ФИО учителя: Ермакова Н.А.
Этапы урока Время | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формироование УУД |
Организационный | – Сегодня к нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это. Красный нос, в руках метелка. Проживает рядом с елкой. К холодам давно привык Наш веселый... Снеговик) -Он принёс конверты с заданиями. Попробуем их выполнить. За каждый правильный ответ получите новогоднюю снежинку. | Задает загадку | Ответы детей | Позн Понимать информацию, представленную в стихотворении, сформировать позитивный настрой на уроке. |
Орфографическая минутка | В лесу трещит январский мороз. Дует ледяной ветер. В ветвях старой ели пищат в гнезде птенцы. Найдите орфограммы. Как можно назвать одним словом, написанное на доске. Что это? Как можно озаглавить текст? Запишем эти предложения под диктовку. Найдем грамматическую основу. _- Ребята, а разве могут зимой в гнезде пищать птенцы? Когда появляются птенцы у птиц? Рассказ учителя о клесте. Выполним звуко-буквенный разбор слова клест. | | | |
. Актуализация знаний. | - Мы видим и пишем…. (буквы); - Мы произносим и слышим……(звуки); На какие большие 2 группы делятся все буквы и звуки? На какие группы делятся согласные звуки и буквы? А сейчас мы вместе с нашим другом снеговиком послушаем сказку. Слушайте внимательно, по ходу сказки я буду останавливаться, и задавать вам вопросы. «— Много лет тому назад жили-были в стране «Звуколандия» согласные звуки. - Ребята, а какие звуки называются согласными? Одни были весёлые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шёпотом. — Как, вы, думаете какие это звуки? (глухие) Было им обидно за то, что их плохо слышат и скучно. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко. — Какие это могут быть звуки? (звонкие) - Некоторые звуки оказались сильно друг на друга похожи, их дружба была очень крепкой. Они даже ходить начали всё время парами. И их любимой забавой было подменять друг дружку в некоторых словах, чтобы путать людей. - Про какие это согласные? - Но вот однажды ночью налетел на страну «Звуколандию» ураган, и сильный ветер разбросал все звуки по разным уголкам этой большой страны. А когда они очнулись, то всё у них в голове перепуталось: глухие думают, что они звонкие, а звонкие, что они глухие. И все тогда в стране призадумались, как бы им объяснить, чем они друг от друга отличаются так, чтобы они поняли, и всё вернулось на свои места. Но никто придумать не может. -Ребята, давайте постараемся помочь жителям страны «Звуколандия» объяснить согласным звукам, кто из них звонкий, а кто глухой. | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. Организует беседу, выявляющую знания детей о согласных звуках русского языка. Сообщает тему урока | Слушают учителя. Актуализируют имеющиеся знания о согласных звуках. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Делают запись в тетради | |
Формулирование цели и темы урока | -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? ( Звонкие и глухие согласные звуки) (вывешиваю на доску) - Но чтобы им помочь, нам самим какими знаниями и умениями нужно обладать? -Итак, какую цель перед собой поставим на этом уроке? (повторить знания о звонких и глухих согласных звуках) (вывешиваю на доску) - А что именно нам нужно вспомнить и повторить, чтобы помочь жителям Звуколандии? Что произошло в сказке после урагана? (забыли, чем отличаются друг от друга). Значит, что нам нужно вспомнить? И о чём попросила королева?(помочь объяснить)Значит нам нужен способ,верно? Задачи: - вспомнить, чем отличаются звонкие согласные от глухих; - вспомнить способ, как их отличить; - А потренироваться отличать звонкие от глухих нужно, чтобы мы сами вдруг не забыли, какой из согласных звуков звонкий, а какой глухой? - потренироваться отличать звонкие согласные звуки от глухих.(вывешиваю на доску задачи) | | | |
Обобщение и систематизация знаний | - Снеговик нам сегодня будет помогать. - И начать он предлагает нашу работу по теме урока с таблице в учебнике Откройте с.16, рассмотрите таблицу. Что собрано в этой таблице?(все согласные звуки) Какие согласные записаны сверху?(звонкие) Снизу?(глухие) - А по этой таблице можно сказать, какие ещё бывают звуки, кроме того, что зв. и гл.?(твердые и мягкие) - Влияет как-то твёрдость-мягкость на звонкость-глухость?(нет) - Чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? (если возникает затруднение, обращаю их к схеме, если сразу кто-то ответил, то хвалю и показываю схему Снеговика, чтобы все это вспомнили) - Он составил вот такую схему: согласные: звонкие (с голосом и шумом), глухие (с шумом). - Хорошо, ребята, чем отличаются звонкие от глухих мы вспомнили, какая следующая задача стоит перед нами? (вспомнить или выяснить способ, как отличить эти звуки) - Помните, каким способом вы учились отличать звонкие от глухих? (если предложили вариант с закрыванием ушей, сразу его проверяем, а потом к нам на помощь приходит Снеговик, который тоже придумал способ почувствовать отличие звонких от глухих согласных звуков и предлагает нам его проверить. Если дети сразу же затрудняются ответить, то Снеговик приходит сразу.) Объясняю опыт с ладошкой к горлу; с закрытыми ушами. Проверяем на нескольких звуках тот и другой способ. Оцениваем с помощью знаков у кого сработали эти способы. -Ну что ж, ребята, выяснили мы, как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Значит и со второй задачей справились. Тогда я, думаю можно отправлять Снеговика в Звуколандию рассказать скорее обо всём. | | | |
| | | | |
. Применение знаний и умений, контроль их усвоения | Задания на умение отличать звонкие согласные звуки от глухих 1)- Пока мы отдыхали Снеговик уже вернулся и предлагает вам немного поиграть. У вас у каждого есть звоночек. Сейчас на экране будет появляться разные картинки, если слово-название начинается со звонкого, то вы показываете колокольчик, если первый звук-глухой, то показываете карточку с наушниками. Слова: кот, гриб, звезда, флаг, лопата, солнце, шарик, лист. 2) Снеговик приготовил для вас следующее задание. А поскольку он ценит в окружающих умение дружить и работать сообща, то он хочет не только проверить, как вы умеете отличать звонкие от глухих, но и посмотреть, как вы умеете работать в группах. Разделимся на 4 группы. Давайте вспомним правила групповой работы. Посмотрите на конверт. На нем написано задание и план действий, на который можете опираться( конверты раздаю):1)читаем слово, 2)определяем у каждого согласного звука глухой он или звонкий, 3)если слово нам подходит – задание выполнено. Хорошо, приступаем! Проверяем. Оцените сложность задания! Кому было легко: «+»,кому сложно «-«. А теперь оцените, как на ваш взгляд дружно ли работала ваша группа, все ли правила групповой работы соблюдались. - Молодцы! Со всеми заданиями Снеговика справились! Какую ещё одну задачу урока помог нам выполнить Снеговик? (потренироваться) | | | |
Задания на актуализацию и проверку знаний о парных по звонкости-глухости | - Хорошо, ребята! Мы уже много, чего вспомнили про звонкие и глухие, потренировались их отличать, но кое над чем ещё не поработали. Что я имею в виду, вы поймёте, если отгадаете загадку. Итак, его загадка на доске: Мы звуки хитрые, согласные, Блуждаем по словам, Друг дружку заменяем, Слова правильно писать мешаем. - Кто догадался, о каких звуках идёт речь? (парные по звонкости-глухости)(если не догадались, можно дать подсказку, что эти звуки очень дружны и похожи по произношению друг на друга) - Молодцы! А раз эти звуки такие хитрые, и мы можем ошибиться в написании слов, в которых они друг друга подменяют, нужно ли нам хорошо знать все пары согласных по звонкости-глухости? Давайте тогда их повторим: на доске буквы, называем звуки, которые они обозначают, ищем пару, прикрепляем рядом. (2 мин) - Сколько пар у нас получилось? А оставшиеся буквы на какие группы можно разделить? (буквы, обозначающие только звонкие и буквы, обозначающие только глухие) 1) На доске написана фраза. Прочитайте её. (учащиеся читают) Шыл-пыл у папужги зереньгий ослиг. Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме? ( парные звонкие и глухие) - Прочитаем, как нужно. - Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким? ( искажается смысл слов и фразы) - Какой вывод можно сделать? (нельзя подменять согласные) - Молодцы! 2)А следующее задание будете выполнять самостоятельно. Прочитайте слово, подберите и запишите слово, которое начинается с парного по глухости-звонкости согласного звука. Например: «день – тень». Проверяем. | | | |
Итог урока | - Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Покажите знаком, кто считает, что достиг поставленной цели. Хорошо, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? И какими способами мы можем это проверить? | | | |
Рефлексия | | | | |
| | | | |