Организационно-мотивационный этап | Громче, громче пой, звонок, - Начинается урок. Работа над дикцией Произнести скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп. Зашифрованное слово Какое слово зашифровано с помощью рисунков? Определите тему и учебную задачу урока. | Работа со скороговоркой. По первым звукам названий предметов разгадывают слово «слог» Высказывают предположения. | Слайд 1. Скороговорка. Проворонила ворона воронёнка. Слайд 2 Картинки: самолёт, ложка, осы, груша. Слайд 3 «СЛОГ» | Развитие речевого аппарата, совершенствование дикции. Выделение первых звуков в слове. |
Информационно-аналитическая деятельность | Рассмотрите фото на слайде. Скажите, где находятся ребята? Что они делают? Как называют тех, кто соревнуется? Как называют тех, кто сидит на трибунах? Послушайте меня и посчитайте, сколько предложений я скажу. И вот начались соревнования. Кто победит? Болельщики поддерживают бегунов. Пофантазируйте, что могут кричать болельщики? Давайте мы сейчас представим, что находимся на стадионе и на время станем болельщиками. Предлагаю покричать (но не очень громко!) слова поддержки. Но наша задача будет такая: мы как учёные должны будем ставить опыт, наблюдать за тем, как произносятся слова – целиком или распадаются на маленькие частички. То, как кричат на стадионе болельщики, помогло нам узнать ещё один «секрет» нашей устной речи. Обычно при разговоре мы не замечаем, что слова состоят из небольших частичек. Эти частички становятся заметны, когда мы говорим слова так, как их прокричали бы болельщики. Частички, на которые распадаются слова, называются слогами. Каждая такая частичка – это слог. Понаблюдайте, сколько слогов может быть в слове? От чего это зависит? | Определяют количество предложений, схематически их оформляют. Высказывают предположения. «Да-вай! Са-ша! Бы-стрей!» Наблюдают, что слова при скандировании распадаются на частички. Вывод. Слоги – это частички слова, на которые оно делится при произношении. Произносят хором, знакомятся с графическим обозначением слога дугой. Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. | Слайд 4 Фото бегунов и болельщиков на трибунах стадиона. Слайд 4 С ЛОГ Слайд 5 Слова: мак, сила, мяч, лиса, лес, молоко, гитара. Электронное приложение | Наблюдение за границами предложения в устной речи. Моделирование предложения в виде схемы. Слушают сообщение учителя и делают умозаключение о делении слова на части и о названии этих частей. Делают умозаключение о том, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. |
Оценочно-рефлексивный этап | Работа по учебнику с.54 Рассмотрите рисунок. Послушайте (учитель читает предложение). Куда пошла Маша? Зачем она пошла? Что случилось с Машей? Как надо поступить Маше, чтобы вернуться домой? Рассмотрите звуковые схемы слов бабушка, дедушка, братишка. Какая схема какому слову соответствует? Поделите слова на слоги. Чем похожи эти слова? Работа со словами в рамке и звуковыми схемами к ним. Назовите слово, в котором один слог. Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук. Сколько слогов в самом длинном слове? Из чего состоят все слова? Работа по учебнику с.55 Рассмотрите иллюстрации. Кто знаком с этой сказкой? (Учитель демонстрирует книгу В.Сутеева «Сказки») Какие ещё слова начинаются со слога ко? Контроль результатов. Давайте проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Вставьте пропущенные слова. 1.Слова можно делить на …. 2.Сколько в слове … , столько и …. Рефлексия. | Скандируют слова (2-3 раза), делят на слоги дугами. Отвечают на вопросы. Работа со звуковыми схемами слов. Деление на слоги. Вывод: в словах по три слога. Рассказывают сказку В.Сутеева «Мышонок и карандаш» по иллюстрациям. Слушают утверждения, вставляют пропущенные слова. Проверка. Самооценка. | Учебник с. 54 Документ-камера Учебник с. 55 Документ-камера Художественная книга В.Сутеева Слайд 6 1.Слова можно делить на …. 2.Сколько в слове … , столько и …. Слайд 7 светофор | Использование приёма скандирования как способом деления слова на слоги. Разыгрывание речевых ситуаций, «озвучивание» диалогов. Оценивают свои достижения, осознают трудности. |