Технологическая карта урока по всеобщей истории 5 класс
Тема урока | Единовластие Цезаря |
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Cоздать условия для формирования представления о внутренней и внешней политики Цезаря. |
Образовательные ресурсы | учебник Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, презентация, видеофрагмент, контурные карты. |
План урока | 1.Знакомство с личностью Цезаря 2.Способ достижения единовластия Цезарем 3. Изменения произошедшие в Римской республике с приходом власти Цезаря. |
Личностно значимая проблема | Можно ли считать приход к власти Цезаря событием, предопределившим дальнейшую судьбу Римской республики? |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная. |
Основные понятия | Диктатор, ветеран. Основные даты 49 г. до н.э. единовластие Цезаря, 44г до н.э. смерть Цезаря. Персоналии: Цезарь, Красс, Помпей. |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Овладевать целостными представлениями об историческом пути Древнего Рима. Применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; устанавливать причины активной внешней политики древних полководцев. | коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: давать определения понятий; с помощью учителя выбирать основания и критерии для обобщения; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения. | Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории древних государств, уважительное отношение к историческому наследию; выражают положительное отношение к процессу познания; воспитание интереса к истории как науки. |
Организованная структура урока
Этапы урока
Время
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организаци и
взаимодействия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
I. Мотивация к учебной
деятельности
5
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Создаёт условия для возникновения у
обучающихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность, уточняет тематические
рамки. Организует формулировку темы и
постановку цели урока учащимися.
Сегодня мы совершим очередное путешествие в историю. Мы будем говорить о выдающимся человеке: умном, образованном, красноречивом.
Слова, произнесенные этим человеком стали крылатыми:
«Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел , увидел, победил».(слайд1) Кто же он?
Чтобы узнать его имя, я предлагаю вам взглянуть на доску и отгадать ребус.(слайд2). Так о каком правителе мы сегодня будем вести речь? Какая наша сегодняшняя тема? Тема нашего сегодняшнего урока: Единовластие Цезаря.(слайд4) Давайте сформулируем задачи на урок. Что мы хотим узнать на этом уроке?
-познакомиться с личностью Цезаря
-выяснить изменения произошедшие в Римской республике с приходом власти Цезаря.
Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают
цели урока и пытаются
самостоятельно их
формулировать
Фронтальная работа
Личностные: проявляют интерес
к новому учебному материалу;
Регулятивные:
самостоятельно формулируют
цели урока после
предварительного обсуждения.
Беседа
II. Актуализация знаний
4
Беседа
Организует беседу по вопросам:
-Вспомните, в каком году произошли первые крупнейшие восстания рабов в Италии?
-как восставшие вырвались на свободу?
- Почему восставшим не удалось переправиться на Сицилию?
-Чем закончилось восстание?
Отвечают на вопросы,
высказывают
собственное мнение.
-73-71 г. До н.э
-Завладев кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу.
-Пираты обманули рабов
-Восстание было жестоко подавлено.
Фронтальная работа
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Познавательные: используют
общие приёмы решения
познавательных задач;
Устные ответы.
III.
Изучение
нового
материала
22
Рассказ учителя.
Работа с картой.
Рассказ учителя.
После победы над Спартаком, Красс и Помпей стали бороться за власть (слайд 5). В связи с какими событиями мы встречали двух из представленных личностей?
А теперь мы познакомимся с Юлием Цезарем.
Смотрят видеосюжет и отвечают на вопрос:
- Назовите качества личности Цезаря, способствовавшие его приходу к власти.
Итак, Цезарь заручился поддержкой и Красса и Помпея. Был избран консулом и получил в управление провинцию Галлию.
Рассказ учителя и работа с картой. (слайд 6)
Галлия делилась на Предальпийскую и Заальпийскую. Если и Предальпийская Галлия давно была подчинена Римской республикой, то Заальпийская только часть. На контурной карте давайте отметим Предальпийскую и Заальпийскую Галлию.(слайд7)
Цезарь поставил цель: Подчинить всю Заальпийскую Галлию. Около 10 лет длилось ее покорение и вся эта территория была покорена и объявлена Римской провинцией. На карте стрелочкой отмечаем поход Цезаря на Галлию.(слайд 8)
Война в Галлии принесли Цезарю богатства и преданное войско(слайд 9). Солдаты получили от Цезаря двойное жалование и рабов.
Успехи Цезаря вызвали зависть, и желая той же славы Красс отправляется в Парфянское царство(слайд 10)
Но его войско было разбито и сам Красс погиб.
Итак, кто остался еще в борьбе за власть?
Помпей боялся усиление Цезаря и уговорил Сенат, чтобы он приказал Цезарю распустить войско и вернуться в Рим. Как вы думаете как поступил Цезарь?
Цезарь подошел к речке Рубикон (слайд 11), находился в раздумьях и наконец решил перейти реку и отправится с войском на Рим 49 г д.н.э. Запишите это в тетрадь.
Рим был занят без боя. Беднота с восторгом встретила Цезаря. Как вы думаете почему?
Сам Помпей бежал на Балканский полуостров, Цезарь разбил его войско а сам Помпей вскоре погиб.
(слайд 12) Цезарь наделил землей в Риме ветеран- солдат, закончивших службу. И Неимущих в Коринфе и Карфагене.
Сенат дал звание Цезарю- диктатор. Перепишите в тетрадь определение.
Цезарь ввёл в сенат многих своих сторонников, но были и те, кто был недоволен единовластием.
Как вы думаете, что решили предпринять эти люди?
Эти люди решили убить Цезаря. Заговорщиков возглавил Брут, который был другом Цезаря. Замысел был осуществлён 15 марта 44 г д.н.э. (слайд 14) Цезарь без охраны вышел из дома и отправился в Сенат. Там заговорщики окружили Цезаря, и для вида обратились с какой то просьбой и когда Цезарь отказал, кто то сзади нанёс удар, поворачиваясь к каждому, он получал в ответ удары клинком. Так погиб Гай Юлий Цезарь.
Учащиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.
-Красс и Помпей – полководцы, подавившие восстание Спартака.
Смотрят видеосюжет о личности Цезаря.
-Цезарь был хорошо образован, красноречив, целеустремлен. Сумел завоевать любовь у простонародья.
Работают с контурной картой. Отмечают за учителем.
Отвечают на вопрос учителя.
-Помпей.
Рассуждают, озвучивают свои варианты ответа.
- Потому что Цезарь раздавал бесплатный хлеб и деньги бедным, подкупив любовь простолюдин.
Записывают термин в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Личностные: проявляют
интерес к новому учебному
материалу; выражают
положительное отношение к
процессу познания. Познавательные:
ориентируются в своей системе
знаний. Дополняют и
расширяют имеющиеся знания
и представления о личности человека. Развивают умения работы с картой.
Коммуникативные:
аргументируют свою позицию
и координируют её с
позициями партнёров.
Устные ответы.
Анализ карты.
Работа с контурной картой.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
6
Физминутка с заданиями.
Организует работу с учащимися.
Сейчас мы с вами проведём игру и заодно закрепим полученный материал. Я буду озвучивать утверждения, если оно верное, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь, если утверждение не верное, то вы делаете наклон вперёд.
-Цезарь получил звание диктатора. (верно)
-Красс разгромил войско Помпея.(неверно)
-Цезарь раздал земли только в Риме(неверно)
-Цезарь завоевал всю Заальпийскую Галлию (верно)
-Диктатор, это правитель, власть которого ограничивает Сенат(неверно)
-Цезарь погиб в 44 г. Д.н.э.(верно)
Выполняют задания
V. Итоги
урока.
Рефлексия
6
Обобщение
полученных на
уроке сведений
Рефлексия в виде синквейна на тему. (слайд 15)
Составляют синквейн.
Индивидуальная работа
Личностные: понимают значение
знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения
изучаемого материала
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на уроке
Домашнее
задание
2
§52
Конкретизирует домашнее задание:
Параграф 52.
Что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»? воспользуйтесь лингвистическим словарём. (слайд 16)
Записывают домашнее задание
Индивидуальная
работа
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1