Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание) Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений) Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) | Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель. - Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? В каких сферах жизни общества они встречаются? - Сформулировать понятие «социальная норма». - Определить характер социальных норм по степени обязательности | Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Отвечают на вопросы. - Можно ли прожить без правил? - Какие бывают нормы? - Что такое санкция? Вместе с учителем формулируется тема урока. | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Самоконтроль. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы и использовать речь для формулирования суждений Познавательные: слушают учителя, формулируют высказывания, сравнивают по заданным критериям, принимают активное участие в обсуждении. |
Формирование новых знаний (цель: сориентироваться в многообразии социальных норм, выделить признаки, отличающие нормы-правила от норм-ожиданий, сформулировать функции социальных норм, используя обобщения делать выводы | Учитель задает проблемный вопрос и вызывает детей на дискуссию. Какие правила вам приходится соблюдать? Отличаются ли они по степени обязательности исполнения? Какие последствия наступают при несоблюдении норм? Норма – указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Право – система общеобязательных плавил, установленных государством, за исполнением которых он следит. Откуда такое многообразие социальных норм? | Обучающиеся составляют схемы, делают выводы и обобщения. Обучающиеся вступают в дискуссию, высказывают суждения. Обсуждают в группах и делают выводы. - Все нормы различаются по степени обязательности исполнения и степени строгости наказания за их несоблюдение. -Правила необходимы чтобы обеспечить общественную безопасность и восстановить нарушенную справедливость. - За неисполнение норм следуют санкции формальные/неформальные | Регулятивные: уточняют проблему в учебной деятельности, планируют свою деятельность в соответствии с поставленной проблемой Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, формулировать собственное суждение, формулировать вопросы и отвечать на них. Познавательные: учатся выделять существенные признаки, анализировать текстовый документ, делать выводы |
Обобщение структурных и семантических признаков понятия/правила (цель: научить обобщать, делать выводы) | Учитель предлагает сравнить полученные знания со знаниями полученными на предыдущих занятиях. | Обучающие сравнивают социальные нормы и выделяют их существенные признаки | Регулятивные: осуществляется итоговый и пошаговый контроль по результатом деятельности Коммуникативные: умеют слушать, умеют формулировать речевое сопровождение. Познавательные: учатся обобщать, делают выводы, формулируют высказывания. |
Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия/правила) | Учитель предлагает выполнить проверочный тест по вариантам. | Обучающиеся выполняют тест, делают самопроверку, оценивают работы друг друга. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность по решению проблемы и корректируют ее. Коммуникативные: организовывают работу в группах, участвуют в коллективном диалоге, высказывают своё мнение. Познавательные: умеют выделить главное, классифицируют информацию, умеют работать с разными источниками. |
Рефлексия (цель: соотнести цели урока и его результаты, осознание метода и алгоритм построения нового знания) | Учитель организует итоговую беседу: - О чем мы сегодня говорили на уроке? -Какие задачи нам предстояло решить -Что такое социальные нормы? -Что значит жить по правилам? | Обучающиеся отвечают на вопросы -О правилах поведения в обществе. - Определить значение социальные норм. - Социальные нормы – это правила, действующие в обществе для регулирования отношений между людьми. - Знать и соблюдать нормы, которые приняты в нашем обществе. | Рефлексия. Оценивают конечный результат. Сегодня я узнал… Меня удивило… Я понял… Коммуникативные: понимают позицию другого, поддерживают товарища, осознанно используют речевые средства, умеют убеждать, точно и ясно выражают свои мысли. Познавательные: учатся находить положительные результаты в коллективной творческой деятельности. Дают оценку правомерного поведения. |
Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определённых умений) | Формирование интереса к предмету. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о традициях и обычаях различных народов. Рубрика «В классе и дома» выполнить задания 2, 4. | | Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |