СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока «Химические уравнения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока «Химические уравнения»

Класс: 8

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока «Химические уравнения»»


Технологическая карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока «Химические уравнения» Класс: 8

Тема урока

Химические уравнения

Цель урока

Дать возможность учащимся сформировать понятие о химических уравнениях

и создать условия для отработки навыков составления химических уравнений, используя различные способы трансформации и кодировки информации

Задачи урока

- обучающие: сформировать представления учащихся о химических уравнениях и познакомить с различными способами составления уравнений; - развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений. - воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные


знать – определения законов сохранения массы вещества и химическое уравнение; определять понятия «исходные вещества (реагенты)», «продукты реакции», «условие протекания реакции», «коэффициент»

уметь – записывать схемы химических процессов и преобразовывать их в уравнения химических реакций

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.



Используемая технология

Развивающее обучение

Информационно-технологические ресурсы

ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве

Средства обучения


учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация к уроку


Образовательные ресурсы

Учебник химии 8 класса, рабочая тетрадь.

Раздаточный материал (индивидуальные карточки-задания, тест, алгоритм составления уравнения х/р).

Презентация.

Мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор).

Видеоопыты.



Этапы урока


Этапы технологии Развивающего обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент


Приветствие, проверка готовности к уроку

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Эмоциональный настрой

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности

1. Самоопределение к деятельности

1.1

Актуализация знаний


Естественное действие

Выяснение в процессе

работы с карточками-заданиями

информации о том, что знают учащиеся о понятиях физические и химические явления.

Учитель организует распределение заданий разделено по уровням сложности:

1) более высокий уровень разгадывают анаграммы

2) более низкий уровень цифровой диктант

Высказываются и слушают мнения одноклассников (беседа по вопросам с опорой на источники информации).

Самостоятельно работают (выполняют задания на карточках)


Сверяются с правильными ответами, выставляют себе отметки.

Осуществляют взаимооценивание.


.

Личностные УУД

Проявлять интерес к изучения предложенной темы.


Познавательные УУД.

Оптимизировать информацию.


Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос. Владеть монологической речью. Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений

1.2 Самоопределение к деятельности



Учитель организует обсуждение проблемы и

актуализирует имеющийся информационный ресурс обучающихся.

Прежде, чем сформулировать тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ребята открыть тетрадь, взять ручку и ответить на вопросы. (Записывайте только номер вопроса и ответ на него.)

Если данные вещества в другие не превращаются,

А лишь форма их изменяется,

То явления данные как называются? (Физические явления.)

Приведите примеры физических явлений.

Явления эти знаете вы,

А от первых явлений они тем отличаются,

Что из данных веществ, другие легко получаются. (Химические явления.)

Приведите примеры химических явлений.

-Второе название химических явлений? (химические реакции).

- Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция. (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха ; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).

- Как называется схематически записанная химическая реакция? (химическое уравнение).

- Сформулируйте тему урока.

- Определяет тему занятия в сотрудничестве с обучающимися.

- Молодцы, тема урока сформулирована правильно.

- Вам необходимо

Вместе с учащимися формулирует тему урока.

Отвечают на вопросы

учителя.

Высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока.

на основе наблюдений.


Анализируют, сравнивают, классифицируют,

преобразовывают информацию из одного вида в другой.

Предлагают варианты целеполаганий.

Познавательные УУД.

Создавать самостоятельно способы решения практикоориентированного задания. Оптимизировать информацию.


Личностные УУД

Осознавать ценностное отношение к содержанию изучаемой темы


Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос, владеть монологической речью.


Регулятивные УУД

Определять лично значимую цель, планировать свою деятельность. Принимать учебное задание.

2.

2.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)


Освоение информации по проблеме


-Учитель организует работу

по осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала, консультирует.

- Что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Используем уравнения в математике и физике)

Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.).

-Ещё раз, какая перед вами стоит проблема? Что такое х/у?

Демонстрация опыта «Горение фосфора (V) в кислороде»

Опишите словами, что вы наблюдали?

Вы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись. Кто пойдёт к доске?

Как химики обозначают на письме фосфор, кислород, оксид фосфора (V)?

- Как вы назовёте вещества (фосфор, кислород), которые вступили между собой в реакцию? (исходные вещества (реагенты)),

- Как вы назовёте оксид фосфора (V), который образовался в ходе химической реакции? (продукт реакции).

Можете ли вы между левой частью и правой частью вашей записи поставить знак равенства. (нет).

Почему - нет?

Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?

(Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов).

-Какой закон здесь можно сформулировать?

- Что вы можете использовать для уравнивания левой и правой части данного уравнения? (коэффициент).

Класс делится на пары.

Парам и стоящему у доски ученику выдаётся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций. .

- Самостоятельно составьте уравнение реакции на основе демоопыта

Демонстрация опыта «Горение железа (III) в кислороде»

- Пришло время сформулировать определение химического уравнения.

- Какой существует способ описания химического уравнения?

(словесный, схематический)

Работают с текстом учебника и иллюстрациями.

Наблюдение за демоопытом

-Фиксируют результаты, устанавливают причинно- следственные связи

Каждый учащийся записывает химические формулы фосфора, кислорода, оксида фосфора (V)

P + O2 → P2O5

получая химическое уравнение, в тетрадь.

- Работают по алгоритму.

-Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости.

Наблюдают за опытом

Результат записывают в тетрадь.

Формулируют определение.

-Осуществление поиска информации с использованием ПСХЭ.

-Делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей

Умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

-Высказывают свою точку зрения и аргументируют её. (словесное описание х/р. Как записывается схема данной реакции).

Умение точно формулировать свою мысль.

-Взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Умение формулировать свои мысли и выражать их в устной форме;

Слушать и понимать речь других.

-Сравнивают свою работу с работой одноклассников.

-Объясняют программу деятельности на своём примере.

-Контроль, коррекция знаний

-Умение точно выражать свою мысль.















Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.


Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.


Познавательные УУД:

поиск и анализ необходимой информации


Регулятивные УУД

Преодолевать затруднения, чтобы продвигаться к цели

Физкультминутка « Периодическая система»

Выполняют разминку.

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

2.2 Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)



- Создает условия для проведения тестового самоконтроля (презентация) (первичное усвоение знаний).

-Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.

-Выполняют тестовое задание с выбором ответа

Выполняют тест. Проверяют по ключам ответы теста.

Определяют вопросы, на которые даны неправильные ответы.

Личностные УУД

Проявлять желание к самооценке

Коммуникативное УУД.

Отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД

Контролировать выполнение результата.

3.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Улучшенное действие

Организует обсуждение результатов.

-Вам необходимо вернуться к проблеме урока, вы решили её?

- Расскажите, как вы решали проблему на протяжении урока?

-Монологическая, диалогическая речь.

- Контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Умение участвовать в обсуждении проблемы.

-Умение выражать свои мысли.

Личностные УУД

Определять потребности в освоении учебной темы.

Познавательные УУД.

Определять значение и смысл термина.

Коммуникативное УУД

Владеть монологической речью.

Регулятивные УУД

Планировать свое дальнейшее развитие.

Рефлексия

Рефлексивная деятельность

В конце урока учащимся предлагается закончить записанные на доске предложения и раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения:

- А я и не знал …

- На будущее мне надо иметь в виду …

- Самым сложным для меня сегодня было …


Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, выказывают свое отношение к уроку).

Заполняют лист самооценки.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД

Проявлять готовность к личностному самоопределению, самооценке.

Коммуникативное УУД.

Ясно и четко выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

Оценивать результат деятельности.

Информация о домашнем задании


-Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Базовый уровень: §27 стр.139-143, № 1-2 (а,б) стр.145. Повышенный уровень: № 3 стр.145, задания на карточках, предложите другой способ описания химической реакции).


Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные УУД

Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.

Принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения



- Сегодня вы узнали, что такое химическое уравнение. На примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках.

- Урок окончен, можете быть свободны.

Литература

1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс – М.: Дрофа, 2002. - 416с.

2. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2-е изд., доработанное.- М : Просвещение, 2011. – 223 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Химия.8-9 классы: проект.-2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 2011.-44с. - (Стандарты второго поколения)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!