Шевченко Ю.Г.
Богородицкое.2017г.
• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;
• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;
• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;
• развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.
Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались) |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин) | -настроить учащихся на активную работу на уроке; -включить учащихся в учебную деятельность; -создать положительный эмоциональный настрой на урок. | - Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Сегодня у нас не совсем обычный урок! Начнем его с улыбки – улыбнемся друг другу и нашим гостям!!! | -Все ученики встают. -Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Включение учащихся в учебную деятельность. Ценностно- смысловая; Личностная. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (10мин.) | Актуализировать опорные знания и способы действий с десятичными дробями Создать затруднительную ситуацию. | - Какие правила действий с десятичными дробями вы знаете? Давайте их проверим. Для этого я выдам вам карточки: левый столбик – это начало правила, правый столбик – это конец правила. Вы должны соединить стрелками левый столбик с правым, чтобы получилось верное правило Ключ для проверки: 1 - в, 2 - а, 3 - д, 4 - ж, 5 - е, 6 - б, 7 – г Оценим свою работу. поставьте себе оценку: без ошибок – «5», одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3» Сейчас мы проверим как вы справились с домашним заданием и усвоили правило умножения десятичных дробей. Вам предстоит побыть учителями и проверить правильность выполнения действий. (работа в парах) Задача 1.Автобус проехал 170 км со скоростью 50 км/час. Найдите скорость движения. Задача 2. 38 км автомобиль прошел за 0,5 часа. Определите его скорость. Выполнение упражнений с комментированием действий Вопросы: Как найти скорость зная путь и время? Как называются компоненты при делении? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? В чем возникли сомнения? | -Учащиеся выполняют задания на карточках, работая в парах. -Учащиеся знакомятся с задачами. Отвечают на вопросы. Решают задачу 1. -Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило. | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная; |
3. Выявление места и причины затруднения. (2мин) | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; -согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? Значит, возникло затруднение? -В чем причина затруднения? -Сформулируйте цель нашего урока. -Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой? | -Разделить на десятичную дробь. -Нет. -Да. -Нет алгоритма деления на десятичную дробь. -Научиться делить на десятичную дробь. -Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин) | - найти алгоритм выхода из затруднения. | -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при решении задачи? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации. У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей? | -Ребята предлагают свои способы. 50:25=2(батона) | Принятие плана выхода из затруднения. Коммуникативная (создание алгоритма действия) |
5. Реализация построенного проекта. (5мин) | - найти алгоритм деления десятичных дробей. | -Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов? -Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь? - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь. -Прочитайте правило по учебнику с.220 и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. -Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Каков наш следующий шаг? | -Не умеем делить на десятичную дробь! 75,3р.=75р.30коп.=7530коп. 25,1р.=25р.10коп.=2510коп. 7530:2510=3(батона) 75,3:25,1=3 -Формулируют алгоритм. -Читают учебник, сравнивают и делают вывод. -Вывести алгоритм деления на десятичную дробь. -Да. -Научиться применять данный алгоритм. | Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь. Коммуникативная |
6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). (6мин) | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия а) 3,51:2,7; б) 17,02:3,7; в) 18:1,25 | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. | Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь; Коммуникативная; учебно – познавательная |
Физкультминутка (1мин) | Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд | - Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни. И вновь глазами по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь веди горизонтально, И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! | Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. Дети проводят подходящую физкультминутку | Коммуникативная Личностная Снятие усталости, утомления. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7мин) | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | -Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь? -Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками. -Карточки – эталоны выводятся на экран. | -Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу . -Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная. |
8.Включение в систему знаний и повторение. (8мин) | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 1451 из учебника - Решить №1454 самостоятельно. | Учащиеся выполняют задание у доски. Учащиеся выполняют задание. | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование); исследовательская; Регулятивная; Личностная; Коммуникативная |
Домашнее задание (2мин) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Записываем домашнее задание: п.37,№1483(а-е),№1485. | Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
9.Рефлексия учебной деятельности. (3мин) | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | -Выполнили ли вы сегодня задачи урока? -Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли её достичь? Ответьте на вопросы 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. | Ученики отвечают фронтально. -Научиться делить на десятичную дробь. -Да. -Ответы учащихся. -Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. -Учащиеся показывают смайлики. | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили ,1996 г.
Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.