СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок чтения для защиты. Согласные буквы Ш,ш и звук ш в сказочной форме.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока чтения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Бабаева Татьяна Алексеевна

Предмет/ класс: окружающий мир/ 1 класс

Тема урока

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Цель урока

Способствовать изучению пути прихода воды в наш дом и ухода из дома

Задачи урока

Образовательные:

  • Создать условия для формирования понятия «Природные источники воды», познакомить с путем прихода воды в наш дом и ухода из него

  • Способствовать изучению показа процесса загрязнения и очистки воды, значение воды в доме и в окружающем мире; организации умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

  • Способствовать развитию навыков перевода их одних единиц времени в другие

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

  • Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать.

  • Развивать воображение, речь.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию умения бережно относится к природе и всем водоемам

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.


Тип занятия

Освоение новых знаний

Материально – технические средства

Экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал, портрет Злючки-Грязючки или кукла, таблица «Очистные сооружения»; у учащихся- 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля или салфетка)

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Межпредметные связи

Литературное чтение , русский язык

Технологии достижения

Исследовательская, деятельностная, проблемно – диалогическая, личностно - ориентированная

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявлять интерес к изучению темы;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;

- осознавать красоту неба днем и ночью.


Регулятивные УУД: формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.



Узнавать по иллюстрациям в учебнике сооружения для очистки и использования воды;

-прослеживать путь воды;

-осознавать необходимость использования чистой воды, ее экономии, опасность употребления загрязненной воды;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Звучат «шум моря и крик чаек». Закройте глаза и представьте, что вы оказались на прекрасном пляже, вокруг спокойное и чисто море, слышен шум прибоя и крик чаек, красота и спокойствие окружает нас. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

Настраиваются на урок.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Проверка домашнего задания

- Ребята, а что вы изучали на прошлом уроке? Чтобы проверить хорошо ли вы усвоили тему, предлагаю вам определить, где река, а где море? (слайд 1)

А теперь ответим на вопросы теста. (Слайд 2 – 8)

Отвечают на вопросы теста — работа в парах

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Актуализация знаний, определение темы урока


Вода

Вода прекрасна и опасна,

Но нам она нужна!

Вода несет здоровье, счастье,

Но может навредить она?

Откуда же в дом ты приходишь,

Куда же уходишь потом...

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.


Как выдумаете, чем полезна вода а чем опасна какова же будет тема нашего урока? Какую цель мы поставим прочитайте тему урока. (Слайд 9.)


Один ученик читает стихотворение.


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, полученные на уроке, уметь сравнивать и обобщать.

Регулятивные: уметь прогнозировать свой результат, осуществлять контроль и самоконтроль.


Постановка учебной задачи

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в путешествие и узнаем откуда в наш дом приходит вода и куда уходит. А как вы думаете, для чего мы туда отправимся? Какова цель нашего путешествия? А кто из вас скажет, что такое вода? Хорошо, но для того чтобы точнее ответить на этот вопрос послушайте отрывок из рассказа о воде.

«...Течет возле города река. С незапамятных времен течет. Бывало кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к воде с ведрами и низко кланяются ей: «Здравствуй, здравствуй, речка-мать, дай водицы нам набрать!» И идут домой с полными ведрами. Тяжело их нести! Вот и решили люди проложить от берега трубы, поставить насосы.

Повернешь в доме кран-и польется чистая прозрачная вода!

Вот так пришел водопровод в дом!».

Один ученик читает рассказ.


Отвечают на вопросы, делают выводы, ставят учебные задачи.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия

Первичное усвоение новых знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Откуда же в дом приходит вода? Куда она девается? Вспомните, как вы используете воду дома? Для чего она нужна?

Прослушаем стихотворение:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Смоет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без воды.

-По рисунку-схеме в учебнике -с. 60 проследим путь воды. Откуда же в наш дом приходит вода? А куда девается загрязненная вода?

(Предположения детей.) (Слайд 10)

Давайте вместе проследим путь движения воды. Где начало этого пути? (Ответы детей.)

Почему речная вода попадает на очистную станцию?(Ответы детей.)

Речную воду пить нельзя,

Нам может навредить она!

Ведь в ней микробов много!

Ее обработать нужно

И пропустить через фильтры-

Специальные сооружения воду очищающие

И чистую ее питьевую в наш дом

Через специальные трубы доставляющие!

- Откуда же в наш дом приходит вода? (Ответы детей.)

1. Работа по учебнику (с. 60-61).

- Давайте вместе проследим куда же уходит загрязненная вода из наших домов и квартир? (Ответы детей.)

- Грязная вода тоже проходит через очистные сооружения. Скажите, почему ее пропускают через очистные сооружения? ( Чтобы она стала чистой.)

- Подумайте, а почему очищают воду, которая была в употреблении, а не берут новую? (Чтобы не брать лишней воды.)

- Как вы думаете, почему нужно экономно использовать воду? (Ответы детей.)

- Как вы можете экономно расходовать воду?

- А посмотрите, кто к нам пришел, пока мы беседовали?(слайд 11)

(Это Злючка-грязючка.) А в какой воде живет она? (В грязной.)

Послушаем, что хочет сказать Злючка — грязючка?

(Учитель читает текст от имени героя с. 61)

-Подумайте, а как нам защитить воду от Злючки - Грязючки? (Ответы детей.)

Гимнастика для глаз.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «море».

«Чайка и волна» – Вдали видна.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 38 1)

Рассмотрим рисунок и проследим путь воды. Что изображено на рисунке под цифрами 1, 3? (Очистные сооружения.)

-Что там происходит с водой?

-А что под цифрой 2? (Дом.)

-Что там происходит с водой?

-Почему вода после использования дома проходит очистные сооружения?

Ответы детей.



























Отвечают на вопрос.















Отвечают на вопросы.






Высказывают предположения.


Находят ответ в учебнике.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение договариваться и приходить к общему выводу.


Физкультминутка






Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою.

(Взмахи руками.)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй!

(Изображаем пловца.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте.)

Сядьте, дети, на песок

И продолжим наш урок.

(Садятся за парту.)


Дети выполняют действия под шум моря.


Практическая работа.

В парах.

- Ребята, посмотрите, перед вами 2 стакана с загрязненной водой и марля (салфетка) . Для чего это нам нужно? (Ответы детей.)

Что сейчас предстоит нам сделать?(Ответы детей.)

- Правильно, загрязнить и очистить воду.

Ка можно загрязнить воду?

Мальчики берут стакан с водой, а девочки добавляют в него кусочки почвы. (Опыт 1) Зарисуем, что получилось? Сформулируем вывод.

Для чего ее нужно очищать?

Девочки берут пустой стакан и накрывают марлей (салфеткой).

Для чего нужна марля (салфетка)?(Ответы детей.)

Мальчики аккуратно берут стакан с загрязненной водой и процеживают воду через фильтр. (Опыт 2)

Сравним воду в 2 стаканах.

Зарисуем в рабочей тетради результат.

Какой сделаем вывод? (С помощью фильтра вода очищается. Но очищать ее нужно несколько раз.)

-Правильно, ребята. А для чего в воду добавляют хлорсодержащие вещества? (Предположения детей).

Эти вещества дезинфицируют, т. е. убивают микробы, попавшие в воду после использования ее людьми.


Выполняют практическу работу и зарисовывают.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу.

Исследовательская деятельность.

Фронтальная работа.

- Рассмотрим очистные сооружения на экране (слайд10 ) и в учебнике (с.61)

- Для чего же построены очистные сооружения? (Ответы детей.). 

-Почему Злючка-Грязючка может поселиться в реке? Какие правила нужно соблюдать, чтобы она там не поселилась?

(Слайд 12)

Рассматривают сооружения.

После чего делают вывод об их значении.



Читают правила на экране сильные учащиеся.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи

Рассуждений.

Первичная проверка понимания.


Какие новые понятия вы узнали?

Фильтр

Очистные сооружения

Напечатаем их на листочке. Поставим ударение и подчеркнем безударные гласные.

Взаимопроверка.

Печатают слова в тетрадях и выполняют задание.

После выполнения задания - взаимопроверка.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Практическое применение знаний.


- Вспомните тему «Откуда в дом приходит вода и куда она уходит?» и скажите:

1) Как же в дом приходит вода и куда она уходит?

2)Почему нельзя пить речную воду?

3)Для чего очищают загрязненную воду?

4)Почему обрабатывают использованную воду?

5)Почему воду нужно экономить?



(Слайд 13)

Каждая группа дает ответ на один вопрос.





Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение договариваться и приходить к общему выводу.


Рефлексия деятельности

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Что можете сделать вы, чтобы Злючка-Грязючка не поселилась в нашей реке? Расскажите, чему вы научились по схеме.

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

Оцените свою работу.

Анализируют собственную деятельность и деятельность одноклассников. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.


Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

делать самостоятельно выводы;


Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.

Домашнее задание

Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? Мы её достигли? Опишите путь воды как она приходит в дом и уходит из него. (Речная или подземная вода сначала попадает на станции очистки воды, оттуда она приходит в наш дом. В доме она загрязняется , а затем попадает на очистные сооружения.)

-Мы с вами провели 2 опыта. Чему они нас научили? (Использовать можно очищенную воду).



Вода нужна всем людям,

Ее беречь должны!

Давайте же, ребята,

Её оберегать!

Не лить ее напрасно

И краны закрывать!

(Слайд 14)

- Спасибо за урок!

(Если есть время — нарисовать знак, запрещающий пить речную воду.)



Ученик читает стихотворение.


































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Бабаева Татьяна Алексеевна

Предмет/ класс: интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе

Тема урока

«Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи урока


Образовательные:

  • Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

  • Способствовать формированию умения находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву ш и организации умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

  • Способствовать развитию умения писать самостоятельно или с индивидуальной помощью учителя с печатного текста письменными буквами, пополнять словарь детей

Развивающие:

  • Способствовать развитию моторики руки, самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

  • Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать, познавательный интерес.

  • Развивать воображение, речь, внимание, память.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию умения работать в коллективе; аккуратности при письме

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип занятия

Освоение новых знаний

Материально – технические средства

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, портрет Шамаханской царицы, учебники «Азбука», тетради «Пропись №4», цветные карандаши, индивидуальный раздаточный материал (схемы, карточки со словами), ручки, линейки.

Формы работы

Урок — снежный ком

Межпредметные связи

воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Словесный, наглядный, практический, дифференцированный подход.

Технологии достижения

Исследовательская деятельность

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Узнавать по иллюстрациям в учебнике сооружения для очистки и использования воды;

-прослеживать путь воды;

-осознавать необходимость использования чистой воды, ее экономии, опасность употребления загрязненной воды;

- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности












Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого с

согласного мягкого, затем с согласного твёрдого.

(слайд 2)

Посмотрите-ка на нас!

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не стучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. И начинаем мы его с речевой разминки. Чтение чистоговорок:

ЖУ-ЖУ-ЖУ в школу я хожу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ за руку меня держи.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ на уроке мы уже.

Настраиваются на урок.


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний.

Какие согласные буквы вы знаете?

Какие из них обозначают всегда звонкие согласные звуки?

Какие обозначают всегда глухие согласные звуки?

Какие парные согласные вы знаете?

Чтение текстов из учебника — с.14-15

-прочитаем текст с экрана, соблюдая правильную интонацию и логическое ударение.

-Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

-Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

-Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

-Э -э-э, на что мне клыки да когти!

Душа — то у меня - заячья!

-Как автор называет зайца? О ком еще говорится в стихотворении? Кто такие звери?

Какие слова с мягким разделительным знаком здесь есть? Прочитаем их.

В каких случаях ь бывает разделительным?

Отвечают на вопросы теста — работа в парах

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Определение темы урока и постановка цели урока

Как зовут этого мальчика? (Саша)

-Поставьте руку под подбородок и произнесите это слово. Сколько слогов в нём? (2)

-Назовите первый слог? (са)

-Второй? (ша)

-Какой слог ударный? (первый-Са)

-Назовите первую букву во втором слоге. (Ш)

-Дайте ему характеристику (согласный, твёрдый, глухой)

-Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Знакомство с буквой Ш,ш)

-Верно, тема урока «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо строчной и заглавной буквы Ш (ш), слов и предложений». (слайд3)


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель. Делают выводы и определяют учебные задачи.


Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, полученные на уроке, уметь сравнивать и обобщать.

Регулятивные: уметь прогнозировать свой результат, осуществлять контроль и самоконтроль.


III. Речевая разминка


-Как шипит змея?

-Как шипит гусь?

Прочитаем чистоговорку.

Ша -ша-ша — мама моет малыша.

Шу -шу-шу- я письмо пишу.

Аш-аш-аш- у Марины карандаш.


Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия

Первичное усвоение новых знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


1. Знакомство со звуком ш.

Посмотрите в учебник на с. 17.

Какая буква написана?

Какие звуки обозначает буква ш?

Какой это звук?

-На что похожа эта буква? (Ответы детей)

-Назовите слова, которые начинаются с буквы Ш. (Ответы детей)

-А теперь назовите слова, в которых эта буква в середине или в конце слова. (слайд 5,6)

-Посмотрите, что нарисовано около первой схемы? (Шкаф). На каком месте стоит звук Ш? (на 1). Дайте характеристику этому звуку (согласный, твёрдый, глухой). Сколько гласных в этом слове? (1) А сколько слогов? (1). Какой слог ударный? (1) Кто поставит схему этого слова на доске?

Остальные берут листочки со схемами и цветные карандаши. Найдите схему к слову – шкаф, давайте проведём звуковой анализ слова. (Работаем вместе)

-Что нарисовано около второй схемы? (Карандаш). На каком месте здесь стоит звук Ш? (на 8) Охарактеризуйте его (согласный, твёрдый, глухой). Сколько слогов? (3). Найдите схему к слову – карандаш и также проводим звуковой анализ, только самостоятельно и проверим.

-Давайте сравним звук Ш в этих словах, какой он? (Согласный, твёрдый, глухой)

-Правильно! Запомните, звук Ш всегда произносится твёрдо!

Прочтём слоги в учебнике. (Читаем хором). А теперь читаем пары слов (цепочкой)

Переверните страницу (с. 19). Поиграем: нужно найти слово в слове (читаем).

Соедините слоги так, чтобы получились слова (соединяют и читают)

2. Знакомство с буквой ш.

Ребята, отложите в сторону «Азбуку» и откройте «Прописи №4 ». Откройте страницу 4. Посмотрите, как пишется строчная и заглавная буква Ш. Они состоят из вертикальных наклонных линий с закруглением сверху и внизу у первого элемента и внизу у второго и третьего. Сравните прописные заглавные буквы Ш и И. Чем они похожи? Посмотрите, как правильно нужно писать заглавную букву Ш. Теперь давайте подготовимся к письму, положите правильно тетради, сядьте правильно, возьмите в руки карандаш и разогрейте их.

-В первой строке обведите элементы буквы, будьте внимательны, следите за направлением стрелок. Такую же работу проведите и на второй строке (наблюдаю, даю рекомендации)

-Прочтём слова на 3 и 4 строчках (читают вслух цепочкой). Почему они написаны с заглавной буквы? (Имена и кличка) Диктуем и записываем слова.




















Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение договариваться и приходить к общему выводу.


Физкультминутка






Мы шли, шли, шли

И грибок нашли.

Раз грибок, два грибок-

Положили в кузовок.



Практическое применение знаний.


Прочитаем текст на с 19 в азбуке.

О ком в нем рассказывается?

Кто сможет его пересказать близко к тексту?

Чему он нас учит?

«Пропись» - с. 3.

-Продолжаем. Переверните страницу. Посмотрите, как пишется строчная буква ш. Три одинаковых элемента: наклонная с закруглением внизу вправо. Посмотрите, как правильно писать (показываю). Обведите элементы в 1 и 2 строках.

Теперь прочтём слова на следующих двух строчках (читают вслух цепочкой).

-Сегодня на уроке мы ознакомимся с новым правилом. Давайте посмотрим на слова:

уши, мыши. Сколько слогов в них, давайте посчитаем? (2) Какой второй слог в словах?(ши)

Какие звуки слышим? Почему?

Проведем звуко-буквенный разбор слов.

А какая буква написана после буквы ш? (и)

С какой же буквой пишем ши? (Ши пиши с буквой и!)

Обведем это правило в прописи (с. 5)

Молодцы, запомнили. (слайд 7)

-Прочтите предложение внизу страницы и запишите его.


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу.

7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. (учебник, стр.16)

Коллективная работа.

-Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто на нем изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная, Шамаханская царица? К какой сказке нарисован этот рисунок? Кто автор этой сказки? Назовите персонажей сказки, в названии которых есть звук [ш].

Шамаханская царица.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин.

Петушок, Шамаханская царица.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение договариваться и приходить к общему выводу.



Посмотрите отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке».

-Понравилось?

-Хотите узнать, что было дальше? Попросите дома взрослых прочитать вам книгу.

Просмотр отрывка.


Да.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение договариваться и приходить к общему выводу.


Игры с пальчичиками.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение)

Выполняют движения пальцами.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение договариваться и приходить к общему выводу.


Рефлексия деятельности

-Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то хлопаете в ладоши, если нет этого звука – топаете ногами. Договорились? Играем.

КАША УРОК НАТАША ШАПКА ЩИ ДАША АНТОША ХАВРОШЕЧКА ХАЛВА КАРТОФЕЛЬ КАРАНДАШ ШКОЛА

(Если есть время, читают слова на доске и делают вывод)

шина камыши тишина смешила

машина мыши шиповник страшила

ширта шипы пришила ворошила

С какой буквой пишется ши?

А какой звук слышим при произношении?(ы )

Почему?

Игра «Что для чего?» (Слайд 8)

Карандаш, чтобы шить.

Иголка, чтобы рисовать.

Ручка, чтобы читать.

Книга, чтобы писать.

- В чем секрет буквы ш?



Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

делать самостоятельно выводы;


Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.

Подведение итогов урока

-Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что было трудным для вас?

-Какое новое правило вы узнали?

-Вам интересно было на уроке?

Спасибо за урок!


Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

делать самостоятельно выводы; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога: Бабаева Татьяна Алексеевна

Предмет/ класс: литературное чтение (обучение грамоте)1 класс

Тема урока

Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши.

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи урока


Образовательные:

  • Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

  • Способствовать формированию умения находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву ш и организации умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение

  • Способствовать развитию умения писать самостоятельно или с индивидуальной помощью учителя с печатного текста письменными буквами, пополнять словарь детей

Развивающие:

  • Способствовать развитию моторики руки, самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.

  • Развивать умение организовывать и поддерживать диалог, умение слушать, познавательный интерес.

  • Развивать воображение, речь, внимание, память.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию умения работать в коллективе; аккуратности при письме

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу.

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип занятия

Освоение новых знаний

Материально – технические средства

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, учебники «Азбука», цветные карандаши, счётные палочки, схемы слов.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, коллективная. Словесный, наглядный, практический, дифференцированный подход.

Межпредметные связи

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Технологии достижения

Исследовательская деятельность

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.

Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

 I.  Организационный момент

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь, повернитесь ко мне лицом.

-Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Если  буквы  изучать

То научимся читать.

Подготовка класса к работе.

Внимательно слушать и слышать  учителя и товарищей.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II.  Актуализация опорных знаний   ( повторение изученного материала).

- На какие две группы делятся буквы?


-Расскажите, что вы знаете о гласных.

-Что вы можете сказать о согласных?

-Какими бывают согласные звуки?

- Какую ещё удивительную букву мы с вами узнали?

-Чем же она необычна?

С какой интересной буквой мы с вами познакомились на прошлой неделе?

-Что вы можете о ней сказать?




На гласные и согласные.

Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Определение темы урока и постановка цели урока

Как зовут этого мальчика? (Саша)

-Поставьте руку под подбородок и произнесите это слово. Сколько слогов в нём? (2)

-Назовите первый слог? (са)

-Второй? (ша)

-Какой слог ударный? (первый-Са)

-Назовите первую букву во втором слоге. (Ш)

-Дайте ему характеристику (согласный, твёрдый, глухой)

-Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Знакомство с буквой Ш,ш)

-Верно, тема урока «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо строчной и заглавной буквы Ш (ш), слов и предложений».


Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и определяют цель. Делают выводы и определяют учебные задачи.


Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: уметь находить ответы на вопросы, полученные на уроке, уметь сравнивать и обобщать.

Регулятивные: уметь прогнозировать свой результат, осуществлять контроль и самоконтроль.


III. Речевая разминка


-Как шипит змея?(Аудио-азбука)

-Как шипит гусь?

Прочитаем чистоговорку.

Ша -ша-ша — мама моет малыша.

Шу -шу-шу- я письмо пишу.

Аш-аш-аш- у Марины карандаш.


Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия

IV. Постановка учебной задачи.


-Какой звук вы произносили?

-Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.

Звук [ш].

Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение договариваться и приходить к общему выводу.

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализ слов.

-Отгадайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

-Выполним слого-звуковой анализ слова шар и составим схему. Сколько слогов в слове шар? Нужно ли определять, куда падает ударение, если в слове 1 слог?

-Ша-р. Что слышим вначале слова?

-Какой звук слышим первым? Какой он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Докажите. Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]?


-Какой звук слышим после звука [ш]?Какой он? Докажите. Каким цветом обозначим на схеме?


-Какой звук слышим в конце слова? Какой он? Дайте его характеристику.

Пойти к доске и составить схему слова.

-А сейчас проверим, правильно ли мы составили схему слова (сверяем со схемой на слайде).



Воздушный шар.




1 слог.

Нет.


Слог-слияния ша.

Ш. Согласный, т.к. его нельзя пропеть. Глухой. Твёрдый. Синим.

А-гласный. Красным.


Отдельно стоящий звук Р.Согласный, звонкий, твёрдый.



- Отгадайте вторую загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ...

-Сколько слогов в слове карандаш?

-На какой слог падает ударение?



-Какой звук слышим последним? Дайте его характеристику.


Карандаш.





В слове карандаш 3 слога. Ударение падает на последний слог.

Звук [ш]. Согласный, глухой, твёрдый.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу.

2.Знакомство с буквой Ш.

-На письме звук [ш] обозначается буквой Ш (ша).(образец печатной и письменной буквы). Буква Ш бывает заглавной и маленькой, печатной и письменной.

-На что похожа буква Ш?

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

-Выложите букву Ш из счетных палочек.(прослушивание записи про букву ш)(слайд 1)





Ответы детей.




Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, обобщать проделанную работу для понимания цели и темы урока.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение договариваться и приходить к общему выводу.



-Кто принес нам букву Ш?

-Почему именно Шапокляк принесла букву Ш?(слайд 4)

Шапокляк.

Её имя начинается на букву Ш.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение договариваться и приходить к общему выводу.


3.Д/игра «Кто внимательный?»

-Сейчас поиграем в игру на внимание. Я буду произносить слова, а вы, если услышите в них новый звук- хлопайте в ладоши. Готовы?

Слова: шарф, шашки, игрушка, мел, школьник, малина, шубка, шишка, шапка, школа.


Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, умение договариваться и приходить к общему выводу.


4.Чтение слогов (учебник с.17)

-Откройте учебник на стр.17. Прочитаем слоги.

-Как произносятся слоги ши, ше? Что необычного в этих слогах?(слайд 3)




Читают слоги.

Твердо. После буквы ш стоят буквы и, е, придающие мягкость согласному звуку, стоящему перед ней, но читается звук [ш] все равно твердо.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

делать самостоятельно выводы;


Познавательные: умение строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооценки.


-Какой вывод можем сделать?

Звук [ш] всегда твердый.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

делать самостоятельно выводы; Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности, самооцен

Физкультминутка

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, в корзиночку кладет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ!

Выполняют движения под руководством учителя.


5.Чтение слов (с.17)-вынесены на доску.

-Прочитайте слова.


-Прочитайте слова, написанные с заглавной буквы. Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

Чтение слов по цепочке.

-Это имена мальчиков. А имена пишутся с большой буквы.



-Найдите в столбиках слово четвероногое животное.

-Где в этом слове находится новая буква?

Кошка.

В середине слова.



-Найдите и прочитайте слова, где буква Ш находится в начале слова(в конце).

-Чем отличаются слова карандаш и карандаши?

-Составьте предложение со словом школа.

Школа.

Карандаш, карандаши.

Составляют предложение.


6. Работа с текстом. (учебник, стр.17)

-Прочитайте текст. Рассмотрите картинку.(слайд 5)

-О чем вы прочитали?

-Как вы понимаете выражение: «горели кисти рябин»?

-Как вы понимаете слово «кисти»?


-А какие еще значения слова кисти вы знаете?

-Как называются слова, имеющие несколько значений?

-Давайте придумаем имена детям, которые пошли в лес, но чтобы в именах обязательно был звук [ш].


Ответы детей.


Ягоды, собранные в пучок.

Ответы детей.

Многозначные.



7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. (учебник, стр.16)

-Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто на нем изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная, Шамаханская царица? (слайд 5) К какой сказке нарисован этот рисунок? Кто автор этой сказки? Назовите персонажей сказки, в названии которых есть звук [ш].

Шамаханская царица.

«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин.

Петушок, Шамаханская царица.



-Прослушайте отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке».

-Понравилось?

-Хотите узнать, что было дальше? Попросите дома взрослых прочитать вам книгу.

Прослушивание отрывка из аудио-сказки.


Да.


 VI. Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа с пословицами. (учебник, с.16)


-Прочитайте пословицы.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

-Найдите слова в которых есть буква Ш.

Читают, выполняют задания.


2.Правописание ши.

-Прочитайте слова.

Слова: шишки, машина, карандаши, горошина.

-Назовите первый слог. Что слышим? Какой звук слышим после звука [ш]?

- А что написано?

-Сочетание ШИ пиши с буквой и.

-Какие еще сочетания вы знаете?





Звук [ы].

Буква и.

Повторяют правило.

ЧА пиши с буквой А.

ЧУ пиши с буквой У


3.Развитие речи.

-Давайте придумаем слова с новым звуком. Желательно такие, которые мы сегодня на уроке не употребляли. Работаем в парах.

Работа в парах.


VII.Рефлексивно-оценочный.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Дайте характеристику новой букве. Какая она? Чем она интересна?

-С каким правилом познакомились?

-Давайте оценим свою работу на уроке: кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, много читал, отвечал на мои вопросы- поднимите оранжевый смайлик. А кто считает, что он не старался на уроке, что мог бы работать лучше -выберите голубой смайлик.

Отвечают на вопросы учителя.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!