ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.4 КЛАСС
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Автор: Савоник О. В., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 11» Волжского района г. Саратова
Тема урока: : «С.Фурин «Чтобы солнышко светило»; В.Орлов «Разноцветная планета »
Тип урока: урок освоение новых знаний
Дидактическая цель урока: Познакомить с лирическими произведениями С.Фурина и В. Орлова; организовать совместную деятельность учащихся с целью обучения выразительному чтению произведения через решение различных исполнительских задач.
Предметные:
Задачи:
Предметные:
Учить сравнивать литературные произведения разных авторов, основываясь на анализе выразительных средств
Метапредметные:
познавательные: развивать умение строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (текст, иллюстрации, презентация); умение формулировать и решать проблемы
регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания
коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителями в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию, учить пониманию личной ответственности за успех при выполнении учебной задачи; воспитывать патриотизм, чувство гордости за Родину.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умения читать в слух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения в слух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров;
Метапредметные:
познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей; строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителем, осмысление правил взаимодействия в паре и группе( распределение обязанностей, составление плана совместных действий) осуществлять взаимоконтроль;
регулятивные: умение составлять план урока (определение темы, целей, задач, планирование действий при выполнении задач урока)
Личностные: обучающиеся получат возможность: формировать собственную позицию в понимании ответственного отношения к Родине, системы нравственных ценностей (любовь к Родине, гордость за свою страну)
Средства обучения и оборудование:
1.Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение.4 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2021г. в 2-х частях.
2.Мультимедийная установка для просмотра презентации
3. -презентация (программа MicrosoftPowerPoint)
№ | Этап урока | Цель | №слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Мотивирование учебной деятельности. | Подготовить учащихся к работе на уроке | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Личностные положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
2 | Актуализация знаний. | Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Сформулировать тему и цель урока. | Слайд № 1 Слайд 2 | Звучит песня «С чего начинается Родина» - Какой вопрос прозвучал в песне? А с чего начинается Родина? Слово Родина есть в названии нашего раздела: О Родине, о подвигах, о славе. О каких подвигах мы уже прочитали? Слава о каких героях дошла через многие века и годы до наших дней? - Сегодня мы продолжим говорить о Родине и познакомимся с поэтом, стихи которого вы ещё не читали. Но сначала прочитаем по ролям рассказ, который вы прочитали дома. Что интересного вы узнали об авторе рассказа? Кем он был? | Дети отвечают: Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов… Русские воины, сражавшиеся во все времена и защитившие Родину в борьбе с врагами. Чтение по ролям рассказа | познавательные: развивать умение строить речевые высказывания, регулятивные: формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания коммуникативные: высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителем |
3 | Постановка темы и цели урока | Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения. Объяснить значение трудных слов. | Слайд № 3 Слайд 4, 5 | Прочтите стихи, договори словечко: Наслаждаться не устану Песней жавороночка, Ни на что не променяю Милую стороночку! Теплый ветер принесет Аромат смородины. — Так чего дороже нет? — Нет дороже... РОДИНЫ - прочтите медленно - прочтите ускоряя темп чтения - прочтите наоборот, замедляя темп -прочтите выразительно. О чем строки, какие чувства вызывают эти строки? С чем ассоциируется у вас Родина? Что представляется? Мы много говорили об истории нашей России, что же важно для того чтобы наша Родина процветала, чтобы людям жилось лучше? Послушайте песню, на стихи С Фурина Чтобы солнышко светило Это тема нашего урока С Фурин «Чтобы солнышко светило» | Дети читают стихотворение хором с разной интонацией, темпом, изменяя динамику чтения. Родина- страна, Москва, березки… Людям нужен мир, чтобы светило солнышко. . | регулятивные: умение составлять план урока (определение темы, целей, задач) Личностные мотивать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; коммуникативные: высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителем познавательные: строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности, находить опорные слова, |
4 | Открытие новых знаний. (Работа над произведением) | Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения. Объяснить значение трудных слов | Слайд 6 Слайд 7 | Чтение учащимися самостоятельно, подчеркните непонятные слова, если есть - о чем стихи? Какой тон? (веселый-грустный) - настроение: выбираем слова на слайде Чтение стихотворения учащимися - Как разделил автор стихотворения свой текст? Все ли части одинаковые? Почему? - Какие строки повторяются? Прочитаем еще раз, а последние строки читаем хором И теперь попробуем спеть эту песенку вместе с детским хором центрального телевидения | Весёлый Радостное Дети читают «цепочкой» Два четверостишия по-другому начинаются (перечитывают припев) Исполняют песню под фонограмму | Личностные: формировать собственную позицию в понимании ответственного отношения к Родине, системы нравственных ценностей (любовь к Родине, гордость за свою страну) |
4 | Физминутка. | | | Дети берутся за руки, поднимают руки, выполняют хлопки | | |
| Продолжение работы по теме урока | Дать установку на содержание, показать значимость выразительного чтения, понимать на слух текст произведения. Объяснить значение трудных слов | Слайд 8 Слайд 9, 10 | - чем различаются люди разных стран? - А что же у них общего? Об этом и следующее стихотворение В Орлов «Разноцветная планета»- Чтение стихотворения учителем - Какие чувства вы испытывали при чтении? Так же и будем читать Чтение учащимися «цепочкой» - Какие строчки вас особенно тронули? Прочитайте их -Как автор называет детей? -К чему он призывает? -Прочитайте последние строки стихотворения -Обсудите их друг с другом -Могут ли дети не дать в обиду нашу планету? -Прочитайте про себя подготовьтесь к выразительному чтению. | Разный цвет кожи, говорят на разных языках - все хотят мира Радостные, весёлые Беречь планету Хозяева планеты Чтение стихотворения самостоятельно | познавательные: развивать умение строить речевые высказывания, регулятивные: формировать умение выполнять само- и взаимопроверку выполненного задания коммуникативные: высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителем Личностные: формировать собственную позицию в понимании ответственного отношения к Родине, системы нравственных ценностей (любовь к Родине, гордость за свою страну) |
5 | Закрепление и повторение изученного. Подведение итогов | Погружение в текст и развитие вдумчивого чтения. Развитие креативных способностей. | | Чем похожи эти произведения? А чем отличаются? Какие чувства хотели донести до нас авторы? | Темы похожи : о мире Основная мысль стихотворения «Чтобы солнышко» - На земле все должны дружить А стихотворение «Разноцветная планета» - дети должны учиться, чтобы беречь планету от беды | познавательные: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; |
6 | Рефлексия. | | Слайд №11 | - Выберите любое начало предложения и продолжите его. -Сегодня на уроке я узнал ….. -На этом уроке я похвалил бы себя за ….. -Сегодня я сумел …. | Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и показывает свое отношение к уроку. | |
7 | Выставление оценок, домашнее задание. | | Слайд № 12 | Подготовить выразительное чтение стихотворений. Составить рассказ «Чем я помогу планете» | |