Технологическая карта урока на тему: «Образ готического храма в средневековом городе»
Преподаватель: Конева А.В.
Ейск, 2022г.
Л2: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Р2: уметь формировать тему урока с помощью учителя.
П2: формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра.
К2: слушать и понимать речь других.
Оборудование: альбомный лист, акварельные краски, стаканчик.
| Ход урока | | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Владислава Сергеевна сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. | Показывают свою готовность. Приветствуют учителя. | К1 |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Вы любите путешествовать, бывать в разных городах и странах, узнавать что-то новое? Наш урок – это тоже небольшое путешествие, которое мы совершим во времени. А в какую страну и в какую эпоху мы сегодня перенесёмся, вы скоро узнаете. Посмотрите на нашу ленту времени и расположите на ней архитектурные объекты, с которыми мы уже познакомились. - Молодцы! С заданием справились. Ну а сегодня мы отправляемся в Европу в эпоху средневековья. На уроках окружающего мира вы уже знакомились с этой эпохой. Скажите, пожалуйста, что вам известно об этих временах? - Вы сказали всё верно. Именно такой была средневековая Европа. Стиль, сложившийся в архитектуре в раннем средневековье, называется романским. Именно в этом стиле и построены рыцарские замки и первые христианские храмы в Западной Европе. Для этого стиля характерны тяжеловесность конструкций и приземистость. -Как вы думаете, что такое городской собор и какую функцию он выполнял в средневековье? Городской собор – это архитектурный, и даже в каком-то смысле хозяйственный центр города. Вокруг него лепились лавки ремесленников. У его портала (входа) завязывались научные и политические дискуссии, здесь же в праздничные дни разворачивались театральные зрелища. Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон в неурочный час возвещал бедствие – пожар, набег неприятеля, внезапную эпидемию. -В эти времена часто велись междуусобные войны. Средневековые сеньоры - рыцари строили себе замки-крепости, обнесённые высокими толстыми стенами и окружённые глубокими рвами. Рыцари часто ездили в военные походы и сражались на турнирах. Их костюм был очень тяжёл и представлял собой железные кованые доспехи. | -Да. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают предположения. | К2 П1 Р2 |
Выявление места и причины затруднения в пробном действии | -Как вы думаете, эти изменения в жизни людей могли как-то отразиться на архитектурном облике зданий? (Жизнь людей меняется, а архитектурные постройки остаются неизменными или тоже претерпевают изменения?) Наши мнения разделились. Как же нам решить эту проблему и ответить на поставленный вопрос? Мы знаем, как выглядели постройки романского стиля – тяжеловесные, приземистые, с высокими толстыми стенами. Но мы не знаем, как выглядели здания позднего средневековья. -Какую цель мы поставим перед собой? | Выдвигают предположения.. -Узнать как выглядели постройки средневековья. | |
Построение проекта выхода из затруднения | - Перед вами таблицы с изображениями храмов и замков, построенных в романском стиле и изображения соборов, построенных в Европе в XIII-XIV веках. По каким критериям их можно сравнить? - Хорошо, сделайте сравнение по предложенным критериям. Работу проделайте в парах. -Какой мы можем сделать вывод? Изменение образа жизни людей отражается на архитектурном облике зданий? Молодцы, вы правильно выделили основные особенности соборов позднего средневековья и сделали верные выводы. Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья, назывался готическим. Произошло это слово от германского племени – готов. Готика – так назвали стиль всей этой эпохи. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Аркбутаны (наружные полуарки) и контрфорсы (наружные опоры) выглядят как «костыли» здания, но именно за счёт этого строителям удалось уменьшить толщину стен и увеличить внутренне пространство здания. Вместо полуциркульной стали применять стрельчатую арку. В готическом соборе стенная роспись уступила место витражам – изображениям, составленным из скреплённых между собой цветных стёкол. Считалось, что цветом готики является фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, как соединение красного цвета крови и синего цвета неба. Учитель демонстрирует кадры готического собора на проекторе. | -Можно сравнить толщину и высоту стен, форму крыш, окон и дверей, высоту. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. | Л1 П1 |
Реализация построенного проекта выхода из затруднения | - Сейчас я предлагаю вам выполнить образ готического храма, а на следующем занятии мы узнаем как одевались люди той эпохи и дополним нашу картину образами. - Перед тем как начать, давайте обсудим критерии, по которым мы будем оценивать работу: 1) Аккуратность работы; 2) Самостоятельность выполнения; 3) Использование основных цветов при работе с образом готического храма( синий и фиолетовый) | Готовятся к самостоятельной работе. | Л2 |
Практическая работа | - Приступаем к самостоятельной работе. Во время работы, я буду задавать темп . Приступайте к работе. Желаю успехов. | Самостоятельно выполняют практическую работу. | П2 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Выходите и по очереди представляйте свои работы. -Давайте подведём итог занятия: -Чем отличаются постройки романского стиля от эпохи средневековья? -Что значит готика? Как выглядели постройки такого стиля? -Какие цвета характерны для готического стиля? -Ребята, наше занятие подошло к концу. До свидания! | Делают выставку своих работ. Отвечают на вопросы учителя, подводят итоги занятия и анализируют свою деятельность на уроке. Прощаются с учителем. | Р1 |