СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии, 8 класс. Тема: "Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока химии, 8 класс. Тема: "Оксиды"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии, 8 класс. Тема: "Оксиды"»

Разработка технологической карты урока


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Гончарова Евгения Леонидовна

Место работы

МБОУ СОШ №6 г. Боготол

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Важнейшие представители неорганических веществ

Тема урока

Оксиды

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

  • ☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные : Приобретать интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию.

Патриотическое воспитание: понимания значения химической науки в жизни современного общества.

Развивать познавательный интерес к изучению химии, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


Метапредметные : базовые логические действия: сравнивать оксиды, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать оксиды;

базовые исследовательские действия:

работа с информацией: выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации


Предметные: раскрывать смысл основных химических понятий: оксиды;

использовать химическую символику для составления формул оксидов;

определять валентность атомов элементов в оксидах; степень окисления элементов в оксидах; принадлежность веществ к определённому классу соединений (к оксидам) по формулам;

классифицировать оксиды;

применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию,

классификацию.

Ключевые слова: введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): оксиды солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, международная и тривиальная номенклатура.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Формирование умения объяснять, какие вещества относятся к оксидам, различать солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, называть оксиды (международная и тривиальная номенклатура).

Учебник: Учебник: Учебник: Химия. 8 класс/Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

ЦОР: https://infourok.ru; https://resh.edu.ru/; http://school-collection.edu.ru/catalog/


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Форма организации учебной деятельности: Сочетание самостоятельной работы и групповой формы работы. Дискуссия. Эвристическая (сократическая) беседа


Формирование умения объяснять, какие вещества относятся к оксидам, различать солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, называть оксиды (международная и тривиальная номенклатура).


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Организационный момент.

Приветствие.

Знакомство с критериями оценивания деятельности на уроке.

Задание №1 (ситуация успеха)

Задание на экране. Составьте формулы веществ по составу: один атом углерода и два атома кислорода, два атома азота и пять атомов кислорода, два атома алюминия и три атома кислорода, два атома калия и один атом кислорода, один атом кремния и один атом кислорода.


Дети на доске записывают формулы, опираясь на понятия химическая формула и индекс.

CО 2, N 2 О 5 , Al 2 O 3, K 2 O, Si О.

Все справляются с заданием. (Могут спутать коэффициент и индекс).

Один учащийся, записывает (на закрытой доске ) ответы, потом учащиеся осуществляют самопроверку по образцу.

(2 балла)


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Ты научишься использовать химическую символику для составления формул оксидов; раскрывать смысл основных химических понятий: оксиды; определять валентность атомов элементов в оксидах; степень окисления элементов в оксидах; принадлежность веществ к определённому классу соединений (к оксидам) по формулам; классифицировать оксиды;

Ты узнаешь области применения оксид, нахождение оксидов в природе.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Задание №2. (ситуация недостаточности знаний)

Работа в группах. Отвечаем на вопросы.

1)Аня и Данила поспорили. Аня говорит, что вещества, записанные на доске – это простые вещества, а Данил утверждает, что сложные. Кто из учеников прав? Почему?


2)что объединяет вещества, записанные на доске? Как бы вы назвали такие вещества? Почему?

Учащиеся обсуждают, отвечают на вопросы.

(2 балла)



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Задание №3. Создается ситуация нехватки знаний. Работа в группах.

Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO. Для этого необходимо составить алгоритм

(2 балла)

Аня утверждает, что к оксидам относятся: Na2CO3–карбонат натрия, H2SO4–серная кислота, KOH- гидроксид калия. Данил с Аней не согласен, утверждает, что к оксидам относиться: NaF–фторид натрия, MgS- сульфид магния? Кто из ребят прав? Почему?

Сформулируйте понятие оксид.

(5 баллов)

Учащиеся составляют алгоритм:

Оксид + название элемента в родительном падеже  (степень окисления в случае ее переменности)

Работа в группах. Проверяют по образцу

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Задание №4. В чем различия в составе оксидов записанных на доске? В чем сходство? Составьте схему (таблицу) позволяющую разделить представленные оксиды на разные группы.


Обсуждают, как же правильно составить схему (таблицу), чего они не знают. Создается ситуация нехватки знаний.

Работают с учебником.

( 3 балла)


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Составьте формулы названных в тексте оксидов:

«В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам.

(10 баллов)

Работа в группах. Работают с текстом . Обсуждают. Выполняют задания в тетрадях.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1)Формулы кислотных оксидов указаны в рядах:

  1. Na2O, KOH , K2O

  2. CaO, H2 О , CO

  3. N 2 O 5, Br 2O 3 ,SiO2

  4. СL 2 O 5, B 2O 3 , Li 2O

  5. SiO2 , Р 2O3 , CO2


2) К несолеобразующим оксидам относятся:

1. N2O, СО

2. N2O5 , SO2

3. P2O5 , Li 2O

4. BаO ,SiO

5. NO , SiO



Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Выполнение задания предполагает работу с информацией, размещенной на внешнем ресурсе. Проверьте себя! Познакомьтесь с информацией на сайте и выполните задание.

Сухой лёд

Сухой лёд –– так называют углекислый газ в кристаллическом состоянии. Его вырабатывают на специальных концентраторах, в результате чего он приобретает сходство со льдом. Особенность сухого льда в том, что он быстро испаряется и сразу превращается в обычный углекислый газ, минуя жидкое состояние.

Сухой лёд используется главным образом в пищевой промышленности: для шоковой заморозки продуктов, их охлаждения и транспортировки. Также его применяют в научно-исследовательской деятельности, например при испытаниях и сборке некоторых агрегатов в машиностроении. Кроме того, сухой лёд часто становится атрибутом химических шоу, так как от него исходит эффектная пелена тумана.

 

1. Почему кристаллическую форму углекислого газа называют именно «сухим» льдом? В чём его отличие от обычного льда – кристаллической воды?


 Ответ (критерии оценивания)

 


2. Сухой лёд используют для охлаждения и транспортировки пищевых продуктов. Температура сухого льда обычно составляет ––78,33 °С. В быту сухой лёд можно использовать с такой же целью. Для этого надо насыпать немного гранул сухого льда в термос или контейнер с двойными стенками, сверху насыпать обыкновенный лёд, затем положить пищевые продукты или напитки. Продукты могут храниться таким образом от 5 до 7 дней.

1) Объясните, зачем поверх гранул сухого льда необходимо поместить кусочки обычного льда?

2) Какой лёд –– «сухой» или обычный –– «исчезнет» в термосе первым? Поясните, почему.

 

 Ответ (критерии оценивания)

 


3. Сухой лёд считается безвредным для человеческого организма веществом. Но если при таянии большого количества сухого льда комната заполняется углекислым газом, то люди могут сначала почувствовать головокружение, а затем начать задыхаться и терять сознание.

Объясните, почему человек может потерять сознание при повышенном содержании углекислого газа в помещении?

 Ответ (критерии оценивания)

 


4. Выберите все верные утверждения о свойствах и применении углекислого газа.

  

 1) 

При повышении температуры воды растворимость в ней углекислого газа увеличивается.

  

 2) 

Углекислый газ может скапливаться в шахтах и колодцах, так как он тяжелее воздуха.

  

 3) 

Углекислотные огнетушители можно применять для тушения горящей электропроводки.

  

 4) 

Повышенная концентрация углекислого газа приводит к отравлению организма, так как этот газ является токсичным для человека.

  

 5) 

Газированная вода имеет кислый вкус за счёт растворённого в ней углекислого газа.


 Ответ (критерии оценивания)




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Оксид железа(III)  — химическое соединение Fe 2 O 3  применяется при выплавке чугуна.

1)Вычислите в процентах массовую долю кислорода в оксиде железа(III). Запишите число с точностью до целых.

2)Определите массу железа, содержащуюся с 2 моль оксида железа (III)).

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К предложенным заданиям подбираются критерии оценивания, по которым обучающиеся могут оценить результаты работы на уроке.


«5» - 26 -24 балла

«4» -23 - 14 баллов

«3» - 13 баллов


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Составьте хокку по теме урока. * *Хокку – лирическое стихотворение, состоящее из трех строк.

Первая строка – это информация, которая позволяет представить, о чем пойдет речь.

Вторая строка раскрывает смысл первой, она самая длинная.

В третьей строчке делается вывод из первых двух.

Пример: За урок я всё успел: Расписать парту, ручку погрызть и соседа толкнуть. Тетрадь моя чиста и бела.

Планируемые результаты: давать адекватную оценку ситуации (метапредметные регулятивные)


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1. Прочитать параграф 29 из учебника, устно ответить на вопрос №1,2.

2. Сделать презентацию по применению оксидов в строительстве. Презентация выполняется в редакторе презентаций и должна содержать не более 5 слайдов, учитывая титульный.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!