеи, хамелеоны)

  2. Черепахи

  3. Крокодилы

  4. Клювоголовые (один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии).

Пресмыкающиеся, или рептилии широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде.

Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся называется герпетология.

Специалист, изучающий рептилий - герпетолог.

(науку о земноводных называют батрахологией, о рыбах ихиология)



Особенности внешнего строения.

Отделы: голова, туловище, хвост, две пары конечностей. Положение конечностей.

Покров.

Наружный кожный покров современных пресмыкающихся в результате утолщения и ороговения образует чешуйки или щитки. У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год.

Плотная и сухая кожа содержит пахучие железыСлизистые железы отсутствуют — кожа рептилий сухая, характерный блеск ей придают гладкие чешуи.

В наружной части внутреннего слоя кожи часто находятся специальные клетки — хроматофоры. В этих клетках секретируются пигменты: меланины и каротиноиды. Также в хроматофорах встречается способный отражать свет гуанин. Благодаря хроматофорам, некоторые пресмыкающиеся способны изменять окраску своего тела за сравнительно короткое время. Хамелеоны — наиболее известные представители с подобным свойством.

Поисковая работа с текстом учебника:

Изучите текст на стр. 202- 205. Найдите прогрессивные признаки пресмыкающихся и признаки общие с земноводными (пометки карандашом).

ФИЗМИНУТКА.

Самопроверка по шаблону.

Общая характеристика

        Общее с земноводными.

1. Имеют трехкамерное сердце,

2. Холоднокровны.

3. Конечности расположены по бокам туловища.

 Отличия от земноводных.

1.Сухая кожа, защищенная роговыми щитками от высыхания.

2. Появилось 8 шейных позвонков, увеличивающих подвижность головы относительно тела.

3. Грудная клетка (ребра и грудина)

4.Дыхание только легочное (ячеистое строение легких), дыхательные пути дифференцированы на трахею и бронхи.

5. В желудочке сердца неполная перегородка ( к мозгу поступает артериальная кровь, к телу смешанная)

6. Прогрессивное азвитие полушарий переднего мозга, появились зачатки коры больших полушарий

7. Размножение приспособлено    к    наземному    образу жизни:

А) Яйца снабжены плотной оболочкой и запасом питательных веществ в желтке.

Б) Оплодотворение внутреннее.

в) развитие прямое (без личинки) на суше.

9. Туловищные почки заменены на тазовые.

Закрепление и углубление знаний.

- Докажите, что рептилии настоящие наземные животные.

Рептилии Оренбургской области.

В настоящее время на территории области обитает 13 видов пресмыкающихся. Отряд черепахи представлен одним видом: болотной черепахой. В районах с плотным сельским населением повсеместно исчезает.

Наиболее многочисленна ящерица прыткая. К северу от Урала и Сакмары и в их долинах встречается ящерица живородящая. В южных районах области, а также на песках по Самаре и Малому Ура­ну нередка ящурка разноцветная. На песках Ташлинского, Илекского, Соль-Иле цкого, Акбулакского, Беляевского и Домбаровского р-нов на северной периферии своего ареала отмечена ящерица из семейства агамовых: круглоголовка-вертихвостка. Во всех лесистых районах области от Бузулукского бора до горных районов Южноуралья обитает безногая ящерица веретеница ломкая.

С речными ландшафтами, пойменными озерами, прудами связана жизнь двух видов ужей. Обыкновенный уж встречается повсеместно, а уж водяной — преимущественно по р.Уралу и южнее его.

В области отмечено два вида гадюк. Степная гадюка имеется во всех районах области, обычно обитает на степных пастбищах, сенокосах, в зарослях кустарников, на каменистых участках. Обыкновенная гадюка предпочитает лесистые районы. В южных и центральных районах области в луговых степях, на опушках степных колков встречается узорчатый полоз. В Бузулукском бору, в лесах Бугурусланского, Асекеевского и некоторых др. районов можно увидеть медянку.

Занесены в Красную книгу Оренбургской области:

  • Веретеница ломкая Anguis fragilis (Linnaeus, 1758) Отряд: Чешуйчатые ...

  • Круглоголовка-вертихвостка Phrynocephalus guttatus (Gmelin,1789) ...

  • Обыкновенная медянка Coronella austriaca (Laurenti, 1768) ...

  • Разноцветная ящурка Eremias arguta (Pallas, 1773) ...

  • Узорчатый полоз Elaphe dione (Pallas, 1773)

За страницами учебника биологии «Интересные факты о рептилиях» (сообщение учащегося* опережающее задание) Интересно:


  1. Самая массивная змея на планете – анаконда, длина которой может достигать почти 7 метров. Весит эта рептилия от 30 до 70 килограммов. При этом самой длинной змеей на Земле признан сетчатый питон, вырастающий до 7,5 метров.

  2. Длина языка хамелеона может достигать 50 сантиметров.

  3. Кости черепа многих змей подвижны, чтобы их обладательницы могли чрезвычайно широко открывать рот и глотать крупную добычу.

  4. Черепахи появились на Земле раньше, чем динозавры 

  5. Рептилии, ведущие дневной образ жизни, видят мир в желто-оранжевом спектре.

Рефлексия.

- Что узнали нового? Что удивило? Что затрудняло?

- С каким животным вы себя сегодня ассоциировали свою работу на уроке:

1. Сонная муха.

2. Трудолюбивая пчела.

3. Трусливый заяц.

4. Весёлая обезьяна.

5. Мудрая сова


ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ( Аргументировать)


Дз. Стр. 200-206 чтение и пересказ

Письменно: сделать памятку «Первая помощь при укусе змей»

*сообщение «Многообразие рептилий»



















Приложение 1.

Оцените верность суждений:

Вариант 1.

  1. Обтекаемая форму тела рыб, чешуя, слизь и плавники связаны с жизнью в воде.

  2. Голова рыбы плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост.

  3. Рыбы не имеют органов слуха.

  4. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

  6. Земноводные – раздельнополые животные.

  7. Выпуклые глаза и ноздри у земноводных находятся на возвышении, что помогает им, не выходя из воды, дышать и ориентироваться в окружающем пространстве.

  8. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.

  9. У земноводных в связи с обитанием на суше, формируется внутреннее ухо.

  10. Нервная система земноводных состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.

  11. Кровь в теле земноводных течет по трем кругам кровообращения в связи с тем, что они дышат легкими и кожей.

  12. Сердце рыб состоит из двух камер – предсердия и желудочка.

  13. В скелете земноводных отсутствуют ребра.


Вариант 2.

  1. Сердце у земноводных трехкамерное.

  2. Наиболее развитым отделом головного мозга рыб является передний мозг, что связано с координацией движений.

  3. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

  4. Ихтиология – наука о рыбах.

  5. Рыбы – гермафродиты.

  6. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс Хрящевые рыбы.

  7. Земноводные – настоящие наземные животные, независящие от присутствия воды.

  8. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке — артериальная.

  9. Глаза земноводных имеют подвижные веки. 

  10. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки. 

  11. Глаза у рыб не имеют век.

  12. Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее – самки откладывают оплодотворенную икру. 

  13. Сердце у головастиков лягушек и жаб двухкамерное, кровь течет по одному кругу кровообращения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей