Закрепление химических знаний о классификации типах химических реакций.
Учебник «Химия – 8» автор Габриелян О. С. М.: изд. Просвещение, 2019г.
Тетрадь для урока (разработанная учителем)
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.
Оборудование и реактивы на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лучинка, спички, салфетки, цинк, карбонат натрия (тв.), оксид марганца (IV), растворы: пероксид водорода, соляная кислота, гидроксид натрия, сульфат меди (II).
Этапы урока | Содержание урока. Рекомендации/ действия учителя | Средства обучения | Действия учащегося/ответы | Результаты образования по ФГОС |
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности | Приветствие учащихся. | | Приветствие учителя. | Личностные - развитие ответственности, формирование отношения к окружающим интересующимся учебным процессом Метапредметные - организационные умения, развитие навыков самоорганизации. |
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. | Учащиеся распределены по микрогруппам (парам). На рабочих столах учащегося: тетрадь к уроку, учебник «Химия-8», Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы растворимости кислот, оснований и солей, принадлежности для письма, лабораторное оборудование. | Готовность к уроку |
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках. Фронтальный опрос | Опрос: 1. Укажите типы химических реакций по числу исходных и образующихся веществ. 2. Укажите типы химических реакций по тепловому эффекту реакции. 3. Укажите типы химических реакций по участию катализатора. 4.Укажите признаки химических реакций. 5. Укажите условия возникновения реакций | | Ответы учащихся: 1. -разложение -соединение -замещение -обмен 2. -экзотермические -эндотермические 3. –каталитические -некаталитические 4.-выпадение осадка -выделение газа -появление запаха -изменение цвета -выделение света и тепла 5.-соприкосновение веществ, -нагревание -действие электрического тока | Предметные – характеристика типов химических реакций по признакам: число исходных и образующихся веществ; тепловой эффект реакции; участие катализатора. Метапредметные – умение систематизировать, классифицировать. |
Мотивация, целеполагание. Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы | Определите тему нашего урока Запишите тему урока «Классификация химических реакций» Выполните задание 1 и задание 2. | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся: -Повторение – типы реакций. -Проведение опытов. -Изучение типов химических реакций опытным путем. Выполнение заданий 1, 2 | Личностные - ответственность Предметные – систематизация знаний о типах химических реакций, признаках, условиях проведения; характеристика правил техники безопасности при проведении химического эксперимента. Метапредметные –умение планировать свою деятельность. |
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе: -с кислотами, щелочами, солями; -со стеклянной посудой. | | Повторение правил техники безопасности при работе: с кислотами, щелочами, солями; со стеклянной посудой. |
Погружение в тему урока. | Опыт 1. Инструкция Прилейте в пробирку 2 мл пероксида водорода. Возьмите с помощью ложечки небольшое количество оксида марганца (IV). Зажгите лучинку и потушите до тлеющего состояния. Внесите в пробирку оксид марганца (IV) и поднесите тлеющую лучинку к горлышку пробирки. Какую роль играет оксид марганца (IV)? Коснитесь дна пробирки. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнения двух проведенных химических реакций. Укажите классификацию реакций. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), спички, лучинка, ложечка для твердых веществ, пробирка. | Проведение эксперимента Ответы учащихся: оксид марганца – катализатор. Характеристика признаков реакций. Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенным экспериментам. | Личностные – организация, ответственность, уметь получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности. Предметные – закрепление знаний по: - правилам технике безопасности при проведении химического эксперимента; -характеристике признаков проведенных реакций -составлению уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов; -определению типов химических реакций. Метапредметные - уметь работать в микр группе — устанавливать рабочие отношения в общении и в сотрудничестве |
Опыт 2. Инструкция Возьмите пробирку и с помощью ложечки внесите небольшое количество цинка (1-2 гранулы). Прилейте в пробирку 1-2 мл соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: цинк, ложечка для набора твердых веществ, пробирка, раствор соляной кислоты. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакций. Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Опыт 3. Инструкция Прилейте в пробирку 1-2 мл сульфата меди (II), добавьте к раствору несколько капель раствора гидроксида натрия. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, пробирка. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Опыт 4. Инструкция Внесите небольшое количество твёрдого карбоната натрия с помощью ложечки для набора твердых веществ, прилейте в пробирку 1-2мл раствора соляной кислоты. Опишите наблюдения (признаки). Составьте уравнение химической реакции. Укажите тип реакции по признаку: число исходных и образующихся веществ. | Тетрадь для урока. Инструкция по выполнению эксперимента: Оборудование: раствор соляной кислоты, карбонат натрия (тв.), ложечка для твердых веществ, пробирка. | Проведение эксперимента Характеристика признаков реакции. Составление уравнений проведенных реакций. Определение классификации. Оформление отчета по проведенному эксперименту. |
Систематизация, рефлексия | Выполнить интерактивный тест по ссылке: https://goo.gl/forms/a2gSW3h1Zdc3PrSk2 Подведите итоги, сделайте вывод. Приведите в порядок рабочее место. | Тетрадь для урока. Оборудование и реактивы. | Выполнение интерактивного теста. Формулировка вывода по итогам выполненных экспериментальных опытов. Приведение рабочего места в порядок. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность; Предметные: классификация химических реакций Метапредметные – обобщать, систематизировать |
Домашнее задание, рефлексия | Домашнее задание: Учебник «Химия-8» повторить. Выполнить творческий проект по любой теме: Химические реакции в природе Химические реакции в быту Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат А4) | Рабочая для домашних работ учащегося | Запись домашнего задания в дневник. | Личностные - развивать самостоятельность и личную ответственность. |
Подведение итогов, рефлексия | Ребята, что наиболее запомнилось сегодня на уроке? Определите уровень своих знаний и умений по итогу урока. | Тетрадь для урока. | Ответы учащихся. Самооценка в тетради для урока | Личностные – анализ, оценка, умение слушать, самоуважение. Предметные – значение химического эксперимента |
Вопрос 1. Укажите реакцию соединения
Вопрос 2. Укажите реакцию замещения
Вопрос 3. Укажите реакцию разложения
Вопрос 4. Укажите реакцию обмена
Вопрос 5. Укажите признак реакции получения гидроксида меди (II)
Вопрос 6. Укажите признак реакции обмена между карбонатом натрия и раствором соляной кислоты
Вопрос 7. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются ...
Вопрос 8. Реакции, протекающие с участием катализатора, называются ...