МОУ СШ № 9
Технологическая карта урока (ФГОС)
(информатика, Компьютерная графика и области её применения)
составила учитель: информатики,
Егорова Татьяна Геннадьевна
г. Переславль-Залесский
2017-2018 учебный год
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, промежуточная и итоговая самооценка, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия.
Тема урока: «Компьютерная графика и области её применения»
Класс: 7 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели урока:
раскрыть термин «компьютерная графика»;
познакомиться со следующими понятиями: графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; областями их применения; сравнить положительные и отрицательные стороны растровой и векторной графики; форматы графических файлов.
Планируемые образовательные результаты (УУД ):
предметные – систематизированные представления о растровой и векторной графике;
метапредметные – умение правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи; личностные – знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи: 1) расширение представлений о сферах применения компьютерной графики; 2) обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов; 3) расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике; 4) формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
Научатся: уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; знать виды компьютерной графики, форматы графических файлов; уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта; выполнять основные операции для создания рисунков в графическом редакторе; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
Получат возможность научиться: использовать возможности компьютерной техники для изменения формы представления информации; оформлять текстовые и графические документы, используя компьютер при подготовке к другим урокам; работать с различными графическими редакторами (не изучаемыми в школьном курсе).
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные результаты: способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности; приобретенире опыта использования ИКТ-инструментов в среде графического редактора Paint; повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; владение способами представления графической информации в компьютере; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.
УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности.
УУД познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации), самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; аргументировать свою точку зрения; выслушивать собеседника и вести диалог; развивать логическое мышление; признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: графический объект; компьютерная графика; растровая графика; векторная графика; форматы графических файлов.
Используемые приёмы и технологии: образовательные ИКТ-технологии; приёмы технологии развития критического мышления.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, ПК учащихся; мультимедийная презентация из электронного приложения к учебнику в редакции учителя; видеоролик «Как делают спецэффекты в кино»; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Сканеры: общие принципы работы» (N 135080);
№ | Этап урока (примерные) | Содержание УВЗ | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1 | Организационный 1 минута | Проверка подготовленности учащихся к работе. Отсутствующие. Организация внимания обучающихся | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. Личностные: настрой на работу, уважение к окружающим. | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Проверьте пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку (пенал, дневник, рабочая тетрадь). Дежурный отмечает отсутствующих. Я желаю вам, чтобы вы были старательными, активными и внимательными. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!» | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя, необходимые указания |
2 | Целеполагание, планирование 4 минуты | Подведение учащихся к теме урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Личностные: мобилизация внимания. Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Хотелось бы начать урок с эпиграфа. Прочитайте, пожалуйста. «Искусство – выражение самых глубоких мыслей самым простым способом» Энштейн. Как вы понимаете это выражение? Какие виды искусства вы знаете? Где вы встречались с ними в жизни? Молодцы, всё верно. Сегодня в наших школьных учебниках тоже много разных рисунков. Каких? Для чего они нужны? | Учащиеся читают и отвечают на вопросы: - музыка, скульптура, живопись, иконопись. На уроках изо, в музее, театре. Иллюстрации, схем, графиков. Чтобы легче было воспринимать информацию | Осознание значимости новых знаний, области их применения. | Словесная оценка учителя работы учащихся. Отметить наиболее аргументированные ответы, логику мышления, самостоятельность выводов и обобщений. Замечание неактивным учащимся и вовлечение их в познавательную деятельность. |
3 | Изучение нового материала 15 минут Презентация «Файлы и файловые структуры» | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выявить уровень знаний и систематизировать их. Отметить для себя активность каждого учащегося, чтобы в дальнейшем использовать личностный-ориентированный подход. | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из прослушанного, увиденного и прочитанного; -самостоятельное выделение в тексте необходимой информации; - решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: -владение монологической и диалогической речью; -вступать в диалог , с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы | Как вы думаете, почему на уроке информатики мы с вами говорим об искусстве? Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов современного искусства. Этот вид, вы встречаете каждый день при просмотре телевизора, когда играете в компьютерные игры. Что же это за искусство? Кто может сформулировать нам тему урока? Молодцы. Верно. Итак, давайте запишем дату и тему нашего урока. Как вы думаете, какие вопросы нам с вами нужно сегодня разобрать? Конечно, первый из них – что такое компьютерная графика. Сферы применения. Виды. Что, по вашему мнению, мы называем компьютерной графикой? (Раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений). В каких сферах деятельности применяется КГ? А как вы думаете, у всех ли изображений один способ создания? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно посмотрите на экран. Данные изображения нужно разделить на несколько групп. Попробуйте выполнить это задание совместно с соседом. Что общего между изображениями в каждой группе? Дайте название каждой группе. В КГ существует два подхода для создания изображений: растровые и векторные. (презентация) На ваших столах есть табличка, сейчас вы будете её заполнять. Для этого вам нужно внимательно изучить текст и выбрать только то, что нужно. Давайте проверим. | Учащиеся отвечают на вопросы. Компьютерная графика. графический объект компьютерная графика растровая графика векторная графика областями их применения сравнить положительные и отрицательные стороны растровой и векторной графики форматы графических файлов | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная объективная оценка учителем деятельности учащихся. |
4 | Закрепление изученного материала 5 минут | | Познавательные: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала | Учащиеся выполняют задания на листах (3 минуты), затем учитель выводит на экран правильные ответы и ребята проверяют правильность выполнения, оценивают себя, выявляют, что усвоено, что не усвоено. Задания: определить типы файлов. | Учащиеся отвечают на задания на листках, затем меняются с соседом по парте и проводят взаимопроверку | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Словесная оценка учителя работы учащихся, отметив наиболее активных ребят и выделить тех, кто давал аргументированные ответы. |
5 | Физминутка 2 минуты | | | Видеоролик | Просмотр видеоролика с физкульминуткой | Учащиеся научатся снимать напряжение для дальнейшей работы | Словесное поощрение учителя |
6 | Самоанализ и самоконтроль 10 минут | | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Если вы так легко справляетесь со всеми моими заданиями, то давайте перейдём к индивидуальной проверке ваших знаний. В этом мне поможет небольшой тест. Давайте, чтобы оценка была объективной, только за ваши знания, мы сейчас все посторонние вещи уберём на угол парты. Если кто-то справится с заданиями 6 из 6, то это будет его оценкой за урок. Давайте сверим с правильными ответами. Есть ли такие, кто выполнил всё верно? Молодцы, я очень рада, что вы усвоили данную тему. Выполнение теста по вариантам Интерактивные тесты Онлайн тест «Файлы и файловые структуры». Вариант 1 Онлайн тест «Файлы и файловые структуры». Вариант 2 | Выполняют тест. Самопроверка. | | Словесное поощрение учителя |
7 | Подведение итогов уроков 2 минуты | Подвести итог проделанной работы на уроке | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. Познавательные: анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений | Благодарит ребят за успешное сотрудничество на уроке | Учащиеся вспоминают, что нового они узнали на данной уроке. Они рассказывают | Результат взаимодействия: осознание пользы от урока | |
8 | Домашнее задание 2 минуты | | | Давайте откроем дневники и запишем д.з. на следующий урок: 1) п. 2.4, вопросы после пункта. 2) Записи в тетр. Нужно будет всем повторить. 3) На дополнительную оценку нужно составить кроссворд по данной теме, не менее 6 слов. 4) Сообщение о видах графики. | Записывают домашнее задание | | |
9 | Рефлексия 4 минуты | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Личностные: осознавать успешность своей деятельности | Для того чтобы оценить свою деятельность, заполните оценочные листы. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Оценивают уровень усвоенного материала, производят самооценку. Подача дневников учителю для выставления оценок | | Заполнение листа самооценки. Оценка учителя |
Оценочный лист ученика __________________
могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю
№ | Критерии | Ученик | Учитель |
1 | Знаю тему урока | | |
2 | Знаю цель урока | | |
3 | Могу работать по плану | | |
4 | Умею находить ответы на поставленные вопросы в тексте учебника | | |
5 | Умею работать в группе | | |
6 | Могу доказать свои высказывания | | |
7 | Могу оценить свою работу на уроке | | |
8 | Могу оценить работу своих товарищей | | |
9 | Могу сказать что урок прошел с пользой (если да – то что полезного было на уроке, если нет – указать причину) | | |
10 | За работу на уроке я поставил(а) бы себе оценку .. | | |
Информационные источники:
1. http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php
http://school86.tgl.net.ru/images/metodmat/kopilka/kozlova_TK_7kl.pdf
3. https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-94.html?login=ok
https://bank.zabedu.ru/images/best_practics/uroki/urok3.pdf
http://videouroki.net/look/superfizmin/start/index.php?from=righttd
6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс».
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)