Этапы урока | Этапы технологии Развивающего обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | | Приветствие, проверка готовности к уроку | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности |
1. Самоопределение к деятельности 1.1 Актуализация знаний | Естественное действие | Выяснение в процессе работы с карточками-заданиями информации о том, что знают учащиеся о понятиях физические и химические явления. Учитель организует распределение заданий разделено по уровням сложности: 1) более высокий уровень разгадывают анаграммы 2) более низкий уровень цифровой диктант | Высказываются и слушают мнения одноклассников (беседа по вопросам с опорой на источники информации). Самостоятельно работают (выполняют задания на карточках) Сверяются с правильными ответами, выставляют себе отметки. Осуществляют взаимооценивание. . | Личностные УУД Проявлять интерес к изучения предложенной темы. Познавательные УУД. Оптимизировать информацию. Коммуникативное УУД. Отвечать на поставленный вопрос. Владеть монологической речью. Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений |
1.2 Самоопределение к деятельности | Учитель организует обсуждение проблемы и актуализирует имеющийся информационный ресурс обучающихся. Прежде, чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ребята открыть тетрадь, взять ручку и ответить на вопросы. (Записывайте только номер вопроса и ответ на него.) Если данные вещества в другие не превращаются, А лишь форма их изменяется, То явления данные как называются? (Физические явления.) Приведите примеры физических явлений. Явления эти знаете вы, А от первых явлений они тем отличаются, Что из данных веществ, другие легко получаются. (Химические явления.) Приведите примеры химических явлений. -Второе название химических явлений? (химические реакции). - Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция. (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха ; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты). - Как называется схематически записанная химическая реакция? (химическое уравнение). - Сформулируйте тему урока. - Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися. - Молодцы, тема урока сформулирована правильно. - Вам необходимо Вместе с учащимися формулирует тему урока. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение. Формулируют тему урока. на основе наблюдений. Анализируют, сравнивают, классифицируют, преобразовывают информацию из одного вида в другой. Предлагают варианты целеполаганий. | Познавательные УУД. Создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. Оптимизировать информацию. Личностные УУД Осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы Коммуникативное УУД. Отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической речью. Регулятивные УУД Определять лично значимую цель, планировать свою деятельность. Принимать учебное задание. |
2. 2.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение) | Освоение информации по проблеме | -Учитель организует работу по осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала, консультирует. - Что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Используем уравнения в математике и физике) Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.). -Ещё раз, какая перед вами стоит проблема? Что такое х/у? Демонстрация опыта «Горение фосфора (V) в кислороде» Опишите словами, что вы наблюдали? Вы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто пойдёт к доске? Как химики обозначают на письме фосфор, кислород, оксид фосфора (V)? - Как вы назовёте вещества (фосфор, кислород), которые вступили между собой в реакцию? (исходные вещества (реагенты)), - Как вы назовёте оксид фосфора (V), который образовался в ходе химической реакции? (продукт реакции). Можете ли вы между левой частью и правой частью вашей записи поставить знак равенства. (нет). Почему - нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница? (Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов). -Какой закон здесь можно сформулировать? - Что вы можете использовать для уравнивания левой и правой части данного уравнения? (коэффициент). Класс делится на пары. Парам и стоящему у доски ученику выдаётся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций. . - Самостоятельно составьте уравнение реакции на основе демоопыта Демонстрация опыта «Горение железа (III) в кислороде» - Пришло время сформулировать определение химического уравнения. - Какой существует способ описания химического уравнения? (словесный, схематический) | Работают с текстом учебника и иллюстрациями. Наблюдение за демоопытом -Фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи Каждый учащийся записывает химические формулы фосфора, кислорода, оксида фосфора (V) P + O2 → P2O5 получая химическое уравнение, в тетрадь. - Работают по алгоритму. -Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости. Наблюдают за опытом Результат записывают в тетрадь. Формулируют определение. | -Осуществление поиска информации с использованием ПСХЭ. -Делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, | -Высказывают свою точку зрения и аргументируют её. (словесное описание х/р. Как записывается схема данной реакции). | Умение точно формулировать свою мысль. -Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. Умение формулировать свои мысли и выражать их в устной форме; Слушать и понимать речь других. | -Сравнивают свою работу с работой одноклассников. -Объясняют программу деятельности на своём примере. | -Контроль, коррекция знаний -Умение точно выражать свою мысль. | | | Личностные УУД: осознание необходимости новых знаний для ученика. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске информации. Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации Регулятивные УУД Преодолевать затруднения, чтобы продвигаться к цели |
Физкультминутка « Периодическая система» | Выполняют разминку. | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
2.2 Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы) | - Создает условия для проведения тестового самоконтроля (презентация) (первичное усвоение знаний). -Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели. -Выполняют тестовое задание с выбором ответа | Выполняют тест. Проверяют по ключам ответы теста. Определяют вопросы, на которые даны неправильные ответы. | Личностные УУД Проявлять желание к самооценке Коммуникативное УУД. Отвечать на поставленный вопрос. Регулятивные УУД Контролировать выполнение результата. |
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Улучшенное действие | Организует обсуждение результатов. -Вам необходимо вернуться к проблеме урока, вы решили её? - Расскажите, как вы решали проблему на протяжении урока? | -Монологическая, диалогическая речь. - Контроль, коррекция, оценка действий партнера. - Умение участвовать в обсуждении проблемы. -Умение выражать свои мысли. | Личностные УУД Определять потребности в освоении учебной темы. Познавательные УУД. Определять значение и смысл термина. Коммуникативное УУД Владеть монологической речью. Регулятивные УУД Планировать свое дальнейшее развитие. |
Рефлексия | Рефлексивная деятельность | В конце урока учащимся предлагается закончить записанные на доске предложения и раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения: - А я и не знал … - На будущее мне надо иметь в виду … - Самым сложным для меня сегодня было … | Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, выказывают свое отношение к уроку). Заполняют лист самооценки. Задают вопросы учителю. | Личностные УУД Проявлять готовность к личностному самоопределению, самооценке. Коммуникативное УУД. Ясно и четко выражать свои мысли. Регулятивные УУД Оценивать результат деятельности. |
Информация о домашнем задании | | -Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание. Базовый уровень: §27 стр.139-143, № 1-2 (а,б) стр.145. Повышенный уровень: № 3 стр.145, задания на карточках, предложите другой способ описания химической реакции). | Записывают в дневник домашнее задание. | Регулятивные УУД Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие. Принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения |