I. Организационный этап 3 мин. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока. | - Здравствуйте. Сегодня вам понадобятся: альбом, фломастеры, гелевые ручки или масляная пастель. Проверьте свою готовность к уроку, чтобы у всех были необходимые материалы. Если кто-то что-то забыл достать из принадлежностей для урока, достаньте. Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Тема нашего сегодняшнего занятия «Дизайн транспортных средств. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин». Обращает внимание обучающихся на тему урока, записанную на доске мелом: «Дизайн транспортных средств. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин». – Кто знает, что означают слова «дизайн», «транспорт», «транспортные средства»? Расскажите, как понимаете их значение. Слушает ответы и предположения. | Слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя. Слушают учителя. Высказывают предположения. | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Открытие новых знаний 10 мин. Беседа «Транспорт». Рассматривание иллюстраций. Беседа «Создание и устройство машины». Рассматривание иллюстраций в учебнике (стр. 64-66) и в книгах. | - А теперь вы узнаете точные формулировки этих понятий. Слово «тра́нспорт» происходит от латинских слов trans — «через» и portare — «нести» и означает «перемещение». Словом транспорт обозначают всё, что необходимо для осуществления перемещения и перевозки: транспортные средства, все виды путей сообщения, технические устройства и сооружений на путях сообщения. В зависимости от среды, в которой транспорт выполняет свои функции, он может быть: - водным, в том числе подводным; - наземным, в том числе подземным; - воздушным; - космическим. Размещает на доске с помощью магнитов таблички с названиями видов транспорта (см. Приложение ««Таблички с названиями видов транспорта»). Также возможно совмещение сред — амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др. Сегодня мы поговорим о транспортных средствах – технических устройствах для перевозки людей и грузов. Назовите, известные вам, водные, воздушные, сухопутные и космические транспортные средства. Слушает ответы, задает вопросы-подсказки и использует детское лото «Транспорт» для визуальных подсказок (см. Приложение «Детское лото «Транспорт»). По итогу обсуждений к доске напротив табличек с названиями видов транспорта прикрепляются на магниты таблички с названиями и изображениями транспорта по видам (см. Приложени «Таблички с названиями и изображениями транспорта по видам» ) – Кто участвует в создании новых машин? (Конструкторы, художники.) - Как в современном мире называются художники, которые участвуют в проектировании машин? (Дизайнеры.) - Слово «дизайн» означает творить, создавать. А дизайнерами с начала 20 века стали называть художников, придумывающих, как будут выглядеть разные вещи, созданные промышленным способом. Т.е. дизайнер – это промышленный художник. Правда, сейчас значение слова «дизайнер» несколько расширилось, и часто означает любого художника, создающего красивые вещи для пользования. - Откуда берут идеи дизайнеры транспортных средств? Чаще всего идеи приходят из наблюдений за природой. – Рассмотрите рисунки в учебнике и скажите, чем вдохновлялись создатели изображенных на рисунке машин. Слушает предположения детей -Так отчего же зависит внешний вид машины или самолёта, или любого другого транспортного средства? (1 - от того, как устроена машина внутри; 2 - от того, для чего предназначена машина.) Слушает предположения детей. - Давайте обратимся к иллюстрациям из детской книжки «Что везёт грузовичок?» Посмотрите, что находится внутри грузовых машин. (Рассматривают иллюстрации из книжки, получают подтверждение своих предположений.) - А теперь обратимся к иллюстрациям из каталога персональной выставки настоящего автомобильного дизайнера В.И. Пашко. На специальных эскизах под названием «компоновка», хорошо видно, как внутри различных транспортных средств размещаются, водители и пассажиры. (Рассматривают иллюстрации компоновки легковых автомобилей и поезда метро.) - А какую роль играет цвет машины? Почему и для чего машины делают разного цвета? Слушает предположения детей. - А можно ли изменить внешний вид машины для какого-либо особенного случая, например, для свадьбы? Как и с помощью чего это можно сделать. Слушает предположения детей. - Итак, мы с вами определили, от чего зависит, как будет выглядеть машина: внешний вид машины зависит от её назначения и внутреннего устройства. А также определили, какие элементы изменяются – цвет, форма и материалы. | Участвуют в беседе, высказывают предположения, отвечают на вопросы, слушают учителя, рассматривают визуальные подсказки. Слушают учителя. Высказывают предположения, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы. | Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью, применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, проявляют доброжелательность и терпение в дискуссии. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по новой учебной теме, осуществляют поиск информации из разных источников Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от деятельности, оценивают их влияние на настроение человека. Коммуникативные: участвуют в коллективной работе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии. Познавательные: умеют высказывать предположения |
III. Творческая практическая деятельность 20 мин. Беседа «Что мы будем делать?». Работа по учебнику (задание 2 на стр. 67: придумай необычную машину и нарисуй её). Практическое задание. | – Творческое задание сегодняшнего урока: нарисуйте эскиз реальной или фантастической машины. Но создавая даже необычную машину, помните, что нужно представлять, что у неё внутри, её устройство. А также необходимо позаботиться о внешнем виде машины: её форме, цвете. Создавая эскизы, смело пользуйтесь своей фантазией. Посмотрите, какие необычные машины нарисовали другие дети. (Рассматривают иллюстрации из учебника и детский рисунок из методического фонда учителя (см. Приложение «Детский рисунок «Разный транспорт»).) - Графические материалы выбирайте по своему усмотрению, кому какие больше нравятся и удобнее в рисовании. Учитель контролирует приемы работы с графическими материалами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания. | Анализируют информацию, слушают учителя, рассматривают иллюстрации и рисунок, составляют план работы над эскизом, выбирают графические материалы для выполнения эскиза. Выполняют задание. | Личностные: сориентированы на соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: продумывают алгоритм решения учебной задачи. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), выделяют этапы и приемы выполнения эскиза. Регулятивные: умеют корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. |
Физкультминутка 1 мин. Проводится примерно через 10 минут от начала практической работы, в зависимости от состояния детей. | - Сейчас физкультминутка. Повторяйте вместе со мной слова и движения: Мы сегодня рисовали, кто - машинки, кто - трамваи. (Сжимают и разжимают пальчики в ладошки.) Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают пальчики в ладошки.) А сейчас мы отдохнём, снова рисовать начнём. (Встряхивают кисти рук.) -Теперь, когда вы отдохнули, можно продолжить работу над своими рисунками. | Слушают учителя. Повторяют слова и движения за учителем. | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: участвуют в коллективных действиях. |
IV. Итоги урока. Рефлексия 7 мин. Одновременная демонстрация работ, выполненных на уроке. Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание результатов работы (выставление индивидуальных оценок в журнал). | Организует беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? - Где перемещается водный транспорт? (В воде и по воде.) - Где перемещается сухопутный транспорт? (По поверхности земли и под землёй.) - Где перемещается воздушный транспорт? (В воздухе, в воздушном пространстве.) - Где перемещается космический транспорт? (В космосе, в космическом пространстве.) Слушает ответы детей. Учитель организует обсуждение выполненных работ, их показ, оценивание. Комментирует качество выполненных работ. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.) - Молодцы, ребята. Вы все сегодня нарисовали интересные машины. - Сейчас наш урок заканчивается, необходимо убрать свои рабочие места. Наблюдает за уборкой рабочих мест. (После звонка) - Урок окончен. До новых встреч. | Отвечают на вопросы, слушают учителя. Подходят к учителю для получения оценки, слушают учителя. Дети одновременно поднимают рисунки над головой, демонстрируют их учителю, гостям и друг другу. Слушают учителя. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Убирают принадлежности для рисования. | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |