1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) Тематический блок, тема | Основное содержание | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | РАЗДЕЛ 3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (24 ч) | Основы молекулярно- кинетической теории (9 ч) | Га-зовые законы. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара | Анализ физических процессов и явлений с использованием молекулярно-кинетической теории строения вещества, газовых законов, связи средней кинетической энер гии теплового движения молекул с абсолютной температурой. Решение расчётных задач с явно заданной физической моделью с использованием ос- новных положений МКТ, законов и формул молекулярной физики. Работа в группах при планировании, проведении и интерпретации результатов опытов и анализе дополнительных источников ин- формации по теме | |
Тема урока | Газовые законы. |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества ценностное отношение к российских учёных в области физики и технике. осознание личного вклада в построение устойчивого будущего эстетическое отношение к миру физической науке. сформированность мировоззрения, соответствующего совре менному уровню развития физической науки |
Метапредметные Познавательные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических явлениях владеть навыками получения информации физического содержания уметь переносить знания по физике в практическую область жизнедеятельности коммуникативные: развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы регулятивные: делать осознанный выбор, аргументировать его принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности |
Предметные анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы распознавать физические явления (процессы) и объяснять их анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы газовых законов |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):уравнение Менделеева-Клапейрона, изопроцессы, изотермический, изобарный, изохорный процесс |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Предлагаю посмотреть видео фрагмент и составить к нему мысленно ассоциативный ряд. Видеозарисовка Воздухоплавание, газы, закон Архимеда, подъемная сила. Выделите из списка слова, которые могут относиться к теме нашего урока. Я возьму с собой на урок из списка два: газ и закон. Почему? Кто может сформулировать тему нашего урока. Газовые законы Планируемые результаты: формировать представления о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий (предметные), систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные познавательные), осознание ценности физической науки как основы развития технологий (личностные) |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Задание с выбором нескольких правильных ответов в бесплатном онлайн сервисе LearningApps.org https://learningapps.org/view24002404 Вспомните! Какие параметры связывает уравнение Менделеева- Клапейрона, какие параметры называются термодинамическими |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты узнаешь: Какие процессы называют изопроцессами. Каким законам подчиняются изопроцессы Какой изопроцесс происходит в цилиндрах двигателя? Ты научишься: Различать изопроцессы в зависимости от постоянной термодинамической величины Выводить формулы изопроцессов Строить графики изопроцессов |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Новый материал: Давление (p), объем (V) и температура (T) являются основными параметрами состояния газа. Процессы, протекающие в газе постоянной массы при неизменном значении одного из параметров состояния газа, называются изопроцессами. Изотермический процесс (T = const). Изотермическим процессом называются изменения состояния газа, протекающие при постоянной температуре. Изотермический процесс в идеальном газе подчиняется закону Бойля-Мариотта: Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется. Изобарный процесс (p =const) Изобарным процессом называются изменения состояния газа, протекающие при постоянном давлении. Изобарный процесс в идеальном газе подчиняется закону Гей-Люсака: Для газа данной массы отношение объема газа к его температуре постоянно, если давление газа не меняется. Изохорный процесс (V = const) Изохорным процессом называются изменения состояния газа, протекающие при постоянном объеме. Изохорный процесс в идеальном газе подчиняется закону Шарля: Для газа данной массы отношение давления газа к его температуре постоянно, если объем газа не меняется. Демонстрационный/фронтальный эксперимент (газовые законы) Изотермический Изобарный процесс Изохорный процесс Планируемые результаты: формировать умения проводить наблюдения процессов, распознавать законы (предметные), формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности (личностные) |
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Интерактивный тест Проверьте себя! Задание 1 Выполните задание в онлайн сервисе LearningApps.org https://learningapps.org/view6139988 Планируемые результаты: распознавать газовые законы (предметные) Задание 2 Заполните классификационную схему (запишите формулу и название закона0 Планируемые результаты: записывать формулы газовых законов (предметные), систематизировать информацию различных видов и форм представления (метапредметные), развитие научной любознательности (личностные). Задание 3 Соотнесите опыт и с законом Гей-Люссака Шарля Бойля-Мариотта А) б) в) Планируемые результаты: формировать умения соотносить название с опытом (предметные), самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования (метапредметные познавательные), осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира (личностные). |
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Уменьшение давления газов в цилиндре двигателя внутреннего сгорания при увеличении объема и понижении температуры. Какой изопроцесс происходит в цилиндрах двигателя? Какое действие влечет воспламенение горючей смеси в дизельном двигателе? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Если при сжатии объём идеального газа уменьшился в 2 раза, а давление газа увеличилось в 2 раза, то во сколько раз изменилась при этом абсолютная температура газа? |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Выполнение задания предполагает работу с информацией, размещенной на внешнем ресурсе. Проверьте себя! Познакомьтесь с информацией на сайте и выполните задание. Задание Познакомьтесь с историей открытия газовых законов. https://sitekid.ru/fizika/gazovye_zakony.html Вставьте пропущенные слова В конце 1670-х годов Роберт ______________и француз Дени Папен (справа) в лаборатории _____________ стеклянные емкости и другие части _________________, в том числе и сферический _____________________ насос (сзади справа) — основное ___________________ в открытии Бойля. |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Синквейн: это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии; 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Пример Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Прочитать параграфы учебника, устно ответить на вопросы после параграфов. 2. Составить кроссворд газовые законы, изопроцессы. Не более 10 вопросов. |