Самоанализ урока геометрии в 7А классе
учителя математики МБОУ «Краснопоймовская СОШ»
Картошкиной Ларисы Павловны
Эпиграфом моего урока стали слова Г. Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами.»
Тема урока: «Прямоугольные треугольники»
по учебнику Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян,
В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2015.
Тип урока: урок открытия нового
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый,
исследовательский.
Цель урока:
образовательные(формирование познавательных УУД),: научить в процессе реальных ситуаций использовать свойства прямоугольных треугольников;
развивающие(формирование регулятивных УУД):умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
воспитательные(формировать коммуникативные и личностные УУД):умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, воспитывать ответственность и аккуратность.
Задачи:
Предметные:
формулируют и доказывают теорему о сумме двух острых углов прямоугольного треугольника;
формулируют и доказывают свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в ;
углубить и развивать представления о прямоугольном треугольнике.
Личностные:
Проявляют интерес к креативной деятельности, активности при подготовке иллюстраций изучаемых понятий;
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Метапредметные:
Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, переформулируют условие, извлекать необходимую информацию;
Оценивают степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправляют ошибки с помощью учителя;
Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, слушают собеседника;
Самостоятельно определять цель своего обучения;
Осуществлять контроль своей деятельности по эталону;
Строить логические рассуждения.
Поставленные на уроке цели будут использоваться на последующих уроках данной темы. Цели урока реализовывались его структурой и содержанием. Соблюдается логическая последовательность этапов урока.
1. Организационный момент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний. Анализ контрольной работы.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка проблемы. Была поставлена проблема: у прямоугольного треугольника возможно острые углы в сумме равны 90 градусам; катет, лежащий против угла в 30 градусов меньше в 2 раза гипотенузы;
4. Формирование новых знаний и способов действий. Были созданы условия, при которых ученики сами определили тему урока, цели и задачи. Ребята сами формулировали теоремы исходя из выясненных в диалоге с учителем положений.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Класс к уроку был готов, так как учащиеся быстро включились в деловой ритм.
Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. с первых минут урока стало ясно, что ребята не равнодушны к предмету математика.
Взаимоотношения между учащимися ровные, спокойные, дружеские. Ребята данного класса владеют диалоговой формой общения, умеют слушать и слышать другого. Начало урока и актуализация опорных знаний были продуманы таким образом, чтобы ненавязчиво, в момент активной фронтальной, общеклассной работы, перед учениками возникла проблема нехватки знаний для решения предложенной задачи. А с другой стороны повторялся практический и теоретический материал для успешного её решения. Формулировка учебной проблемы, постановка задач и алгоритма действий осуществляется самими обучающимися, что способствовало положительной мотивации обучения, позволило включить их в деятельность на протяжении всего урока. Заинтересованность учеников начала прослеживаться уже в момент формулировки темы урока. Эту возможность я предоставила классу и после некоторого обсуждения и корректировки тема урока прозвучала. Такая форма позволяет осуществлять осознанное обучение, развивать математическую речь учащихся, их творческие способности и коммуникативные качества. С целью предупреждения затруднений при отыскании словесных версий теорем была организована работа с учебником. Первичное закрепление материала проводилось коллективно, что позволило мне провести коррекционную работу, а слабые учащиеся получили возможность ещё раз прослушать и просмотреть способы решения.
В соответствии с требованиями к современному уроку я применила следующие методы:
1) репродуктивный метод как элемент актуализации знаний;
2) продуктивные методы - решение продуктивных заданий;
3) образовательные технологии:
проблемное обучение- на уроке велась работа над проблемой свойств прямоугольного треугольника;
технология оценивания - словесный: "Молодец!" и др.
информационно-коммуникационные технологии - на всех этапах урока использовалась разработанная учителем презентация;
здоровьесберегающие технологии - на уроке чередовались виды деятельности, проводилась физкультминутка.
частично-поисковый - на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.
Преобладал творческий характер познавательной деятельности.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока математики подходы:
Коммуникативно-деятельный: работа с учебником.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: при решении задач по готовым чертежам, самостоятельного решения задачи.
Личностно-ориентированный подход реализовывался посредством внимания к речи других людей, обучения связной речи.
Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и не утомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка, работа в парах и группах.
Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательском характере учебной деятельности при изучении нового материала.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
Учащиеся самостоятельно оценили и аргументировали свою работу на уроке.
Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.