1.Организационный | Организация направленного внимания на начало. | Проверка готовности к уроку, определение места урока в теме | Приветствие учителя, проверяют наличие необходимого учебного материала на парте (р,к,л) | |
4.создане проблем. ситуации | Постановка проблемного вопроса, форм. темы | «Схема» Попробуйте разгадать схему и предположите - как будет звучать наша тема? | Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока. Записывают в тетрадь (п,р) | Слайд 2-3 |
5. Домашнее задание | Развитие опыта самостоятельной опережающей подготовки учащихся | Организует учащихся на самостоятельную деятельность дома. Проводит инструктаж по выполнению дом. задания §14, составить кроссворд «Внешняя политика в XVIIв.», проект «Взаимоотношения алтайских народов и России в XVIIв.» ( по желанию) | Записывают д.з. в дневник, (р) | Слайд 3 |
6.формулировка проблемы,мот-ция | Формул. целей и за-дач урока, опред-ние области «знания-незнания» по теме | - Какую проблему нам предстоит решить? Что еще мы должны узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос? | Что представляла собой внешняя политика государства в изучаемый период ? Каковы ее особенности и события? И т.д. (п,р,л) | Записываются на доске |
7.решение учебной задачи | Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов | Вспомните, как складывались отношения России с соседями, и какие проблемы существовали? После распада Золотой Орды – какие ханства остались? Какие были присоединены? Какое ханство находилось на юге России? Крымское ханство в этот период являлось вассалом Турции – что это означает? Итак, границы России во второй половине XVII в. вплотную приблизились к границам Турции и сложилась ситуация, когда войны было не избежать. Прочтите 2,3,4 абзацы (стр.69) и сформулируйте причину первой русско-турецкой войны. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Заполним таблицу «Русско-турецкая война 1676-1681гг.» Вкратце поясняет ход военных действий. Используя учебник (стр.70)впишите в таблицу итоги войны. Продвижение России происходило не только на юг, но и на восток. Перечислим сибирские племена, которые были присоединены при Михаиле Романове. Т.о. во времена Алексея Михайловича продолжалось дальнейшее освоение Сибири и Дальнего Востока. Используя карту, назовите имя первопроходца, чья экспедиция исследовала самый восточный берег материка. Именно его именем названа это оконечность материка. А какая экспедиция участвовала в исследовании реки Амур и ее берегов? Т.о как видно по карте, в XVII в. вся территория Сибири вошла в состав России. Почему Москву так интересовала Сибирь? Вспомните, как назывался налог пушниной, который платили народы Сибири | Отвечают (р,к, п) Работа с картой Отвечают Работа с текстом учебника(п,р,л) Заполняют тест, меняются местами, проверяют и оценивают соседу по парте, вновь занимают свои места. Заполняют таблицу в тетради Работа с учебником и таблицей Работа с картой №5 «Освоение Сибири в XVIIв.» (р,п) С.И. Дежнев Е.П. Хабарова Ясак | Слайд 4 Слайд 5-6 Слайд 7-8 Слайды 9-10 Слайд 11 Слайд 13 |
9.оценивание. Рефлексия деятельности | Рефлексия Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. | Прием «Два кружочка» Подсчитайте баллы в «Листах самооценивания» и поставьте отметку. | Поднимают кружочек того цвета, который соответствует их впечатлению от урока: белый – все понятно и интересно, синий- что-то не понятно, сложно и т.п. Выставляют отметки в «Листах самооценивания» (п, р,л). Сдают учителю. | Приложение 3 Слайд 15 Слайд 16 |