Технологическая карта урока истории «Новгородская земля». История 6 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, изучить особенности экономического и политического развития Новгородской земли.
Образовательная среда урока:
Учебник Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015; карта «Политическая раздробленность Руси»; К.А. Кочегаров Рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015г.
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.) | Отвечают на вопросы учителя. | Ребята с какими русскими землями мы познакомились на прошлых уроках? Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие в ещё одну русскую землю. Старовечный и вечно новый Над рекой поднимается город… А по стенам ходят дозором Больше сотни сильных и рослых. Иноземец пытливым взором Не сочтет их кафтанов пёстрых… Горд он колоколом недремным, Медь гремит его гулко и веще. Часто скопишем светлым и тёмным Вкруг него собирается вече. Горд торговыми город рядами. Ой, богато живут новгородцы! Завалили лавки дарами иноверцы да инородцы. В какую русскую землю мы отправляемся? Современники называли Новгород – Господин Великий Новгород. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | Формулируют тему урока, цели урока. Проблема: Почему современники называли Новгород господином и великим? План урока: 1) географическое положение и природные условия Новгородской земли 2) Занятия жителей 3) Управление в Новгородской земле 4) Культура Новгородской земли | Что нам нужно узнать в нашем путешествии? |
III. Изучение нового (30 мин.) | Работа с картой на стр. 101 высказывают предположения Работают по группам: 1группа- учебник стр.115 п.1 абзац 1,2 – определяют природные условии и занятия 2 группа – работа с текстом. Приложение 1 3 группа – работа с отчётом об археологических находках. Приложение 2 Представление отчёта о работе. Вывод: Почему Новгород Великий? Работа с учебником: стр. 116-117 п. 2 абзацы 1-4. Отвечают на вопросы. Каким было положение князя в Новгородской земле? Что такое вече? Кто решал главную роль в решение вопросов на вече? Работа с учебником: стр. 118 Какие ещё должности избирались на вече? Кто такой посадник, тысяцкий, архиепископ? Из кого избирался посадник, тысяцкий? Составляем схему управления Новгорода. Определяют форму правления. Отвечают на вопрос учителя. Вывод: Почему Новгород называли господином? Физкультминутка | I. Определите словами географическое положение Новгородской земли. Сделайте предположения о природных условиях Новгородской земли и занятиях жителей. Где мы можем найти доказательства нашим предположениям? Видеофильм «Здравствуй, Господин Великий Новгород» II. Мы ответили с вами на два вопроса нашего плана. Переходим к выполнению третьего вопроса. Определите форму правления. (боярская (аристократическая республика) Просмотр видеофильма. Как собиралось вече? III. Культура Новгородской земли. Рассказ учителя с элементами беседы и работы с источниками на стр. 121 |
IV. Закрепление нового (3 мин) | задание 13 стр. 61-62 в рабочей тетради | |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | . | Сегодня на уроке мы узнали об особенностях Новгородской земли. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания? |
YI. Домашнее задание. (2 мин) | § 19, устно ответить на вопросы к § 19, выполнить задания 11, 14 стр. 61-62 в рабочей тетради. | Инструктаж по домашнему заданию |
Приложение 1
«Весна ширилась с каждым днём, и всё спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры, Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, …соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито, …мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга, Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»
Составь рассказ о новгородской торговле, используя следующий план:
С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
Кого в Новгороде называли «гости»?
Какими товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?
Приложение 1
«Весна ширилась с каждым днём, и всё спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры, Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, …соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито, …мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга, Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»
Составь рассказ о новгородской торговле, используя следующий план:
С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
Кого в Новгороде называли «гости»?
Какими товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?
Приложение 2
Отчёт об археологических раскопках в Новгороде.
«В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева – 215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда , применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок появился также в ХIII веке».
Какие выводы можно сделать на основе этих находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.
В Новгороде высокого уровня достигло __________________________________________
Об этом говорят археологические находки. Например:______________________________
По уровню развития ремесленного производства Новгород не уступал _________________
Приложение 2
Отчёт об археологических раскопках в Новгороде.
«В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева – 215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок появился также в ХIII веке)».
Какие выводы можно сделать на основе этих находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.
В Новгороде высокого уровня достигло __________________________________________
Об этом говорят археологические находки. Например:______________________________
По уровню развития ремесленного производства Новгород не уступал _________________