СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Исследование космоса" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Исследование космоса" 5 класс»

Природоведение 5 класс.


Конспект урока.

Тема: «Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.»


Цель: дать понятие об исследованиях космоса, познакомить с первооткрывателями космоса, расширять кругозор обучающихся.


Задачи:

Образовательные: проследить путь советских ученых в освоении космоса, дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космос полетел человек.

Коррекционно- развивающие: развивать познавательные способности; умения слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.

Воспитательные: вызвать чувство восхищения у учащихся мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю. А. Гагарина.

Методы:

Словесный- рассказ

Наглядный- презентация

Практический- самостоятельная работа


Тип урока:

Изучение нового материала.


Основные знания: 1957 г.- запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка-первые живые существа в космосе; 12 апреля 1961 г.- первый полет в космос человека; первый космонавт Ю.А. Гагарин; первая женщина-космонавт В.В. Терешкова.


Основные термины и понятия: искусственный спутник, космонавт, космодром.


Оборудование: учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием.


Ход урока


1.Организационный момент

Здравствуйт!

Какое сегодня число, месяц? День недели? Время года?

Эпиграф урока:

«Небо украшают звёзды, а человека знания и труд».

Как ты понимаешь эту пословицу?

- Человека судят по поступкам, по его делам. И я хочу, чтоб мы с тобой сегодня тоже потрудились хорошо, и получили как можно больше знаний. И стали от этого лучше и краше.


Сейчас я предлагаю тебе вспомнить, о чем мы с тобой говорили на предыдущих занятиях.


2.Повторение

«Минутка самого умного»


-Какие небесные тела ты знаешь?

-Что такое звезды?

-Что изучают астрономы?

-Для чего люди изобрели телескоп?

-Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звезды маленькими?

-Почему Солнце называют звездой?

-Из чего можно сделать вывод, что Солнце не просто горячее, а раскаленное небесное тело?

-Зачем всему живому на Земле нужно Солнце?

-Что такое Солнечная Система?

-Перечислите названия планет.

-Как называется планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?

Перед тобой карточка с изображением Солнца и планет. Постройте модель Солнечной Системы.


3. Актуализация новых знаний. Сообщение темы урока.


Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются. (Слайд 2).


Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.(Слайд 3). Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все движутся вокруг Солнца по своему пути.(Слайд 4).

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

Люди мечтали не только увидеть звезды в телескоп, но и полететь к ним.

Я предлагаю тебе отгадать тему нашего урока. Посмотри на карточку. Все буквы разлетелись в космическом пространстве. Твоя задача собрать их.



Карточка

е Исс до ле кос са мо ва ни

6 1 3 2 7 9 8 4 5



Правильно. «Исследование космоса». Запиши число месяц и тему в тетрадь.

Сообщение целей и задач урока:

Цель нашего урока - получить знания об освоении космоса советскими учеными.

Задача - для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в исследовании космоса.

  1. Физкультминутка.

  1. Изучение нового материала.

Долгие годы ученые думали, как создать летательный аппарат, который сможет развить огромную скорость. Для этого ему необходим мощный двигатель. И вот наконец такой аппарат был создан. В его создании принимало участие много людей. А руководил работой Сергей Павлович Королев - советский ученый, инженер-конструктор, основоположник космонавтики. (Слайд 5).



Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).



4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6).

Словарная работа. Запишите в тетрадях определение, что называют искусственным спутником.

Сегодня люди уже не могут обходиться без космических помощников-спутников. Они нужны для приема телепередач и установления радиосвязи, составления прогнозов погоды, поисков полезных ископаемых. Сейчас в космос отправляются космические станции. (Слайд 7). Они исследуют планеты, до которых человек еще не может долететь. Такими станциями люди управляют с Земли.(Слайд 8).

Запись в тетрадь: Искусственные спутники - это созданные человеком космические аппараты, вращающиеся вокруг Земли или другой планеты. Октябрь 1957 г.-впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.( Слайд 9).

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.(Слайд 10).Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

После удачных испытаний с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.

Запись в тетрадь: Космонавт - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле или на каком-либо другом космическом объекте. Космодром-это территория, на которой размещается комплекс сооружений,предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.(Слайд 11).

Кто стал первым космонавтом в мире?

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин)

(Слайд 12).

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г в Смоленской области.
В школе маленький Юра учился на отлично, в 15 лет решил оставить учёбу
В школе и поступил в училище ремесел, закончил на отлично и с гордостью назвал себя рабочим.
Стремился к знаниям. Он не боялся трудностей, знал, что такое труд. Он хотел стать космонавтов. И у него это получилось. Много приходилось трудиться: прыжки с парашюта, полёты на самолётах. Изучение сложной аппаратуры и
устройства корабля, знать астрономию и медицину - все прошёл он, прежде чем занять место в кабине космического корабля «ВОСТОК - 1». (Слайд 13). И вот настал этот день, который стал началом исследования космоса. 12 апреля 1961 года.


Запись в тетрадь: 12 апреля 1961 г.-первый полет в космос человека. Первый космонавт- Ю.А. Гагарин.


Это был незабываемый день. В сообщениях радио и телевещания говорилось на всех языках мира, то в Советском союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль «Восток» с человеком на борту. 108 минут длился этот полёт. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полёты в космос возможны».
Космонавты продолжают дело Ю.А. Гагарина.


Первой женщиной - космонавтом была жительница нашей страны Валентина Терешкова. (Слайд 14). Свой полет она совершила в 1963 году.

Запись в тетрадь: Первая женщина-космонавт В.В. Терешкова.


Карточки с заданием: Установите последовательность событий (расставить правильно цифры):


Полет Ю.А. Гагарина в космос.

Запуск искусственного спутника Земли.

Полет первой женщины-космонавта В. Терешковой.

Полет Белки и Стрелки.

Полет Лайки.


Современные космонавты работают в космосе долгое время- многие месяцы. Для длительного пребывания на космической орбите используют специальные орбитальные станции. (Слайд 15). На эти станции космонавтов доставляют космические корабли. (Слайд 16).

Работа с учебником:

Откройте страницу 11 учебника. Давай прочитаем, как космонавты живут на станции в течение многих месяцев.


6.Закрепление.


А сейчас я предлагаю тебе ответить на вопросы теста и разгадать кроссворд.















Тест «Исследование космоса»





1. Кто возглавил группу ученых, которые стали заниматься ракетостроением?

  • И. В. Курчатов

  • С. П. Королев

  • Н. С. Хрущев



2. Когда впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли?

  • 4 ноября 1957 года

  • 4 сентября 1957 года

  • 4 октября 1957 года

3. Как звали собак, которые первыми в мире полетели в космос?

  • Белка и Стрелка

  • Жучка и Шарик

  • Мухтар и Чанг

4. Кто первым из космонавтов полетел в космос?

  • А. А. Леонов

  • Ю. А. Гагарин

  • В. В. Терешкова

5. На каком космическом корабле полетел в космос Ю. А. Гагарин?

  • «Восход»

  • «Восток»

  • «Заря»

6. Когда Ю. А. Гагарин совершил первый в истории полет в космос?

  • 12 апреля 1961 года

  • 12 апреля 1962 года

  • 12 апреля 1963 года



7. Сколько минут длился полет Ю. А. Гагарина в космосе?

  • 68 минут

  • 98 минут

  • 108 минут

8. Какое событие празднует весь мир 12 апреля?

  • День космонавтики

  • День авиации

  • День авиации и космонавтики

КРОССВОРД

1. Кличка собаки, которая первой побывала в космосе.

2. Советский ученый, занимался ракетостроением.

3. Космический искусственный аппарат, запускаемый в космос.

4.Место для запуска космического корабля.

5.Первая в мире женщина-космонавт.

6.Первый в мире космонавт, совершивший полет в космос.

7.Корабль, на котором Гагарин совершил первый полет в космос.



7. Рефлексия.

Высказывается одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана на слайде (Слайд 17):

-Сегодня я узнал...

-Было интересно...

-Было трудно...

-Я выполнял задания..

-Я понял, что...

-Я приобрел...

-Мне захотелось...

8. Подведение итогов.

Комментарий учителя о работе учащегося на уроке. Объявляю оценку.

9. Домашнее задание.

Читать стр.9-11, отвечать на вопросы на стр.10. Подготовить сообщение об одном российском космонавте (А. Леонов, С. Савицкая и др.)