- развивают познавательный интерес к географии.
- решают задания на определение сторон горизонта и азимут.
- школьные канцелярские принадлежности.
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока | 2 | | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (учебник, атлас, линейка, простой карандаш, ручка, ластик). Сообщение итогов проверочной работы по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимых на уроке учебных принадлежностей. Выставляют оценки в дневники |
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний | 3 | Беседа с элементами опроса, работа с атласами и настенной картой полушарий | Показывает на карте (экватор, северный и южный тропики, северный и южный полярные круги, полюса, Северную и Южную Америки) и спрашивает: «Что я показываю?»: Задает вопрос: «Почему тропики, полярные круги, полюса и Америки имеют названия северные и южные?» | Работают с картой полушарий в атласе, называют географические объекты. Примерный ответ: Все они находятся в разных частях земного шара. |
Создание проблемной ситуации | 5 | Беседа | У вас на партах лежит прибор, который называется….? Что можно узнать с его помощью? Зачем его использует человек? Назовите тему урока (слайд 1) Кто может рассказать, как пользоваться компасом? (слайд 2) А что обозначают цифры на компасе? | Отвечают на проблемные вопросы учителя Примерные ответы: Компас. Стороны горизонта или стороны света. Узнать где находится. Ориентирование. Положить компас на ладонь, настроить красную стрелку на север. … |
Целеполагание и планирование учебной деятельности | 2 | Беседа | Задает вопросы обучающимся: На какие вопросы мы должны сегодня ответить? Что должны узнать? Чему научиться? | Формулируют задачи урока |
Изучение новой темы | 8 | Работа с текстом и рисунками учебника, заполнение схемы, работа с компасом | Напомните мне тему урока… Что такое ориентирование? Вы уже знаете, что на картах север находится …, а юг … (слайд 3) Основные стороны горизонта – это север, юг, запад, восток, а также есть и промежуточные стороны горизонта – это … (слайд 4). А сейчас с помощью компаса определите стороны горизонта в кабинете (напоминание названия сторон горизонта на английском языке) | Записывают тему урока в тетрадь. Записывают определение «Ориентирование» Вставляют пропущенные учителем слова в предложение Перечерчиваю схему в тетрадь и заполняют совместно с учителем Самостоятельно определяют стороны горизонта в кабинете с помощью компаса |
Динамическая пауза | 1 | | Повернитесь на запад и хлопните в ладоши. Повернитесь на восток и прыгните. Повернитесь на юг и присядьте. Повернитесь на север и улыбнитесь | Выполняют динамическую паузу |
Изучение новой темы | 7 | Работа с текстом и рисунками учебника, , работа с компасом | При необходимости разбор ошибок обучающихся, совместное определение сторон горизонта в кабинете и повтор динамической паузы. А что изображено на данном рисунке (слайд 5). Показать угол! Как называется данный угол? Подсказку найдите на рисунках учебника. Совместное определение сторон горизонта и азимута на предмет по схеме (слайд 6) | Определяют стороны горизонта в кабинете с помощью компаса и выполняют динамическую паузу. Высказывают предположения (угол). Находят название «угла» - азимут и записывают определение в тетрадь Определяют направление и азимут |
Закрепление | 7 | Работа с карточками и рисунками учебника, самостоятельная работа | Совместная работа по определению сторон горизонта и азимута по рисункам учебника (19 и 22). Организация и контроль самостоятельной работы обучающихся по определению сторон горизонта и азимута Организация взаимопроверки (1 и 3 ряды отдайте свои карточки восточным соседям, а 2 и 4 – западным. Организация и контроль взаимопроверки (слайд 7) и заполнение таблицы на слайде. Анализ ошибок | Совместная практическая работа с учителем. Выполняют самостоятельную работу на карточках (Приложение 1) Взаимопроверка Разбор самостоятельной работы Обмен карточками обратно |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 | Беседа | Вспомните тему и задачи урока и оцените себя, на сколько каждый из вас понял тему сегодняшнего урока. Поставьте свою оценку на свою карточку, учитывая результаты самостоятельной работы. Что было самым сложным для вас сегодня? | Проводят самооценку Формулируют затруднения на уроке |
Информация о домашнем задании | 2 | | Информирует о домашнем задании и поясняет его выполнение. Как можно определить стороны горизонта без компаса? Создать творческий проект «Народные приметы для ориентирования на местности» | Рассказывают об известных народных приметах. Записывают домашнее задание в дневники |
Определите направление и азимут точек 1-8 относительно центральной точки. Данные запишите в таблицу.