Актуализация знания, целеполангание Время: 5 мин Этапы: 3 | Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся: предлагает ответить на вопросы: - Вспомните на первом уроке мы с вами говорили о том, что химия связана с другими естественными предметами. Прочитайте название темы урока, ответьте на вопрос: о чем пойдет речь на уроке? - Что нового вы ожидаете узнать на уроке? Дает целевую установку : предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока | Дети отвечают на вопросы учителя в ходе фронтального опроса. Вспоминают и анализируют сведения о наблюдениях, экспериментах, задают вопросы, на которые хотят получить ответ Обучающиеся совместно с учителем формулируют и записывают тему и цель урока в тетради. Записывают число и тему урока в рабочей тетради | Осуществлять сравнение. Строить логические рассуждения, устанавливать межпредметные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. - Осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни Регулятивные: - саморегуляция и самоорганизация Коммуникативные: - участие в коллективной работе; |
Основная часть Время: 20 Этапы:2 | 1. Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) : объясняет новую тему с демонстрацией электронной презентации. - Ключевым вопросом химии и физики является строение вещества и движение тех частиц, из которых состоят вещества. Как известно, все вещества состоят из мельчайших частиц. Первоначальные сведения о строении вещества были предложены задолго до нашего существования в эпоху древней античности (слайд 2) Молекула – это мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства. Из молекул состоят такие вещества, как вода, сахар, уксусная кислота, углекислый газ. (Слайд 4) -Как вы думаете, молекулы могут состоять из более мелких частиц или это предел материи? - Верно, молекулы состоят из более мелких частиц – атомов. (слайд 5) - Большое число веществ состоит из ионов (слайд 6) - Большинство твёрдых веществ находятся в кристаллическом состоянии. Их частицы расположены таким образом, что если их соединить линиями, то получится геометрическая фигура, так называемая кристаллическая решётка. Йод – это вещество молекулярного строения. При нормальных условиях йод – это твёрдое вещество. Не путайте, йод, который стоит у вас в аптечке является настойкой, то есть это кристаллы йода, растворённые в этиловом спирте. Формула молекулы йода – I2, то есть в модели кристаллической решётке двойные шарики – это и есть молекулы йода. (слайды 7 - 9) - Доказательством того, что многие вещества имеют молекулярное строение, может служить явление диффузии. От латинского diffusio означает «распространение», «растекание». Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого. Явление диффузии можно наблюдать при распылении аэрозоля. Так, например, если распылить освежитель воздуха, то через некоторое время можно почувствовать запах ароматизатора. Это явление объясняется тем, что между молекулами вещества есть промежутки, в которые могут проникать молекулы другого вещества. Явление диффузии можно наблюдать и при растворении сахара в воде (слайд 10-11) - Такое явление, как диффузия, доказывает, что частицы, из которых состоят вещества, находятся в постоянном движении, так называемое броуновское движение. Когда английский ботаник Роберт Броун в 1827 году изучал строение пыльцы растений, он заметил, наблюдая в микроскоп, что пылинки, из которых состоит пыльца хаотически передвигаются будто живые. (видео броуновского движения) Пример диффузии вещества: школьники в классном коридоре 2. Обобщение материала - То есть различают вещества молекулярного и немолекулярного строения. Вещества молекулярного строения состоят из молекул, а вещества немолекулярного строения состоят из атомов или ионов. К веществам молекулярного строения относятся: вода, сахар, йод, углекислый газ, уксусная кислота. К веществам немолекулярного строения относятся вещества, которые состоят из атомов. Это: алмаз, кварц, рубин, кремний. К веществам, которые состоят из ионов, относятся: поваренная соль, сода, флюорит, марганцовка (слайд 14) - Проведем обобщение материал и выполним упражнение (слайд 15) | Изучают материалы презентации. Отвечают на вопросы учителя Записывают определения Осмысливают сущность нового понятия. Выполняют задание в тетради. Высказываются своими словами, что такое вещество, его состав. | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Определение стратегии работы с текстом; структурирование знаний, сравнение, классификация. Строить логические рассуждения; сопоставлять результаты; устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах Осуществлять идентификацию вещества по признакам. Понимать и усваивать информацию | Личностные: - адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; Регулятивные: - умение увидеть несоответствие и предложить способ исправления; - умение сосредоточиться, анализировать, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность. Познавательные: - умение осознанно построить речевое высказывание; - умение самостоятельно осознанно выполнить задание. Коммуникативные: - умение производить анализ; - умение слушать и вступать в диалог; - умение точно выражать свои мысли. |
Итог урока Время: 3 мин Этапы : 2 | - Ребята, вы проделали большую работу. Какое у вас настроение? Какое открытие вы сегодня совершили сами для себя? А сейчас оцените свою работу на уроке. Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Рефлексия. Оцените, насколько удалось нам достичь поставленной цели. Что было самым сложным на уроке? Почему? Что нового вы узнали? Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания? Домашнее задание. 1)§ 5; упр.6 стр. 37. 2)Выучить определения. | Подводят итог работы на уроке Проводят рефлексию своей деятельности Задают вопросы учителю по уроку Записывают домашнее заданиее | - умение обобщать и систематизировать информацию | Личностные: - адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности; - умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась. Регулятивные: - умение провести самоорганизацию по завершении урока ; Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли. Познавательные: - умение провести рефлексию деятельности на уроке |