Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: докажите, что смена республиканского правления на диктатуру в Риме была закономерна. | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Разрастание и углубление гражданской войны в Римской республике усилило роль войска и военачальников, от которых ждали защиты и наведения долгожданного порядка в государстве. В то время наибольшую популярность и авторитет в Римской республике приобрели Гней Помпей, Марк Лициний, Красс и Юлий Цезарь. Все трое были крупными полководцами, и все трое хотели стать диктаторами. В 60 г. до н.э. они решили объединиться, чтобы захватить власть. Тайный союз получил название триумвирата. Римляне этот союз назвали «трехглавым чудовищем». Целью триумвирата был не только захват власти, но и уничтожение республики. Триумвиры разделили между собой сферы влияния. Помпей остался в Риме, Красс отправился на Восток, а Цезарь начал завоевание Галлии. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Учитель: смысловое чтение текста. Вопросы: - почему комплектование войска осуществлялось за счет людей, нуждающихся, зависимых, а не свободных землевладельцев, как прежде. - назовите возможные последствия этой ситуации. - охарактеризуйте Цезаря, перечислив основные качества, которые выделяли его среди других полководцев. - в чем состоял популизм действий Цезаря? - перечислите успехи Цезаря, которые сделали его известным и популярным среди разных слоев населения Римской империи? - какова была роль сената в гражданских войнах? - каков был исход борьбы между Цезарем и Помпеем? - прокомментируйте, какой смысл в наше время вкладывается в выражение «Перейти Рубикон». - как встретил Рим своего кумира? - почему Цезарь не назвал себя императором? - перечислите заслуги Цезаря перед Римом? - назовите три ключевых события, изменивших историю Рима. Запишите в тетрадь: 49 г. до н.э. – захват власти Цезарем Ветеран – старый солдат, завершивший службу. Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью. 15 марта 44 г. до н.э. – убийство Цезаря | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Доказывать, что смена республиканского правления на диктатуру в Риме была закономерна Составлять обзор воин республиканского Рима с указанием причин, основных событий и их итогов Характеризовать Цезаря, перечисляя основные качества, которые выделяли его среди других полководцев Перечислять успехи Цезаря, которые делали его известным и популярным среди разных слоев населения Римской республики Называть причины гражданских войн в Римской республике, определять роль сената Объяснять, почему армия в Риме стала средством достижения власти Называть основные события, изменившие ход истории Рима | Устный опрос |