Технологическая карта "Географическая карта" 5 класс

Категория: География

Технологическая карта урока к параграфу 12

 

 

Предмет

География

 

Класс

5

 

УМК

Полярная звезда А.И.Алексеев

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний

 

Тема урока

Географическая карта.

 

Цель урока

Способствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию.

 

Задачи урока

(планируемые результаты)

  • формирование умения  читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);
  • развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);
  • развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

 

Методы обучения

Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

 

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая.

 

 

Средства обучения

Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий.Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

 

1.Организационный момент.

 

Приветствие учащихся.

Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.

 

 

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

 

Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение настраиваться на занятие.

 

2. Проверка домашнего задания

 

 

Постановка  перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания

Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Вопросы

1.Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью?Как называется съемка из одной точки и при  движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности?

Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания.

Выполнение задания на карточках

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Формирование умения систематизировать, делать выводы

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Развитие регуляции учебной деятельности

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

 

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний

 

Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.

Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока.

Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока.

Компетенция обучающихся в области географии.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

 

4. Постановка цели и задач урока

 

 

Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.

Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий.

 

Слушают учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

 

Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

 

5.Усвоение новых знаний и способов действий

 

 

 

Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах.

  1. Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.

Поиск решения.

Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?

 

Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки

Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?

 

Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?

Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.

  1.  
  2. 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на карте и страны. (карта)

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте?

Что такое географическая карта? – мозговой штурм.

 

Учащиеся дают определение географической карте.

Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: со­ставление схемы понятия «географическая карта»:

 

3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)

            А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ?

Выступают группы детей.

4. Виды карт

Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)

Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.

Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?

5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации.

I. - Есть еще способы изображения земной поверхности.

Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

 

Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать,  систематизировать, делать выводы

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

 

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Связь с другими сферами знаний.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 

2.Релаксация

Объясняет и показывает движения

1.Физминутка

Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,

Юг – присесть, руки на колени,

Запад – наклон влево,

Восток – наклон вправо.

 

Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.

 

Выполняют упражнения

 

Взаимодействуют с учителем

 

 

Саморегуляция

 

7. Закрепление новых знаний и способов действий.

 

 

 

 

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

Практическая работа.

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности

 

Задание:Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

 

 

Глобус

Географическая карта

Аэрофотоснимок

Рисунок

Черты сходства

 

 

Черты отличий

 

 

 

 

 

Вывод:

По результатам работы формулируется вывод о возможнос­ти использования каждого изображения географической карты в повседневной и хозяйственной деятельности.

 

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля.

 

8. Первичная проверка понимания

 

 

Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

1. Восстановите рассказ:

Модель Земли называют_________________

А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________

Существует много видов географических карт.

Это ___________________

На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зеленым -_____, белым –_______.Каждая карта имеет свой __________.Если работаешь у настенной карты, стой__________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой.

2.

 

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

 

9. Подведение  итогов

 

Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.

Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли?

Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!

 

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Умение обсуждать содержание урока

Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других.

Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов.

 Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

 

10. Рефлексия

 

Проводит рефлексию.

Успех – не редкость в нашем мире; Но что такое есть успех? Успех – отличная отметка; Успех – удачный поворот; Увы, успех приходит редко (Хотелось бы наоборот)! Сегодня вы все так успешны,

И на вершине той горы

Чтоб голова кружилась только,

Не от проблем, а от весны!!!                                   

 

 Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично -  красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены)   соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик  на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.

 

Рефлексируют

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Саморегуляция  эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция

 

11. Постановка домашнего задания

 

Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнение, мотивирует выполнение домашнего задания (стр. 43 учебника)

Спасибо всем за активную работу!

 

 

Слушают учителя, записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушание учителя

Осознание качества и уровня усвоения материала. 

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции.

 

                     

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Географическая карта" 5 класс»

Технологическая карта урока к параграфу 12


Предмет

География

Класс

5

УМК

Полярная звезда А.И.Алексеев

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Географическая карта.

Цель урока

Способствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию.

Задачи урока

(планируемые результаты)

  • формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);

  • развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);

  • развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).

Методы обучения

Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая.


Средства обучения

Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий.Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1.Организационный момент.


Приветствие учащихся.

Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.



Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.


Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение настраиваться на занятие.

2. Проверка домашнего задания



Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания

Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.

Вопросы

  1. Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью?Как называется съемка из одной точки и при движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности?

Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания.

Выполнение задания на карточках

Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей

Формирование умения систематизировать, делать выводы

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Развитие регуляции учебной деятельности

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний


Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.

Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока.

Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока.

Компетенция обучающихся в области географии.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

4. Постановка цели и задач урока



Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.

Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий.


Слушают учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.


Слушание учителя.

Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

5.Усвоение новых знаний и способов действий




Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах.

  1. Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?

Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.

Поиск решения.

Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?


Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки

Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?


Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?

Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.

      1. 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?

Он на листок бумаги похож,

Нашей Земли очень умный чертёж,

Горы, равнины, моря, океаны,

И города есть на карте и страны. (карта)

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте?

Что такое географическая карта? – мозговой штурм.


Учащиеся дают определение географической карте.

Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: со­ставление схемы понятия «географическая карта»:


3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)

Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)

А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.

А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.

Рубрика «Это интересно»

КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ?

Выступают группы детей.

4. Виды карт

Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)

Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.

Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?

5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации.

  1. - Есть еще способы изображения земной поверхности.

Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.


Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы

Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других


Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Связь с другими сферами знаний.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  1. Релаксация

Объясняет и показывает движения

  1. Физминутка

Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,

Юг – присесть, руки на колени,

Запад – наклон влево,

Восток – наклон вправо.


Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.


Выполняют упражнения


Взаимодействуют с учителем



Саморегуляция

7. Закрепление новых знаний и способов действий.





Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

Практическая работа.

Сравнительная характеристика изображений земной поверхности


Задание:Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.



Глобус

Географическая карта

Аэрофотоснимок

Рисунок

Черты сходства



Черты отличий






Вывод:

По результатам работы формулируется вывод о возможнос­ти использования каждого изображения географической карты в повседневной и хозяйственной деятельности.


Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля.

8. Первичная проверка понимания



Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.

1. Восстановите рассказ:

Модель Земли называют_________________

А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________

Существует много видов географических карт.

Это ___________________

На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зеленым -_____, белым –_______.Каждая карта имеет свой __________.Если работаешь у настенной карты, стой__________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой.

2.


Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самоконтроль понимания вопросов.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

9. Подведение итогов


Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.

Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли?

Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!


Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

Умение обсуждать содержание урока

Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других.

Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

10. Рефлексия


Проводит рефлексию.

Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
(Хотелось бы наоборот)!
Сегодня вы все так успешны,

И на вершине той горы

Чтоб голова кружилась только,

Не от проблем, а от весны!!!


Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.


Рефлексируют

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем.

Формулирование собственного мнения и позиции.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция

11. Постановка домашнего задания


Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнение, мотивирует выполнение домашнего задания (стр. 43 учебника)

Спасибо всем за активную работу!



Слушают учителя, записывают домашнее задание

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем.

Слушание учителя

Осознание качества и уровня усвоения материала.

Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции.











Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас