СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Деление на десятичную дробь"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока.  Урок - объяснение  новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Деление на десятичную дробь"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района Смоленской области









Конспект урока по математике в 5 классе


«Деление на десятичную дробь»










подготовила учитель математики

Шевченко Ю.Г.











Богородицкое.2017г.

Урок первый в системе уроков по теме «Деление на десятичную дробь». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс: 5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Деление на десятичную дробь.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: деление на десятичную дробь.

Задачи урока:

образовательные:

  • ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;

  • выработать алгоритм деления на десятичную дробь;

  • овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

• развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

• развитие познавательного интереса к предмету;

• формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;

• развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

• развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

Перечень универсальных учебных действий:

  • личностные ,

  • коммуникативные ,

  • познавательные (общеучебные и логические) ,

  • регулятивные .

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь в реальной ситуации использовать деление на десятичную дробь;

  • уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;

  • применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

  • понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

  • контролировать свои действия в процессе выполнения;

  • обнаруживать и исправлять ошибки;

  • оценивать свои достижения;

  • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.

  • развивать внимание, логическое мышление.

личностные

  • формировать учебную мотивацию;

  • уметь проводить самооценку;

  • понимать необходимость приобретения новых знаний;

  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.

Кроме того, учащиеся должны :

  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

  • использовать различные языки математики (словесный, символический);

  • свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;

  • использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Методы организации работы:

  • словесные методы (беседа, чтение),

  • наглядные (демонстрация презентации),

  • проблемно-поисковый,

  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • в парах;

  • коллективная (фронтальная),

  • индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация,

  • карточки с заданиями,

  • карточки оценки работы на уроке,

  • карточки с практическими заданиями по новой теме




Этапы урока


Целевая установка


Действия учителя


Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности.

(2мин)


-настроить учащихся на активную работу на уроке;

-включить учащихся в учебную деятельность;

-создать положительный эмоциональный настрой на урок.


- Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


Сегодня у нас не совсем обычный урок! Начнем его с улыбки – улыбнемся друг другу и нашим гостям!!!


-Все ученики встают.


-Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.




Включение учащихся в учебную деятельность.


Ценностно- смысловая;

Личностная.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(10мин.)



Актуализировать опорные знания и способы действий с десятичными дробями Создать затруднительную ситуацию.

- Какие правила действий с десятичными дробями вы знаете?

Давайте их проверим. Для этого я выдам вам карточки: левый столбик – это начало правила, правый столбик – это конец правила. Вы должны соединить стрелками левый столбик с правым, чтобы получилось верное правило Ключ для проверки:

1 - в, 2 - а, 3 - д, 4 - ж, 5 - е, 6 - б, 7 – г


Оценим свою работу. поставьте себе оценку: без ошибок – «5», одна-две ошибки – «4», три-четыре ошибки – «3»

Сейчас мы проверим как вы справились с домашним заданием и усвоили правило умножения десятичных дробей. Вам предстоит побыть учителями и проверить правильность выполнения действий. (работа в парах)


Задача 1.Автобус проехал 170 км со скоростью 50 км/час. Найдите скорость движения.

Задача 2. 38 км автомобиль прошел за 0,5 часа. Определите его скорость.


Выполнение упражнений с комментированием действий


Вопросы:

  1. Как найти скорость зная путь и время?

  2. Как называются компоненты при делении?

  3. Как найти неизвестный делитель?

  4. Как найти неизвестное делимое?

  5. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

  6. В чем возникли сомнения?


-Учащиеся выполняют задания на карточках, работая в парах.


-Учащиеся знакомятся с задачами.

Отвечают на вопросы. Решают задачу 1.

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило.



Осознание потребности к построению нового способа действий.



Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения.

(2мин)


организация коммуникации, в ходе которой

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

Значит, возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?


-Сформулируйте цель нашего урока.


-Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой?


-Разделить на десятичную дробь.

-Нет.

-Да.

-Нет алгоритма деления на десятичную дробь.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь.



Принятие цели и задачи урока.



Ценностно-смысловая;


4. Построение проекта выхода из затруднения.

(2мин)


- найти алгоритм выхода из затруднения.

-Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при решении задачи?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.

У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей?

-Ребята предлагают свои способы.





50:25=2(батона)

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная (создание алгоритма действия)

5. Реализация построенного проекта.

(5мин)


- найти алгоритм деления десятичных дробей.

-Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов?

-Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь?


- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь.

-Прочитайте правило по учебнику с.220 и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

-Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?


- Вам удалось с ней справиться?



- Каков наш следующий шаг?




-Не умеем делить на десятичную дробь!


75,3р.=75р.30коп.=7530коп.

25,1р.=25р.10коп.=2510коп.

7530:2510=3(батона)

75,3:25,1=3

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.



-Вывести алгоритм деления на десятичную дробь.


-Да.



-Научиться применять данный алгоритм.


Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь.



Коммуникативная

6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

(6мин)


- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

- Выполните действия а) 3,51:2,7;

б) 17,02:3,7; в) 18:1,25


Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.


Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь;

Коммуникативная;

учебно – познавательная


Физкультминутка

(1мин)

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни.

И вновь глазами по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь веди горизонтально,

И в центре ты остановись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.



Дети проводят подходящую физкультминутку

Коммуникативная

Личностная



Снятие усталости, утомления.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7мин)


- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.


-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь?

-Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.

-Карточки – эталоны выводятся на экран.




-Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу .




-Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.


Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.





8.Включение в систему знаний и повторение.

(8мин)






- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.


- Выполните № 1451 из учебника


- Решить №1454 самостоятельно.


Учащиеся выполняют задание у доски.




Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование);

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная


Домашнее задание

(2мин)

Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.


- Записываем домашнее задание: п.37,№1483(а-е),№1485.


Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание


Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.



9.Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)


- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?

Ответьте на вопросы

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

15. Мне захотелось…

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.


Ученики отвечают фронтально.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Да.

-Ответы учащихся.


-Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.



-Учащиеся показывают смайлики.





Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.






















Список использованной литературы:

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014

  2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили ,1996 г.

  3. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.

  4. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.

  5. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93

  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.

  7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..

  8. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..

  9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.

  10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

  11. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.

  12. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

  2. http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf

  3. http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html

  4. http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos

  5. http://pritchi.ru/id_8975



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!