Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: докажите, что главные идеи и ценности Китая обеспечивал гибкость и приспособляемость общества к переменам. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Катай находится в Восточной Азии. В первом тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели сходне языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Основные характеристики страны: -возникла на рубеже 3 - 2 тыс. до н.э.; - географическая и культурная изоляция; - неограниченная власть правителя; - культ императора, обожествление власти, правитель – посланник неба; - высокий уровень централизации; - незначительная роль рабства; - активность государства в социально-экономической сфере. Вопрос: Как вы думает, почему население разных государств, находящихся на данной равнине, считало себя единым народом? Согласно учению Конфуция, государство – это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, где младшие зависят от старших, подчиняются им. Задание 1. прочитайте пункт параграфа 2 «Высшая добродетель – уважение к старшим» и ответьте устно на вопросы: - почему со времен Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю стало признаваться как наивысшая мудрость? - Как Вы считаете, каковы могут быть последствия в обществе, где не уважают старших? Приведите примеры. - почему китайцы любили и почитали старину? - в чем особенность религиозных представлений китайцев? Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание 2. прочитайте 3 пункт параграфа «Мудрость – в знании старинных книг» и ответьте устно на вопросы: - расскажите, что представляли собой китайские грамота, письменность и книги. - откуда черпали знание и опыт китайцы? - докажите, что в Китае знания, книги были ценностью. Учитель: благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье – основа порядка в государстве. Мудрец считал: правитель должен любить людей, исполнять свой долг – трудиться во имя укрепления государства, заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Задание (проблемного типа) Голод – частый попутчик китайцев. Население Китая очень страдало от этой беды. Конфуций предлагал правителям решать эту проблемы так: А) заботиться о земледелии Б) быть умеренным в налогах В) иметь небольшие государственные расходы (на содержание двора) Г) заниматься воспитанием народа Д) своим поведением подавать пример народу. Дополните этот перечень и прокомментируйте. Запишите в тетрадь: Китай – страна, которая находится в Восточной Азии. Главные реки: Хуанхэ и Янцзы Конфуций – мудрец, которого почитали китайцы Китайская книга – связка бамбука | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Доказывать тезис о том, что главные идеи и ценности Китая обеспечивала гибкость и приспособляемость общества к переменам Представлять основные характеристики страны Работать с исторической картой: показывать на карте Великую Китайскую равнину и долину рек Янцзы и Хуанхэ Объяснять, почему со времен Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю стало признаваться как наивысшая мудрость Рассказывать о китайской грамоте, письменности и книгах и их особенностях | Устный опрос |