1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Важнейшие представители неорганических веществ |
Тема урока | Оксиды |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные : Приобретать интерес к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию. Патриотическое воспитание: понимания значения химической науки в жизни современного общества. Развивать познавательный интерес к изучению химии, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Метапредметные : базовые логические действия: сравнивать оксиды, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать оксиды; базовые исследовательские действия: работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации |
Предметные: раскрывать смысл основных химических понятий: оксиды; использовать химическую символику для составления формул оксидов; определять валентность атомов элементов в оксидах; степень окисления элементов в оксидах; принадлежность веществ к определённому классу соединений (к оксидам) по формулам; классифицировать оксиды; применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию. |
Ключевые слова: введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): оксиды солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, международная и тривиальная номенклатура. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Формирование умения объяснять, какие вещества относятся к оксидам, различать солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, называть оксиды (международная и тривиальная номенклатура). Учебник: Учебник: Учебник: Химия. 8 класс/Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; ЦОР: https://infourok.ru; https://resh.edu.ru/; http://school-collection.edu.ru/catalog/ |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
Форма организации учебной деятельности: Сочетание самостоятельной работы и групповой формы работы. Дискуссия. Эвристическая (сократическая) беседа Формирование умения объяснять, какие вещества относятся к оксидам, различать солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие оксиды, называть оксиды (международная и тривиальная номенклатура). |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового |
Организационный момент. Приветствие. Знакомство с критериями оценивания деятельности на уроке. Задание №1 (ситуация успеха) Задание на экране. Составьте формулы веществ по составу: один атом углерода и два атома кислорода, два атома азота и пять атомов кислорода, два атома алюминия и три атома кислорода, два атома калия и один атом кислорода, один атом кремния и один атом кислорода. Дети на доске записывают формулы, опираясь на понятия химическая формула и индекс. CО 2, N 2 О 5 , Al 2 O 3, K 2 O, Si О. Все справляются с заданием. (Могут спутать коэффициент и индекс). Один учащийся, записывает (на закрытой доске ) ответы, потом учащиеся осуществляют самопроверку по образцу. (2 балла) |
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься |
Ты научишься использовать химическую символику для составления формул оксидов; раскрывать смысл основных химических понятий: оксиды; определять валентность атомов элементов в оксидах; степень окисления элементов в оксидах; принадлежность веществ к определённому классу соединений (к оксидам) по формулам; классифицировать оксиды; Ты узнаешь области применения оксид, нахождение оксидов в природе. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
Задание №2. (ситуация недостаточности знаний) Работа в группах. Отвечаем на вопросы. 1)Аня и Данила поспорили. Аня говорит, что вещества, записанные на доске – это простые вещества, а Данил утверждает, что сложные. Кто из учеников прав? Почему? 2)что объединяет вещества, записанные на доске? Как бы вы назвали такие вещества? Почему? Учащиеся обсуждают, отвечают на вопросы. (2 балла) |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Задание №3. Создается ситуация нехватки знаний. Работа в группах. Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO. Для этого необходимо составить алгоритм (2 балла) Аня утверждает, что к оксидам относятся: Na2CO3–карбонат натрия, H2SO4–серная кислота, KOH- гидроксид калия. Данил с Аней не согласен, утверждает, что к оксидам относиться: NaF–фторид натрия, MgS- сульфид магния? Кто из ребят прав? Почему? Сформулируйте понятие оксид. (5 баллов) Учащиеся составляют алгоритм: Оксид + название элемента в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Работа в группах. Проверяют по образцу |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Задание №4. В чем различия в составе оксидов записанных на доске? В чем сходство? Составьте схему (таблицу) позволяющую разделить представленные оксиды на разные группы. Обсуждают, как же правильно составить схему (таблицу), чего они не знают. Создается ситуация нехватки знаний. Работают с учебником. ( 3 балла) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок), оксид железа (III)(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ). В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ), оксид серы (IV) (сернистый газ), оксид азота (II) и оксид азота (IV)» Распределите вещества по группам. (10 баллов) Работа в группах. Работают с текстом . Обсуждают. Выполняют задания в тетрадях. |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
1)Формулы кислотных оксидов указаны в рядах: Na2O, KOH , K2O CaO, H2 О , CO N 2 O 5, Br 2O 3 ,SiO2 СL 2 O 5, B 2O 3 , Li 2O SiO2 , Р 2O3 , CO2 2) К несолеобразующим оксидам относятся: 1. N2O, СО 2. N2O5 , SO2 3. P2O5 , Li 2O 4. BаO ,SiO 5. NO , SiO |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Выполнение задания предполагает работу с информацией, размещенной на внешнем ресурсе. Проверьте себя! Познакомьтесь с информацией на сайте и выполните задание. Сухой лёд Сухой лёд –– так называют углекислый газ в кристаллическом состоянии. Его вырабатывают на специальных концентраторах, в результате чего он приобретает сходство со льдом. Особенность сухого льда в том, что он быстро испаряется и сразу превращается в обычный углекислый газ, минуя жидкое состояние. Сухой лёд используется главным образом в пищевой промышленности: для шоковой заморозки продуктов, их охлаждения и транспортировки. Также его применяют в научно-исследовательской деятельности, например при испытаниях и сборке некоторых агрегатов в машиностроении. Кроме того, сухой лёд часто становится атрибутом химических шоу, так как от него исходит эффектная пелена тумана. 1. Почему кристаллическую форму углекислого газа называют именно «сухим» льдом? В чём его отличие от обычного льда – кристаллической воды? | | Ответ (критерии оценивания) 2. Сухой лёд используют для охлаждения и транспортировки пищевых продуктов. Температура сухого льда обычно составляет ––78,33 °С. В быту сухой лёд можно использовать с такой же целью. Для этого надо насыпать немного гранул сухого льда в термос или контейнер с двойными стенками, сверху насыпать обыкновенный лёд, затем положить пищевые продукты или напитки. Продукты могут храниться таким образом от 5 до 7 дней. 1) Объясните, зачем поверх гранул сухого льда необходимо поместить кусочки обычного льда? 2) Какой лёд –– «сухой» или обычный –– «исчезнет» в термосе первым? Поясните, почему. | Ответ (критерии оценивания) 3. Сухой лёд считается безвредным для человеческого организма веществом. Но если при таянии большого количества сухого льда комната заполняется углекислым газом, то люди могут сначала почувствовать головокружение, а затем начать задыхаться и терять сознание. Объясните, почему человек может потерять сознание при повышенном содержании углекислого газа в помещении? | Ответ (критерии оценивания) 4. Выберите все верные утверждения о свойствах и применении углекислого газа. | | 1) | При повышении температуры воды растворимость в ней углекислого газа увеличивается. | | 2) | Углекислый газ может скапливаться в шахтах и колодцах, так как он тяжелее воздуха. | | 3) | Углекислотные огнетушители можно применять для тушения горящей электропроводки. | | 4) | Повышенная концентрация углекислого газа приводит к отравлению организма, так как этот газ является токсичным для человека. | | 5) | Газированная вода имеет кислый вкус за счёт растворённого в ней углекислого газа. | | Ответ (критерии оценивания) |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Оксид железа(III) — химическое соединение Fe 2 O 3 применяется при выплавке чугуна. 1)Вычислите в процентах массовую долю кислорода в оксиде железа(III). Запишите число с точностью до целых. 2)Определите массу железа, содержащуюся с 2 моль оксида железа (III)). |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
К предложенным заданиям подбираются критерии оценивания, по которым обучающиеся могут оценить результаты работы на уроке. «5» - 26 -24 балла «4» -23 - 14 баллов «3» - 13 баллов |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Составьте хокку по теме урока. * *Хокку – лирическое стихотворение, состоящее из трех строк. Первая строка – это информация, которая позволяет представить, о чем пойдет речь. Вторая строка раскрывает смысл первой, она самая длинная. В третьей строчке делается вывод из первых двух. Пример: За урок я всё успел: Расписать парту, ручку погрызть и соседа толкнуть. Тетрадь моя чиста и бела. Планируемые результаты: давать адекватную оценку ситуации (метапредметные регулятивные) |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
1. Прочитать параграф 29 из учебника, устно ответить на вопрос №1,2. 2. Сделать презентацию по применению оксидов в строительстве. Презентация выполняется в редакторе презентаций и должна содержать не более 5 слайдов, учитывая титульный. |