Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Как люди открывали Землю"»
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме: «Как люди открывали Землю».
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: проблемное изложение материала, беседа.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли.
Предполагаемый результат
Предметные УУД
дать анализ изменений представлений людей о Земле.
показать значимость открытий ученых древнего мира, великих мореплавателей и путешественников таких как Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Васко да Гамма, Фернан Магеллан, Старый Свет, Новый Свет
Использование географической карты, умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью; приобретение практических умений по работе с текстом и картой.
Личностные УУД
Формирование мотивации познания и самооценки.
Коммуникативные УУД
Обмен информацией, установление взаимопонимания при работе в коллективе, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Необходимое оборудование : АРМ, презентация к уроку, физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты великих мореплавателей. учебник, атлас, контурная карта, тетрадь.
ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Приемы организации деятельности ученика. Постановка проблемных вопросов | Средства | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный блок |
1. | Вводное слово учителя | Работа с иллюстрациями слайдов1-2 Что вы видите на сладах? Что объединяет? Что менялось и почему? Предположите тему урока. Работа с текстом учебника -§ 2. Определите представлениям каких народов соответствуют данные рисунки (слайд 2) Почему со временем изменялись карты? | Презентация Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | П.-анализ иллюстративного ряда, вычленение из текста информации Л.- Отстаивание своей точки зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации |
Мотивационный блок |
2. | Ситуация-оценка Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Как вы думаете, возможны ли в наше время географические открытия в мире? Если да, приведите примеры. Если нет, объясните почему. Создание ситуации оценки -Я не знаю…., хочу узнать… | | Л.-самоанализ |
Информационно-аналитический блок |
3. . . | Задача 1 Выяснить представление древних ученых о Земле Задача 2 Выяснить маршруты мореплавателей. Выяснить значение открытий. | | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Самопроверка Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 17 Слайд 18 | ПР-персоналии: Пифагор, Аристотель, Эратосфен. Установление причинно-следственных связей при доказательстве шарообразности Земли К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Л.-самоанализ П.-анализ карты , вычленение из карты прямой информации Пр.-персоналии Марко Поло, Афанасий Никитин, Колумб, Магеллан К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Рефлексивный блок |
6. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности и определения д.з. | Какие вопросы остались после урока ? Всё ли мы выяснили, узнали? В начале урока был задан вопрос «Как вы думаете, возможны ли в наше время географические открытия в мире?» Факт для любознательных-пример открытия в современное время | Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 | Р.-рефлексия и самооценка( соотношение цели и результата деятельности) |
Материал для учителя
| 1-В Древней Индии верили, что плоская Земля расположена на спинах огромных слонов, которые стоят на гигантской черепахе. Небо индийцы представляли в виде змеи, замыкающей земное пространство. 2-Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить 3-Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце 4-Представление древних египтян об устройстве мира было очень простым. Небо – это купол-океан, по которому плавает лодка бога Солнца Ра. Земля – это поднебесная равнина, отделенная от неба «пустотой» (воздухом) |
| 1-Карта Земли по Анаксимандру V-VI век до н.э.(одна из современных реконструкций) Карта Птолемея –II век нашей эры Карта Меркатора Российская карта мира 1707 года типографии В. О. Киприянова |
| Пифагор говорил, что Земля не может иметь никакой другой формы, кроме шара. Не может - и всё тут! Потому, что, по мнению Пифагора, в природе всё устроено правильно и красиво. А самой правильной и поэтому красивой фигурой он считал именно шар. Вот такое своеобразное доказательство. Аристотель был очень наблюдательным и умным человеком. Поэтому сумел собрать немало доказательств шарообразности Земли. |
| Первое доказательство : если смотреть на приближающийся со стороны моря корабль, то сначала из-за горизонта появятся мачты и только потом - корпус корабля. |
| Второе доказательство: круглая тень Земли, которую отбрасывает наша планета, когда оказывается между Солнцем и Луной. Аристотель обратил внимание на одну странность: сколько бы раз и в какое время он бы ни наблюдал лунное затмение, тень Земли - всегда круглая. Но только у одной фигуры тень всегда круглая - у шара. |
| Основатель науки географии Эратосфен Киренский с удивительной точностью определил размеры земного шара |
| Анаксимандр- Как считается, составил первую карту Земли (которая до нас не дошла, но частично восстановлена по описаниям древних авторов, в т.ч. Гекатеем. Земля имеет вид части колонны — цилиндра, диаметр основания которого в три раза превышает высоту: «из двух [плоских] поверхностей по одной ходим мы, а другая ей противоположна». Земля парит в центре мира, ни на что не опираясь. Клавдий Птолемей-составил более совершенную карту мира. |
| Известные путешественники средневековья. Марко Поло и Афанасий Никитин Марко Поло описал историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира», которая стала в последствии настольной книгой Христофора Колумба. В книге содержится информация о Китае, Персии, Армении, Индии. Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, каменном угле. |
| Афанасий Никитин первым из европейцев описал Индию. Это путешествие в своих записях Афанасий назвал, как "Хождение за три моря". Первое море - Дербентское (Каспийское), второе море Индийское, а третье море Черное. |
| Васко да Гамма -командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. |
| Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Новый Свет. Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан и первым из европейцев ходил в Карибском море и в Саргассовом море. Всего Колумб совершил 4 плавания к берегам Америки. «Адмирал моря-океана» так называли Колумба. |
| Командовал экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.Погиб в сражении с местными жителями на одном из островов Филиппинского архепелага. |
| После убийства Магеллана «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию |
| Яя — остров в архипелаге Новосибирских островов, недалеко от островов Столбового и Бельковского, открытый в 2013 году. Высота острова — менее 1 метра; площадь — около 38 тыс. м² |