1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | - Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. - Скажите, есть ли у ученика помощники на уроке? - Посмотрите, все ли ваши принадлежности на месте? - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний. - Настроились на рабочий лад, проверили готовность к уроку изобразительного искусства- альбом, пенал. - А теперь пожалуйста покажите, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. | Приветствуют учителя. -Школьные принадлежности. (проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах). Приветствуют друг друга. Проверяют готовность к уроку. Эмоционально настраиваются на урок. | Л.1. К.3. |
2.Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | - У вас на столах находятся карточки. Вам нужно соединить начало и конец пословиц. - Кому посвящены данные пословицы? Каких богатырей вы знаете? -Где они жили? -В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». -Кто же такие богатыри? Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Посмотрите на доску. -Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. | Пословицы: 1.Славна богатырями земля русская. 2.Богатыря узнаешь на поле брани. 3.Не родом богатырь славен, а подвигом. 4.Не силою дерутся, а умением. Эти пословицы про богатырей. -Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. -В Древней Руси Смотрят на доску. | П.1 Р.2. |
3. Выявление места затруднения , постановка темы урока . | -Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока? -Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника. -Какова была роль богатырей в Древней Руси? Что они делали для Родины? -Верно, давайте вспомним литературные произведения, в которых описывались подвиги богатырей? Как они называются? -Совершенно верно, внимание на слайд. Перед вами изображение репродукций художника Виктора Михайловича Васнецова. -Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». -Назовите мне былинных героев, изображенных Виктором Михайловичем Васнецовым? -Верно, над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в натуральную величину. -Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. -Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. -Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке. - Как показывает художник богатырей? Что хотел передать художник картиной? - Скажите, к какому виду искусства можно отнести репродукцию картины, которые мы с вами рассмотрели? - Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения. - Давайте рассмотрим иллюстрацию к былине дружина Волги, выполненной Иваном Яковлевичем Билибиным. написана в орнаментальном стиле с элементами декора, основанного на мотивах русских сказаний. - Иван Билибин в своих работах выработал особый стиль на основе орнаментов и узоров древней Руси. К особенностям билибинского стиля относят тщательно прорисованный и подробный узорчатый контурный рисунок обрамлённые акварелью орнаментом. Рассмотрите иллюстрацию. -Кого изобразил художник? -На что сделан акцент в данной иллюстрации? -Верно, также мы можем видеть эмоции на лице воина. Опишите их. | - Тема урока «Древнерусские воины - защитники» -Они боролись с бесчисленными врагами нашего народа, оберегая и защищая простых людей. - Подвиги богатырей описываются в былинах. Пример былин: Алёша Попович и Тугарин Змеевич Добрыня и Алёша Добрыня и Змей Илья Муромец и Калин-царь Илья Муромец и Соловей Разбойник - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. - Богатыри возвышаются над линией горизонта, художник их показывает великими воинами. Автор хотел передать силу и мощь богатырей. -Живопись -Художник изобразил воинов, идущих на бой. -На обмундирование воинов. На их щиты, шлемы, на кольчугу. -Художник сделал акцент на взгляд. У воинов он целеустремленный, направлен вперед. | К.4. Л.2. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | - У вас на партах лежат заготовки уже нарисованных богатырей. Для начала вам необходимо раскрасить вашего богатыря. - Посмотрите как я уже раскрасила своего богатыря. Достаём цветные карандаши, приступаем к работе. - Кто уже закончил, поднимите руку. - Давайте немного разомнемся. (физминутка) Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. (Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.) Три — в ладоши три хлопка, (Хлопаем в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. Пять — руками помахать. (Движения руками.) Шесть - за парту тихо сесть.( Сесть.) | Раскрашивают заготовленного богатыря. Выполнют физминутку | П.2. Л.3. |
5.Реализация построенного проекта выхода из затруднения | - Продолжаем работу. - Далее вам необходимо нарисовать линию горизонта. Затем берем простой карандаш и над линией горизонта рисуем растительность. Это могут быть кустарники, деревья, трава. Они у нас будут не чётко прорисованные деревья, а они будут вдали. - Скажите, а кого защищали богатыри? - Правильно. А сейчас давайте нарисуем в правой части нашего рисунка избу. Она уже будет изображена ближе. - Следующим этапом в левой части нашего рисунка изобразим церковь. Посмотрите, как это получилось у меня. | - Богатыри защищали родную землю, свой дом. | Р.3. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Давайте подведем итоги урока. - О ком мы сегодня говорили? Какие репродукции картин мы рассматривали? Назовите художников этих картин. - Назовите имена этих богатырей? | -Познакомились с картиной Васнецова «Богатыри» и иллюстрацией былины дружины Волги выполненной Иваном Яковлевичем Билибиным - О богатырях, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор. | Л.3. К5. |
8. Рефлексия. | - Вы получили 2 геометрические фигуры: квадрат и круг. Те, у кого квадратики, выйдите к доске и покажите нам свои работы, у вас получились очень красивые рисунки, за урок вы получаете оценку 5. Кто получил круг, выйдете и покажите нам свои рисунки, сегодня вы получаете за работу 4. - Выставите оценки в дневник. Приведите свое рабочее место в порядок, урок окончен, до свидания. | Показывают рисунки. Получают оценки за урок. | |