СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории "Новгородская земля" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Новгородская земля" 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории "Новгородская земля" 6 класс»

Технологическая карта урока истории «Новгородская земля». История 6 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные: формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, изучить особенности экономического и политического развития Новгородской земли.

Образовательная среда урока:

Учебник Е.В. Пчелов, П.В. Лукин «История России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015; карта «Политическая раздробленность Руси»; К.А. Кочегаров Рабочая тетрадь «История России с древнейших времён до начала ХYI века», «Русское слово» 2015г.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)


  Отвечают на вопросы учителя.

Ребята с какими русскими землями мы познакомились на прошлых уроках?

Сегодня мы отправляемся в виртуальное путешествие в ещё одну русскую землю.

Старовечный и вечно новый

Над рекой поднимается город…

А по стенам ходят дозором

Больше сотни сильных и рослых.

Иноземец пытливым взором

Не сочтет их кафтанов пёстрых…

Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще.

Часто скопишем светлым и тёмным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми город рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами иноверцы да инородцы.

В какую русскую землю мы отправляемся?

Современники называли Новгород – Господин Великий Новгород.


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)


 Формулируют тему урока, цели урока.

Проблема: Почему современники называли Новгород господином и великим?

План урока: 1) географическое положение и природные условия Новгородской земли

2) Занятия жителей

3) Управление в Новгородской земле

4) Культура Новгородской земли

 

 Что нам нужно узнать в нашем путешествии?


 

 

 

III. Изучение нового

 

(30 мин.)

 Работа с картой на стр. 101

высказывают предположения


Работают по группам:

1группа- учебник стр.115 п.1 абзац 1,2 – определяют природные условии и занятия

2 группа – работа с текстом. Приложение 1

3 группа – работа с отчётом об археологических находках. Приложение 2

Представление отчёта о работе. Вывод: Почему Новгород Великий?

Работа с учебником: стр. 116-117 п. 2 абзацы 1-4. Отвечают на вопросы.

  1. Каким было положение князя в Новгородской земле?

  2. Что такое вече? Кто решал главную роль в решение вопросов на вече?

Работа с учебником: стр. 118

  1. Какие ещё должности избирались на вече?

  2. Кто такой посадник, тысяцкий, архиепископ? Из кого избирался посадник, тысяцкий?

Составляем схему управления Новгорода.

Определяют форму правления.

Отвечают на вопрос учителя.

Вывод: Почему Новгород называли господином?

Физкультминутка



I. Определите словами географическое положение Новгородской земли.

Сделайте предположения о природных условиях Новгородской земли и занятиях жителей.

Где мы можем найти доказательства нашим предположениям?

Видеофильм «Здравствуй, Господин Великий Новгород»







II. Мы ответили с вами на два вопроса нашего плана. Переходим к выполнению третьего вопроса.












Определите форму правления. (боярская (аристократическая республика)


Просмотр видеофильма. Как собиралось вече?



III. Культура Новгородской земли. Рассказ учителя с элементами беседы и работы с источниками на стр. 121

IV. Закрепление  нового

(3 мин)

 

 задание 13 стр. 61-62 в рабочей тетради

 

  

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)


.

  Сегодня на уроке мы узнали об особенностях Новгородской земли. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?

YI. Домашнее задание.

(2 мин)

§ 19, устно ответить на вопросы к § 19, выполнить задания 11, 14 стр. 61-62 в рабочей тетради.

Инструктаж по домашнему заданию









Приложение 1

«Весна ширилась с каждым днём, и всё спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры, Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, …соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито, …мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга, Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»

Составь рассказ о новгородской торговле, используя следующий план:

  1. С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?

  2. Кого в Новгороде называли «гости»?

  3. Какими товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?





Приложение 1

«Весна ширилась с каждым днём, и всё спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженную рыбу, репу, брёвна, дубовую дрань для крыш… тянулись обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились … боярские дружины из Югры, Печоры, Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, …соль, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мёд, жито, …мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, хмель, масло, лён и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары… Ехали из Устюга, Белозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…»

Составь рассказ о новгородской торговле, используя следующий план:

  1. С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?

  2. Кого в Новгороде называли «гости»?

  3. Какими товарами новгородцы торговали, а какие покупали у заезжих купцов?



Приложение 2

Отчёт об археологических раскопках в Новгороде.

«В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева – 215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда , применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок появился также в ХIII веке».

Какие выводы можно сделать на основе этих находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.

В Новгороде высокого уровня достигло __________________________________________

Об этом говорят археологические находки. Например:______________________________

По уровню развития ремесленного производства Новгород не уступал _________________





Приложение 2

Отчёт об археологических раскопках в Новгороде.

«В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида; из дерева – 215 видов; из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того найдены детали подъёмных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в ХIII веке. (в Западной Европе аналогичный станок появился также в ХIII веке)».

Какие выводы можно сделать на основе этих находок? Составь рассказ, используя ниже приведённый текст.

В Новгороде высокого уровня достигло __________________________________________

Об этом говорят археологические находки. Например:______________________________

По уровню развития ремесленного производства Новгород не уступал _________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!